Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Татьяна Рыгалова
Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы.

Ребенок радуется первому снегу. Обойдите с ним знакомые места, где вы гуляете, и рассмотрите, как красиво снег украсил улицу, деревья, как блестит снег не солнце. Если будет идти снег, понаблюдайте , как он кружится в воздухе. Предложите поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет.

Итак, первое знакомство с зимой состоялось, и будет продолжаться еще долго. Поэтому надо подумать над тем, как сделать прогулки интересными и полезными. Необходимо гулять с ребенком во всякую погоду. Ничего, если на улице метель – зато интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.

Большое значение имеет одежда ребенка во время прогулки. Иногда можно видеть, как маленький ребенок в тяжелой меховой шубе «на вырост» , в теплой шапке, стоит на одном месте, бессмысленно двигает взад и вперед лопаткой, стремясь хоть чем-нибудь заняться. Понаблюдайте , как ходят многие дети зимой : согнувшись под тяжестью шубы, они шаркают ногами и привыкают сутулиться. Для прогулок лучше надевать легкие зимние куртки или теплые комбинезоны на синтепоне.

Прогулка никогда не покажется скучной ребенку, если вы вместе с ним будете играть и трудиться , наблюдать за зимней природой .

Самое интересное – снег. Дети любят наблюдать , как идет снег. Кроме, того, он является хорошим материалом для игр и труда детей во время прогулок во дворе.

Игры и занятия со снегом не пустое баловство : в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой. Гуляя с детьми, обращайте их внимание на зимние явления . Зимой часто идет снег. Понаблюдайте вместе с детьми , как падает снег. Спросите, куда падает снег; рассмотрите снежинки на рукаве куртки, как они красивы. Когда идет сильный снег, скажите ребенку, что это снегопад, и спросите, как он думает, почему так его назвали люди.

После снегопада посмотрите, какие сугробы намело во дворе. Со старшими детьми измерьте палочкой, где больше снега. Ребенку будет понятно, что снег задерживается у заборов, около домов, там он лежит более толстым слоем. Полюбуйтесь красотой снега, освещенного ярким солнцем, спросите детей , что можно сказать про снег, какой он. Во дворе, на улице оживление. Дворники очищают от снега тротуары. Покажите ребенку, как старательно они убирают снег, посыпают лед песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, посмотрите с ребенком работу снегоочистительной машины.

Веселые игры затевать во дворе, когда много снега. Самая любимая забава детей игра в снежки . Она всегда вызывает шутки, смех, создают хорошее настроение. Поощряйте эту игру и принимайте сами участие в ней. Одновременно дети познают свойства снега : в оттепель снежки хорошо лепятся, снег липкий; в мороз – снег сухой, рассыпается, снежки лепить нельзя. Полезно для детей метание в цель снежков. При этом укрепляются все мышцы тела, и развивается глазомер.

Не забудьте во время снегопада навестить с детьми пернатых друзей. Птиц надо кормить, лучше рано утром. Покормили птиц – теперь можно и поиграть.

Любуясь деревьями в разную погоду, приучайте ребенка высказывать свои впечатления, сравнивать. Сначала сами покажите пример. Для этого подберите из литературных произведений образные сравнения. Используйте пословицы и поговорки понятные ребенку. Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветви. Гуляя, покажите ребенку, что стволы деревьев разные : одни прямые, другие наклонились, а вот два дерева срослись стволами. Хорошо принести с прогулки еловые шишки. Из шишек можно сделать смешных человечков.

Погуляйте вечером с ребенком. Вечерние прогулки имеют большую ценность, прежде всего для укрепления нервной системы ребенка. Полутьма, тишина, движения на воздухе, близость с родителями , которых ребенок не видел целый день. Все это действует на ребенка положительно. Вечерняя прогулка полезна и тем, что ребенок приучается ориентироваться в пространстве. Знакомые предметы в сквере, такие обычные днем, вечером представляются совсем другими. Деревья выглядят совсем черными, ветви длинными. Освещенные фонарями, они бросают незатейливые тени на дорожках. Придя домой после вечерней прогулки, предложите ребенку нарисовать свои впечатления об увиденном. Спросите у ребенка, что он нарисовал.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Учим детей кататься на лыжах» Консультация для родителей: «Учим детей кататься на лыжах». На снегу - две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали.

Много интересных поделок можно сделать, используя природный и бросовый материал. Косточки различных фруктов и овощей, сухие веточки и листья.

Консультация для родителей «Учим детей говорить» Консультация для родителей «Учим детей говорить» г. Новокузнецк МБДОУ «Детский сад №279» Учитель – логопед: Шаева И. Н. Может показаться,.

Консультация для родителей «Учим геометрические фигуры» Весело шагать и стихи сочинять Свежий воздух полезен для крохи, но не забывайте, что прогулка - это не только пребывание на улице, но и.

Консультация для родителей «Учим ребенка правилам безопасности.» УЧИМ РЕБЕНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста. Будьте терпеливы, обучая детей! Они.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно переходить дорогу» Родительское собрание: «Ребенок переходит улицу». Ребенка с ранних лет нужно учить правильно переходить улицу: не с 5-6 лет, а гораздо раньше.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №8 детский сад «Елочка»

Уренского муниципального района

Нижегородской области

Учим детей наблюдать.

Выполнила: Удалова О.Н.

2016г.

Наблюдение - это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием.К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться всей семьей в лес или в парк, что бы ребенок смог увидеть своим любознательными глазами все те волшебные превращения, которая дарит нам природа.

Прежде всего стоит поговорить о приметах того или иного времени года (сезона, месяца). Только постарайтесь, что бы общения не превращались в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность - пусть размышляет в поисках ответов и не беда если его догадки не всегда верны.

Самые заметные наблюдения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать одно деревце, которое растет вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подойдет береза, так как дети лучше всех отличают ее от других деревьев. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите,изменились ли они с приходом зимы и лета. Объясните что хвоинки- это те же листочки. Но маленьким иголочкам в отличие от больших листьев, солнечного света и воды нужно меньше, поэтому они не сбрасывают иголки и всегда зеленые.

А чтобы эта беседа не оказалась затяжной и скучной для ребенка, поиграйте с ним в веселую игру: « Раз, два, три к (название любого дерева) беги. Так ребенок быстрей запомнит название деревьев и повысит эмоциональный фон. А потом будет здорово поменяться ролями,когда ведущим станет ваш малыш.

Следующая, не менее важная и интересная тема детских наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о животных и птицах может заключаться в следующих вопросах: Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек или птица? Чем питаются? Пояснить, почему звери меняют окрас в разное время года? Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие не улетают или наоборот прилетают к нам?

В любом парке часто можно встретить белок, за которыми можно понаблюдать и даже покормить. Ребенок может рассказать из каких частей состоит этот забавный, маленький зверек. Обсудить его повадки и поведение.Ну и конечно же беседу опять же скрашиваем веселыми играми. «Назови три или пять животных.», « Изобрази какое- нибудь животное(например зайку, лису и т.д.)»

Прогуляться с ребенком можно и к водоемам, увидеть своими глазами реки, озера, ручейки. Поговорить о том,что зимой вода замерзает и почему это происходит. Расскажите о растениях и жителях того или иного водоема. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу возле дна остается небольшая прослойка воды, которая не заледенела. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка. Но рыбам все равно хватает. Но а летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.

Ну и если ваш ребенок испытывает интерес к насекомым, червячкам, букашкам и т.д. и его интересует вопрос: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а куда же они деваются зимой? поясните своему юному натуралисту, куда же прячется или засыпает данная фауна. Если вы заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры и кого только не встретишь там:всевозможных жуков, гусениц, бабочек, мух и т.д. Если этот эксперимент вы проведете в зимний период времени, то эти жители не будут двигаться, так как будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит взять одно насекомое и отогреть его теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелиться. Так и весной: пригреет солнышко и все бабочки, мошки выползут из своих убежищ.

Любой малыш знает, что лопатка невероятно нужная и полезная вещь, если например на улице зимой лежит снег, за счет нее можно будет понаблюдать за тем, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит,что там настоящая живая, зеленая травка. Наверное он очень удивится, но вы сумеете ему объяснить,что снег это теплое одеяльце для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют очень комфортно всю зиму до самой весны.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.

Ну и завершить ваши наблюдения можно дома,прочтением книг, по вашей «пройденной теме». Много интересных историй вы сможете отыскать у В. Бианки, например: « Синичкин календарь», « Где раки зимуют», « По следам», и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы их тоже стоит посмотреть вместе со своим чадом.

Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и конечно же желания. Желаю удачи.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Ребенок и природа»

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Уважаемые родители!

Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных. Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что когда ветер, - вертушки вертятся. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты.

Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист. Поздней осенью обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени. Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный (белый, синий) цветок. Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей.

Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме.

Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду. Кратковременные наблюдения малышей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки. По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.

Усилить эмоционально-положительное отношение детей к этому явлению поможет заучивание стихотворения Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем передать в рисунке то, что они видели.

Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда. Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.

Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.

В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи это следы, проследите, кто куда ходил. Малышам нравится рисовать на снегу, а затем рассматривать рисунки друг друга. Малыши узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.

В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей. В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.

Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.

Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки.

В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.

Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни. Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.

Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.

Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают); узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.

Летом возможности для ознакомления детей с природой значительно расширяются. Гуляя с детьми обращайте их внимание на состояние погоды, учтите бережному отношению к растениям. Рассматривая цветы, малыши замечают, что все они разные. Постепенно знакомьте детей с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик, предложите внимательно рассмотреть их, найти листья, цветки; сравните различные цветы по окраске, величине цветов, листьев. Учите детей составлять букеты.

Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные (на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др., что у дуба – желуди, у ели – шишки и т. д.

Желательно показать детям кустики земляники, объяснить, что зеленые ягоды рвать нельзя, а красные – спелые – можно собирать; предложите понюхать ягоды. Следует приучать детей собирать ягоды осторожно.

Можно показать детям и грибы, рассказать, что у гриба есть шляпка, что в лесу много разных грибов. Во время прогулок знакомьте детей с насекомыми: расскажите об особенностях их внешнего вида; о том, кто как передвигается.

«Учим детей наблюдать»

Уважаемые родители!

Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных.

Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что когда ветер, - вертушки вертятся. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты.

Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист.

Во второй и третий периоды осени обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени.

Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный (белый, синий) цветок.

Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей.

Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду.

Кратковременные наблюдения малышей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки.

По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.

Усилить эмоционально-положительное отношение детей к этому явлению поможет заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет»

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, лохматый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем.

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку к нашему порожку? »

Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать в рисунке то, что они видели.

Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда.

Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.

Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.

В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи это следы, проследите, кто куда ходил. Малышам нравится рисовать на снегу, а затем рассматривать рисунки друг друга.

Малыши узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.

В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей.

В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.

Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.

Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки. В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.

Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.

Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.

Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.

Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают) ; узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.

Летом возможности для ознакомления детей с природой значительно расширяются. Гуляя с детьми обращайте их внимание на состояние погоды, учтите бережному отношению к растениям. Рассматривая цветы, малыши замечают, что все они разные. Постепенно знакомьте детей с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик, предложите внимательно рассмотреть их, найти листья, цветки; сравните различные цветы по окраске, величине цветов, листьев. Учите детей составлять букеты.

Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные (на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др., что у дуба – желуди, у ели – шишки и т. д.

Желательно показать детям кустики земляники, объяснить, что зеленые ягоды рвать нельзя, а красные – спелые – можно собирать; предложите понюхать ягоды. Следует приучать детей собирать ягоды осторожно.

Можно показать детям и грибы, рассказать, что у гриба есть шляпка, что в лесу много разных грибов.

Во время прогулок знакомьте детей с насекомыми: расскажите об особенностях их внешнего вида; о том, кто как передвигается.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: