Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Структура компании «АК Транснефть»

Компания «Транснефть» - вертикально-интегрированная структура, является естественной монополией и представляет собой 11 дочерних трубопроводных предприятий, и другие дочерние общества, обеспечивающие деятельность Компании.

Нефтепроводные предприятия, контрольный пакет акций которых был внесен в уставный капитал АК «Транснефть»:

АО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы»;

АО «Приволжские магистральные нефтепроводы»;

АО «Транссибирские магистральные нефтепроводы»;

АО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы»;

АО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы»;

АО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири»;

АО «Северные магистральные нефтепроводы»;

АО «Прикаспийско-Кавказские магистральные нефтепроводы»;

АО «Черноморские магистральные нефтепроводы»;

АО «Сибнефтепровод»;

АО «Магистральный нефтепровод «Дружба».

Производственное объединение Северо-Кавказских магистральных нефтепроводов

Другие предприятия, контрольный пакет которых был внесен в уставный капитал АК «Транснефть»:

АО «Связь»;

АО «Институт по проектированию магистральных трубопроводов»;

АО «по организации и строительству предприятий трубопроводного транспорта «Стройнефть»;

АО «Центр технической диагностики»;

АО «Диагностика и восстановление подводных трубопроводов»;

АО «Волжский подводник».

Компании, в которых «АК «Транснефть» имеет или имело долевое участие:

Российско-украинская корпорация "РУНО" (оптовая торговля нефтью, газом и нефтепродуктами);

АО «Международная консалтинговая компания «Освоение ресурсов» (оказание консалтинговых услуг, производство и реализация товаров народного потребления);

Центр диагностики «Диаскан» (проверка состояния нефтепроводов);

АО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» («РИТЭК») (реализация инвестиционных проектов в нефтепереработке);

АОЗТ «Российская товарно-сырьевая биржа» (биржевые операции);

Российско-канадское СП «Миниойл» (переработка углеводородного сырья и получение товарных нефтепродуктов);

АОЗТ «Национальное перестраховочное общество» (страховая деятельность).

Более 95% нефти, добываемой на территории бывшего СССР, транспортируется по магистральным нефтепроводам, которые, за исключением нефтепроводов Грузии и Туркменистана, были связаны в единую систему. Ее основную долю составляют трубопроводы диаметром 1200, 1000, 800, 700 и 500 мм. Нефтепроводная система бывшего СССР характеризовалась следующими показателями:

объем перекачки - 537,6 млн. тонн;

грузооборот - 1,260,800 млн. тонн/км;

средняя дальность перекачки - 2,345.2 км;

межремонтный период насосных агрегатов - 7,035 час;

потребление электроэнергии - 16,300 млн. кВт/час;

суммарная максимальная потребляемая мощность - 2,500 тыс. кВт/час.

В настоящее время объем железнодорожных перевозок нефти не превышает 4% объема добычи. В основном ж/д перевозится западно-сибирская нефть, предназначенная для переработки на Хабаровском и Комсомольском НПЗ. Автомобильные перевозки нефти практически не используются, за исключением случаев, когда нефть вывозится с отдельных разведочных скважин или с мест аварийного разлива нефти.

Краткая характеристика основных производственных фондов ОАО «АК «Транснефть» по состоянию на середину 90-х годов

В системе нефтепроводного транспорта РФ эксплуатировалось:

49, 6 тыс. км магистральных нефтепроводов (средний диаметр - 837 мм);

403 нефтеперекачивающих станции с общим числом насосных агрегатов около 2000 шт;

948 резервуарных емкостей (применяются для технологических целей слива нефти при ремонтах нефтепроводов и нефтеперекачивающих станций, хранения на основе договоренности с нефтедобывающими предприятиями нереализованной нефти);

суммарная вместимость резервуаров - 13,3 млн. куб. м (из них металлических - 9,6 млн. куб.м).

Структура акционерного капитала

Уставный капитал ОАО «АК «Транснефть», объявленный на момент учреждения, составляет 4,497,764,000 неденоминированных рублей и представлен 4,497,764 акциями номиналом стоимостью по 1,000 неденоминированных рублей каждая.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1083 от 2 ноября 1995 г., Госкомимущества РФ было поручено внести в уставный капитал «Транснефти» закрепленные в федеральной собственности 49% акций дочерних АО. Кроме того, Госкомимущества было поручено утвердить план приватизации (проспект эмиссии) «АК «Транснефть», предусмотрев при этом выпуск привилегированных акций в размере до 25% от уставного капитала. Привилегированные акции впоследствии были безвозмездно размещены среди работников и администрации «Транснефти» и ее дочерних АО. Обыкновенные акции были закреплены в федеральной собственности.

Держателем реестра акционеров «Транснефти» является АО "Центральный Московский Депозитарий".

Объекты линейной части МН, рассматриваемые в данном курсовом проекте:

Собственно трубопровод с отводами и резервными нитками;

Запорная, регулирующая и измерительная арматура;

Переходы через искусственные и естественные препятствия;

Узлы пуска и приема средств очистки и диагностики;

Дома обходчиков;

Вертолетные площадки;

Вдоль трассовые и подъездные автодороги;

Защитные, противопожарные и противоэрозионные сооружения;

Вантузы, узлы отбора давления, сигнализаторы прохождения очистных и диагностических устройств.

Виды работ, связанные с эксплуатацией нефтепровода и поддержанию его надёжности:

Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности объекта.

Текущий ремонт - ремонт, выполняемый в порядке текущей эксплуатации для обеспечения или восстановления работоспособности объекта.

Контроль технического состояния трубопровода осуществляется специальными целевыми проверками, обследованиями, осмотрами, измерениями с применением средств технической диагностики, а также при проведении плановых и ремонтных работ.

Все работы по ТОР следует производить в соответствии с «Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов» и «Положением о техническом обслуживании и ремонте линейной части магистральных нефтепроводов».

Подразделения, осуществляющие ТОР линейной части МН и входящие в состав ОАО МН:

Линейные эксплуатационные службы (ЛЭС) при ЛПДС (НПС). Центральные ремонтные службы (ЦРС) при РНУ.

В представленной курсовой работе рассмотрены и подсчитаны затраты на такой вид ремонтных работ, как ТО оборудования для аварийно-восстановительных работ, устранения дефектов на ЛЧ МН.

Всем добрый день! Так случилось, что мне к большому сожалению довелось поработать в АО "Транснефть". Трудовая деятельность там была не долгой всего лишь 3 месяца, но и этого мне хватило с лихвой. Как многие тут отмечали, рабочий день действительно ненормированный, человеческие отношение в службе в которой я работам напрочь отсутствовали. Сложилось такое впечатление, что молодого специалиста просто готовы были "разорвать на куски и по миру пустить", постоянное психологическое давление, типа "это естественные вещи", "" ты должен это знать" и т.д. и т.п. С приходом на работу, практически во вторую неделю, накидали такой объем работы, который естественно новый работник - специалист просто не в состоянии освоить. Понятное дело, когда этот " завал" разобрать не получалось, начиналась жесткая критика. Работа в службе где я работал, достаточно специфичная, и получить знания и опыт можно только работая там, и работать надо не менее года, может некоторым времени понадобится еще больше. Для себя сделал вывод: " Там просто надо приспособиться". Делегировать работу подчиненным и сидеть спокойно заниматься своими делами, возможно делами " для души". В данной системе, отсутствует такое, когда за недочеты работников отвечает и начальник отдела и соответственно наказывают работника, а начальник как будто бы не причем.Так и случилось со мной. Теперь, что касается увольнения. Уволился со соглашению сторон, т.к. был просто вынужден. Была такая угроза, или уволишься по соглашения, или будешь работать без ежемесячной премии. С учетом того, что мне приходилось добираться к месту работы из соседнего города (60 км. расстояние) работать без премии для меня неприемлемо. Это и послужило основной причиной моего ухода. Еще один неприятный момент случился уже после увольнения, когда я узнал, случайно от бывших коллег, что меня лишают премии за предыдущий период. Все, наверное, кто работал в ОСТ знают, что ежемесячные премии выплачиваются по прошествии 1,5 месяцев. И каким то образом и на каком то основании моя фамилия была включена в Приказ о Премировании РНУ уже после того, как я фактически работникам не являлся. Результатом было то, что мне начисляли премию в размере 7% вместо полагающихся 70 % или 80% от оклада (точно не помню). Минусанули в денежном выражении примерно на 16 000 руб. Для моей семьи это большая сумма.
И напоследок пожелание тем, кто планирует, мечтает попасть в ОСТ. Реально оценивайте свои силы. Необходимо обладать волевым характером, быть харизматичной, амбициозной личностью, способным переступить через общечеловеческие принципы и не испытывать при этом чувства угрызения совести то это работа для Вас.

Краткое описание компании

ОАО "АК "Транснефть" является естественным монополистом, осуществляющим транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Стоимость услуг, оказываемых "Транснефтью", устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ.
100% голосующих акций "Транснефти" принадлежат государству. Привилегированные акции свободно обращаются на ММВБ и в РТС.
В 2007 году государство передало "Транснефти" 100% акций "Транснефтепродукта" .

Структура компании

ОАО "Сибнефтепровод"
ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы"
ОАО "Приволжскнефтепровод"
ОАО "Транссибнефть"
ОАО "Уралсибнефтепровод"
ОАО "Верхневолжскнефтепровод"
ОАО "Центрсибнефтепровод"
ОАО "Северные магистральные нефтепроводы"
ОАО "Черномортранснефть"
ОАО "Связьтранснефть"
ООО "Балтнефтепровод"
ОАО "Волжский подводник"
ОАО "Гипротрубопровод"
ЗАО "Центр метрологического обеспечения"
ОАО "ЦТД "Диаскан"
ООО "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий океан"
ООО "Востокнефтепровод"
ООО "Транснефть Финанс"
ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск"
ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино"
ОАО "АК "Транснефтепродукт"

История компании и проекты

Создание компании
ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии с указом президента Российской Федерации №1403 от 17 ноября 1992 года и постановлением правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года №810. ОАО "Транснефть" является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти Миннефтепрома СССР.

Выпуск привилегированных акций
Постановление правительства РФ №1083 от 2 ноября 1995 года "Об увеличении уставных капиталов акционерных компаний по транспорту нефти "Транснефть" и по транспорту нефтепродуктов "Транснефтепродукт" разрешило "Транснефти" выпустить привилегированные акции в объёме до 25% уставного капитала. Обыкновенные акции Транснефти, согласно постановлению, были закреплены в государственной собственности.
В 1995 году "Транснефть" выпустила привилегированные акции в максимально допустимом количестве и бесплатно разместила их среди работников и администрации компании.
В 1997 году компания начала скупать привилегированные акции. В 1998 году в правоохранительные органы стали поступать жалобы на то, что руководство "Транснефти" вынуждает акционеров продавать принадлежащие им ценные бумаги по невыгодной цене. Против руководства компании было возбуждено уголовное дело, в рамках которого дважды (в 1999 году и в 2006 году) приостанавливались торги акциями "Транснефти".

Биржевое обращение акций
В июле 2002 года начались торги привилегированными акциями "Транснефти" на ММВБ и в РТС.

Нефтепровод в обход Чеченской Республики
В 90-х годах существенно затруднилась эксплуатация нефтепровода "Баку-Новороссийск", участок которого проходил по территории Чечни. Кража нефти на чеченском участке приобрела систематический характер. В 1997 году было принято решение о строительстве обходного участка. Однако, реализация проекта затянулась из-за нехватки средств.
Реализация проекта была возобновлена в 2000 году, когда финансовое положение российской нефтяной отрасли стало улучшаться в связи с ростом мировых цен на нефть. В сжатые сроки "Транснефть" проложила трубопровод протяженностью 312 км по территории Дагестана. При прокладке обходного участка была построена перемычка, соединяющая магистраль "Баку-Новороссийск" с нефтебазой в Махачкале. Это позволило принимать в порту Махачкала танкеры с нефтью из Казахстана и Туркменистана для осуществления транзитной прокачки в порт Новороссийск.

Нефтепровод в обход Украины (Суходольная-Родионовская)
После объявления Украиной независимости Россия потеряла право распоряжаться небольшим участком магистрального нефтепровода, идущего в Новороссийский морской порт. Проект строительства обходного участка возник в начале 90-х годов, однако в то время не нашлось средств на его реализацию.
Понимая стратегическую важность этой нефтетранспортной магистрали, Украина постоянно поднимала плату за его использование. К 2000 году тариф на прокачку нефти по украинскому участку в несколько раз превышал средний уровень. Правительство России потребовало снизить тариф, но Украина ответила отказом. После этого "Транснефти" было дано распоряжение незамедлительно приступить к строительству обходного участка. Первоначально "Транснефть" планировала предоставить нефтяным компаниям долю в проекте в обмен на участие в финансировании. Впоследствии "Транснефть" решила финансировать проект за счёт кредитов и собственных средств.
Строительство нефтепровода Суходольная-Родионовская началось в марте 2000 года, ввод в эксплуатацию состоялся в сентябре 2001 года. Строительство обошлось в $240 млн. Протяженность нефтепровода Суходольная-Родионовская - 259 км, в то время как при прокачке по украинской системе нефть преодолевала расстояние в 364 км. Реализация проекта позволила снизить транспортные расходы на основном экспортном направлении и получить гарантии независимости от решений Украины.

Балтийская трубопроводная система
С распадом СССР Россия лишилась права собственности на крупнейший экспортный морской порт - Вентспилс. Использование этого порта для экспорта российской нефти имело два недостатка: экономический, выражавшийся в высоких расходах, и политический - контроль над экспортом нефти из России находился в руках недружественной страны.
Идея строительства собственного нефтяного порта на Балтийском море возникла в конце 90-х годов. Основным препятствием на пути реализации проекта была нехватка денег. Кроме того, российский участок Балтийского моря зимой покрывается льдом, тогда как акватория Вентспилса не замерзает. В качестве альтернативы "Транснефть" предложила Латвии продать контрольный пакет порта. Латвия ответила отказом.
Решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС) было принято правительством России 16 октября 1997 года. Проект предусматривал прокладку трубопроводов до Балтийского моря и строительство порта в Приморске.
Для сбора средств на реализацию проекта "Транснефть" в мае 1999 года ввела целевой инвестиционный тариф, взимаемый при прокачке нефти по системе магистральных нефтепроводов. Дополнительные сборы вызвали негативную реакцию у нефтяных компаний. "ЛУКОЙЛ" , "Сибнефть" и ТНК отказались выплачивать инвестиционный тариф и подали протест в Высший арбитражный суд. Согласно решению правительства, доля "Траснефти" в капитале проекта должна была составить не менее 50%, остальное планировалось распределить среди нефтяных компаний.
К середине 2000 года "Транснефть" собрала с помощью инвестиционного тарифа более $100 млн. Компания приступила к строительным работам. В декабре 2001 года первая очередь БТС (трубопровод Кириши-Приморск и терминал в Приморске) была сдана в эксплуатацию. Мощность первой очереди составила 12 млн тонн нефти в год.
В ходе реализации проекта государство поменяло свой взгляд на возможность предоставления частным компаниям доли в транспортных мощностях. "В России не может быть частных магистральных нефтепроводов" - таков был новый девиз. Решение о передаче нефтяным компаниям доли в проекте было решено отказаться. Вместо этого им было предложено получить долю в капитале нефтяного порта в Приморске. Впоследствии план был снова пересмотрен, "Транснефть" сохранила полный контроль над проектом.
Мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась - сначала до 18 млн тонн в год, затем до 30, 42, 62 млн тонн в год. К концу 2006 года Приморск уже был способен отгружать около 75 млн тонн нефти в год.
С наращиваем мощности "Балтийской транспортной системы" "Транснефть" снижала прокачку нефти в направлении Вентспилса. 1 января 2003 года Вентспилс был вычеркнут из списка транспортных направлений. Латвия обратилась к "Транснефти" с предложением о продаже пакета акций порта и снижении тарифов на перевалку нефти, но российская сторона ответила отказом.

Банк качества нефти
Транспортная система "Транснефти" не позволяет осуществлять раздельную прокачку нефти. Это снижает прибыль компаний, сдающих в систему дорогостоящую лёгкую нефть. В отдельных случаях производителям лёгкой нефти оказывается выгоднее перевозить своё сырьё по железной дороге, несмотря на существенную разницу в транспортных тарифах. В мировой практике эта проблема решается путём ввода Банка качества нефти. Компании, поставляющие в систему низкосортную нефть, выплачивают компенсируют денежные потери производителей лёгкой нефти. В России подобная система применяется на магистрали "Каспийского трубопроводного консорциума". В 2000-2003 годах "Транснефть" вела активную подготовку к введению Банка качества. В основу проекта был положен принцип "нулевого баланса" - суммы, выплат в Банк качества должны быть равны сумме компенсаций из него. Подготовительная работа была одобрена советом директоров "Транснефти", принято решение с 1 января 2003 года запустить систему в опытном режиме. Противниками введения системы компенсационных выплат выступили нефтяные компании Татарстана и Башкортостана поскольку нефть, добываемая в этих регионах, преимущественно тяжёлая и высокосернистая. В этом основную выгоду от Банка качества получили бы "ЮКОС" и "Сибнефть". Перераспределение прибыли от республиканских компаний в пользу частных признано нецелесообразным, проект заморожен.

Объединение транспортных потоков Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк
В 2003 году нефтяная отрасль России столкнулась с нехваткой транспортных мощностей, что было вызвано высокими темпами роста добычи нефти. В то же время, магистраль Холмогоры-Клин, по которой перекачивалось лёгкая малосернистая нефть из Западной Сибири, оставалась загружена не полностью. В начале 2003 года "Транснефть", "ЮКОС" , "Сибнефть" , "Сургутнефтегаз" и ТНК обратились к правительству РФ с предложением рассмотреть возможность увеличения загрузки нефтепровода Холмогоры-Клин за счёт переброски в него части нефти, транспортируемой по магистрали Сургут-Полоцк.
Решение было одобрено, с 1 апреля АК "Транснефть" увеличила прокачку нефти по трубопроводу Холмогоры-Клин, переориентировав на этот маршрут часть сырья из магистрали Сургут-Полоцк. Объединение транспортных потоков повысило суммарную экспортную мощность российской трубопроводной системы на 15-19 млн тонн в год. По обоим нефтепроводам стала прокачиваться единая смесь, улучшив показатели сырья на направлении Сургут-Полоцк и ухудшив на направлении Холмогоры-Клин. Туапсинский, Краснодарский и Волгоградский НПЗ стали получать нефть с большим содержанием серы.

Западная Сибирь-Мурманск
Российские порты на Балтийском и Чёрном морях не имеют возможности принимать большегрузные танкеры. Удобным местом для размещения нефтяного порта является Мурманск. Глубина моря в районе Мурманска позволяет принимать танкеры водоизмещением 240-300 тыс. тонн, Баренцево море не ограничено узкими проливами в отличие от Чёрного и не покрывается зимой льдом в отличие от Балтийского.
Осенью 2002 года "ЛУКОЙЛ" , "ЮКОС" , ТНК и "Сибнефть" подписали "Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". Впоследствии к этому соглашению присоединился "Сургутнефтегаз". Рассматривалось для варианта строительства трубопровода: напрямую из Западной Сибири на Мурманск с подводным переходом по дну Белого моря (протяженность - 2500 км) и в обход Белого моря (протяженность - 3600 км). Мощность первой очереди планировалась на уровне 50 млн тонн в год с перспективой дальнейшего увеличения.
Сначала правительство России выразило готовность предоставить нефтяным компаниям долю в транспортной системе в обмен на инвестиции. Позже от этой идеи решено было отказаться, проект передан на рассмотрение "Транснефти".
В апреле 2004 года "Транснефть" объявила о нецелесообразности строительства нефтепровода до Мурманска. По мнению "Транснефти", трубопровод из Западной Сибири должен окончится в Индиге, поскольку этот маршрут значительно короче и требует меньших вложений.

Харьяга-Индига
Отказавшись от строительства нефтепровода до Мурманска, "Транснефть" приступила к разработке проекта Харьяга-Индига. В числе достоинств этого проекта - малая протяженность трубопроводного маршрута (около 400 км) и отдельная прокачка нефти, добываемой на Тимано-Печёре, что позволяло решить задачу сохранения её качества. Вместе с тем, проект имел существенный недостаток глубина моря в районе Индиги не позволяет принимать крупнотоннажные танкеры, кроме того, море замерзает зимой.
Сначала планировалось построить транспортную систему мощностью 24 млн тонн в год, но после переговоров с нефтяными компаниями такая мощность была признана избыточной и сокращена до 12 млн тонн в год. Пока велась разработка проекта, "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" (основные недропользователи Тимано-Печёры) создали собственные системы транспортировки нефти. Остальные компании, работающие в регионе, не располагают достаточными объёмами нефти для загрузки нового нефтепровода. Проект заморожен на неопределённый срок.

"Дружба"-"Адрия"
Южная ветка нефтепровода "Дружба" заканчивается в Венгрии, у НПЗ Сазхаломбатта. К этому НПЗ также подходит ветка нефтепроводной системы "Адрия", соединяющая НПЗ с хорватским портом Омишаль на Адриатическом море. Порт Омишаль работает в режиме приёма нефти. Загрузка системы невелика, поскольку "Адрии" приходится конкурировать с "Дружбой".
В начале 2000-х годов возник проект соединения нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" с реверсом порта Омишаль. "Адрия" по кратчайшему пути соединяет южную ветку "Дружбы" с глубоководным портом на Адриатике, позволяющим принимать большегрузные танкеры. Достоинством проекта является его низкая себестоимость, поскольку он не требует прокладки новых трубопроводов. На первом этапе через Омишаль планировалось отгружать до 5 млн тонн российской нефти в год с последующим наращиванием объёма до 15 млн тонн в год.
Основным препятствием, стоящим на пути проекта является большое число транзитных стран - Белоруссия, Украина, Словакия и Венгрия. За время, пока велось согласование проекта со всеми заинтересованными сторонами, в России прекратился рост добычи нефти. Проект заморожен.

Попытка "Транснефти" добывать нефть
В октябре 2001 года "Транснефть" стала учредителем нефтедобывающего предприятия "Трансойл". Предприятие должно было заняться разработкой Пальяновского участка Красноленинского нефтяного месторождения с запасами 70 млн тонн. Доли учредителей: ГУП "Красноленинскнефтегазгеология" - 50%, "Профтехконсалт" - 38%, "Транснефть" - 12%.
Всего через месяц "Транснефть" объявила о продаже своей доли в "Трансойле". Причиной стало решение Комитета по природным ресурсам ХМАО о приостановке действия лицензионного соглашения с "Красноленинскнефтегазгеологией".

Перемычка между системой "Транснефти" и КТК
В начале 2000-х годов существовал дефицит мощностей "Транснефти", в то время как магистраль "Каспийского трубопроводного консорциума" была не полностью загружена. Нефтяные компании обратились к "Транснефти" с предложением построить перемычку Тихорецк-Кропоткин, которая соединит системы "Транснефти" и КТК. Переговоры между заинтересованными сторонами велись несколько лет, но закончились безрезультатно.
Нефть из системы "Транснефти" стала поступать с ноября 2004 года, после того, как ЗАО "Нафтатранс" ввело в эксплуатацию железнодорожный терминал Кавказская, соединённый трубопроводом с системой КТК в районе НПС Кропопоткинская. Мощность трубопровода - 6 млн тонн в год.

Прекращение транспортировки нефти в Литву
В июле 2006 года произошла авария на участках Унеча-Полоцк-1 и Унеча-Полоцк-2 нефтепровода "Дружба". В результате аварии была остановлена прокачка нефти на Мажейкяйский НПЗ и терминал Бутинге. По результатам проверки, проведённой Ростехнадзором, нефтепровод на участке Унеча-Полоцк признан полностью изношенным и непригодным для эксплуатации. Возобновление транспортировки нефти по этому направлению возможно только после полной замены труб. "Транснефть" не стала проводить замену труб и вывела изношенный участок из эксплуатации. Литовский концерн Mazeikiu Nafta был вынужден осуществить реверс терминала в Бутинге для обеспечения сырьём нефтеперерабатывающего завода.

Бургас-Александруполис
Недостаточная пропускная способность турецких проливов сдерживает развитие экспортных портов на Чёрном море. Проект Бургас-Александруполис предусматривает прокладку нефтепровода протяженностью 280 км от болгарского порта Бургас на Чёрном море до греческого порта Александруполис на Эгейском море. Мощность системы составит 35-50 млн тонн в год.
Для реализации проекта по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис ОАО "АК "Транснефть", ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "Газпром нефть" 18 января 2007 года учредили компанию ООО "Трубопроводный Консорциум "Бургас-Александруполис". Доля "Транснефти" в созданном консорциуме составляет 33,34%. Двум другим участникам - "Роснефти" и "Газпром нефти" - принадлежит по 33,33%.
Основные функции консорциума "Бургас-Александруполис" - осуществление полномочий единого акционера от РФ в "Международной проектной компании". Российским компаниям в "Международной проектной компании" принадлежит 51% акций, оставшиеся 49% поделили между собой Болгария и Греция. Греческая доля в проектной компании распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством Греции (1%), долей в размере 24,5% в общем проекте владеет болгарская компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".
В создаваемой МПК российскому ООО "Трубопроводный консорциум "Бургас-Александруполис" будет принадлежать 51%; греческая доля в проектной компании в размере 24,5% будет распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством республики (1%); долей в размере 24,5% в общем проекте будет владеть болгарская компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".

Доверительное управление пакетом акций КТК
В июне 2007 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало "Транснефти" в доверительное управление 24% акций ЗАО "КТК-Р" и ЗАО "КТК-К". "Транснефть" не будет получать никакого вознаграждения за управление акциями КТК. Все дивиденды, получаемые от трубопроводного консорциума, компания должна перечислять в бюджет. Вместе с тем, "Транснефти" удалось добиться максимальной самостоятельности в принятии решений по КТК.
ЗАО "КТК-Р" эксплуатирует российскую часть нефтепровода Каспийского нефтепроводного консорциума, ЗАО "КТК-К" - казахстанскую. России в обоих предприятиях принадлежит 24%, Казахстану - 19%.

Объединение "Транснефти" и "Транснефтепродукта"
В апреле 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ об объединении "Транснефти" и "Транснефтепродукта". "Транснефть" осуществила дополнительную эмиссию своих акций, которые были обменяны на госпакет акций "Транснефтепродукта". В результате сделки "Транснефть" стала владельцем 100% акций "Транснефтепродукта", а государство увеличило долю в уставном капитале объединённой компании до 78,1% (100% голосующих акций).

Восточная Сибирь-Тихий океан
Освоение нефтегазовых запасов Восточной Сибири сдерживается из-за нехватки транспортных мощностей. Кроме того, транспортировка нефти в западном направлении обходится очень дорого в связи с большим расстоянием до потребителей. Наибольшая эффективность разработки восточносибирских месторождений может быть достигнута при поставках нефти в Китай и другие страны Азии. Проект создания транспортной системы ВСТО предусматривает прокладку нефтепровода от Тайшета до Находки и строительство нефтяного порта на побережье Тихого океана в районе Козьмино. Возле Сковородино (примерно середина маршрута нефтепровода) возможно строительство ветки на Китай.
В связи со сложностью и высокой ценой реализации проекта строительство нефтепроводной системы ВСТО разделено на два этапа. Первая очередь включает в себя прокладку нефтепровода от Тайшета до Сковородино и строительство нефтяного порта Козьмино. На втором этапе нефтепровод соединит Сковородино и Козьмино. До ввода второй очереди нефть будет доставляться в конечную точку транспортной системы по железной дороге.
"Транснефть" приступила к строительным работам в апреле 2006 года. С целью экономии средств трубопровод было решено прокладывать вдоль БАМа. Но природоохранные организации выступили против строительства нефтепровода поблизости от Байкала. Маршрут ВСТО был перенесён севернее Байкала, в результате чего общая протяжённость системы возросла на 400 км. Согласно скорректированному варианту нефтепровод пройдёт по маршруту Тайшет-Усть-Кут-Талакан-Алдан-Тында-Сковородино (протяжённость - 2760 км).
В октябре 2008 года был подготовлен к эксплуатации участок Тайшет-Талакан. До завершения строительства остальных объектов первой очереди, готовый участок было решено использовать в реверсном режиме для транспортировки нефти с Талаканского месторождения в западном направлении.

Балтийская трубопроводная система-2
Председатель правительства РФ Владимир Путин 26 ноября 2008 года подписал распоряжение о проектировании и строительстве "Балтийской трубопроводной системы-2". Трубопровод БТС-2 пройдёт от станции Унеча до порта Усть-Луга. Проектная мощность - 50 млн тонн в год.
Проектом строительства БТС-2 предусматривается возможность прокладки ответвления до "КИНЕФа".

Обновление: октябрь 2008 года

Группа «ТРАНСНЕФТЬ»

История группы Транснефть – красноречивая иллюстрация тезиса о том, что все события цикличны, и новое – это хорошо забытое старое.

Вся нефтяная промышленность России была национализирована в 1918 году, было создано Главное управление по топливу, в рамках которого задачи транспортировки нефти и нефтепродуктов внутри страны (а с 1922 года и поставки нефти вовне) стал решать Нефтеторг.
В последствии Нефтеторг был переименован в Нефтесиндикат, после чего – в Союзнефть (1927г.), а потом и в Главнефтесбыт (1934г.). Еще через год, в 1935 г., Главнефтеснаб стал Главнефтесбытом. При этом все это время транспортировка и нефти, и нефтепродуктов оставалась в ведении одной структуры.

Мы разошлись, как в море корабли…
– из романса «Корабли».

В феврале 1970 года ситуация кардинальным образом изменилась - нефтеснабжение разделилось на две независимые структуры, поскольку уже становилось понятным, что экспорт нефти приобретает стратегическое значение.
В структуре Миннефтепрома было создано Главное управление по поставкам и транспорту нефти (Главтранснефть), которому отошли все нефтепроводы. В Главнефтеснабе остались нефтепродуктоводы, нефтебазы и АЗС.

В 1992 году на базе Главтранснефти было создано ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», получившая в наследство все 17 трубопроводных предприятий бывшей Главтранснефти и ее основную функцию - транспортировку сырой нефти по магистральным нефтепроводом.

Одновременно происходили и изменения в структурах, занимающихся транспортом нефтепродуктов – на базе Госкомнефтепродукта РСФСР был образован концерн «Роснефтепродукт». 30 августа 1993 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 871 «Роснефтепродукт» был ликвидирован, и появилась Акционерная компания по транспорту нефтепродуктов «Транснефтепродукт». Транснефтепродукт стал оператором нефтепродуктоводов, транспортирующих светлые нефтепродукты - дизельное топливо, бензин и керосин – от коммерческих НПЗ, общей протяженностью около 20 тыс. км.

Часть группы Транснефть пытались приватизировать, но аукцион, назначенный в 1998 году, из-за кризисных событий был отложен. Больше к этому вопросу государство не возвращалось. Группа «Транснефть» так и осталась естественной монополией, все голосующие акции головной компании принадлежат государству, привилегированные (не голосующие) акции торгуются на бирже.

«Рациональность объединения не очевидна. Думаю, чиновники не станут воплощать эту идею в жизнь, она слишком неожиданна и экзотична.»
– Валерий Нестеров, аналитик «Тройки Диалог», 2004 год.

Совпадение или нет, но через несколько после того, как в Транснефть пришла команда бывших менеджеров из ЛУКОЙЛа, с компанией произошли существенные изменения. Было реализовано предложение президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, которое он неоднозначно озвучивал, в том числе в официальных письмах в адрес Минэкономразвития: объединить Транснефть и ТНП с целью «концентрировать и перераспределять денежные ресурсы объединенной компании для развития наиболее важных трубопроводных направлений».

В 2007 году «Транснефтепродукт» был присоединен к «Транснефти», таким образом, транспорт как нефти, так и нефтепродуктов оказался в ведении одной компании. Таким образом, история завершила очередную спираль, трубопроводный бизнес снова консолидирован, как до разделения в 1970-м году.

Важнейшие реализованные и идущие проекты в части транспортировки нефти – это Харьяга-Индига, «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), ВСТО-2, трубопровод «Дружба», Балтийская трубопроводная система (вместо порта Вентспилс в российский порт в Приморске), Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и трубопроводы Баку-Новороссийск и Грозный-Туапсе, Заполярье-Пурпе, Суходольная-Родионовская (в обход Украины в Новороссийский морской порт), объединенный контур Холмогоры-Клин и Сургут-Полоцк. Стартуют проекты второй нитки Балтийской трубопроводной системы и КТК-2, Бургас-Александруполис. Му́рманский нефтепрово́д (от месторождений нефти Западной Сибири до морским незамерзающего порта Мурманск), «Дружба»-Адрия (из Венгрии в Хорватию) заморожены.

ОАО «ТРАНСНЕФТЬ» — головная компания Транснефти.


Компании, входящие в состав Транснефти по направлениям бизнеса:

Транспортировка, хранение, распределение нефтепродуктов:
Уралсибнефтепровод , Транссибнефть , СЗМН , Сибнефтепровод , МН «Дружба» , Центрсибнефтепровод , Черномортранснефть , Верхневолжскнефтепровод , Балтнефтепровод , Приволжскнефтепровод , СМН , Востокнефтепровод , Дальнефтепровод ,

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: