Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

В широтах с холодным и умеренным климатом хорошо выражены сезонные явления в природе.

В течение года здесь резко изменяются продолжительность светлой части суток и интенсивность освещения, температура и влажность, существенно меняются разнообразие и количество пищи, возможность ее добывания. Таким образом, жизнь птиц протекает в условиях периодически меняющейся обстановки. Периодические изменения среды (погоды, защитных условий, обеспеченности кормами и т. п.) определяют ритм, закономерно следующих друг за другом состояний организма птицы. Эта периодичность формирует сезонные изменения уровня и характера метаболизма, поведения, складывающихся в годовой цикл жизни. Вся жизнь птиц подчинена сезонным закономерностям. Однако время начала, продолжительность и формы проявления отдельных фаз цикла неодинаковы как у разных видов (что зависит от пищевой специализации, продолжительности инкубации яиц и роста птенцов и других экологических особенностей), так и у особей одного вида, находящихся в разных географических районах или отличных друг от друга местообитаниях.

В годовом жизненном цикле можно выделить следующие основные периоды: подготовка к размножению (приходящаяся у наших птиц на весну), размножение (конец весны, лето), подготовка к зиме (осень), зимовка. Только в период размножения, когда птицы заняты охраной своих гнездовых участков, постройкой гнезд, откладкой и насиживанием яиц, выкармливанием птенцов, и колониальные, и одиночногнездящиеся виды прочно связаны с определенной территорией. В это время каждая пара держится в одном месте, а все птичье население, подчиняясь строгим правилам территориальных отношений, более или менее равномерно рассредоточено по площади леса. Птиц в это время нетрудно сосчитать, пройдя несколько раз по определенному маршруту и отмечая встреченные особи на плане участка. Однако этот период «иммобильности» птиц завершается, когда полностью оперенные, приобретшие способность к полету молодые птицы начинают самостоятельную жизнь. Связи между взрослыми и молодыми птицами в это время прерываются (за редкими исключениями) и, сбившись в стаи или поодиночке, они начинают перемещаться по лесам, постепенно все дальше и дальше удаляясь от родных мест. Такие послегнездовые перемещения обычно совпадают с сезонными (осенними) изменениями среды обитания. Сокращение продолжительности светлой части суток, уменьшение интенсивности дневного света, понижение температуры воздуха заметно ухудшают возможности птиц в отыскании корма; эти же причины обусловливают прекращение роста и вегетации большинства растений, их постепенный переход в состояние покоя, «уход» на зимовку насекомых и других беспозвоночных. Таким образом, резко сокращается и имевшаяся до этого кормовая база птиц: огрубевшие листья и стебли, засохшие цветы теряют свое кормовое значение; спрятавшиеся в почву, под мох и в другие места беспозвоночные становятся недоступными для большинства птиц, а кладки насекомых (чешуекрылых и многих других, которые к концу лета заканчивают цикл своего развития и, отложив яйца, погибают) из-за большой рассредоточенности в пространстве и мелких размеров яиц - энергетически малоценная пища. В этих условиях (когда к тому же уменьшившаяся длина дня сокращает продолжительность поисков корма в течение суток) возможности для обеспечения пищей в пределах гнездового участка у птиц заметно снижаются, что и побуждает их расширить поиски корма за пределами своей территории. Определенное значение имеет, по-видимому, и сокращение в пределах ограниченного участка запасов корма за счет его «выедания» в течение длительного периода от постройки гнезда до вылета из него птенцов. Так начинаются сезонные миграции, по характеру которых птиц принято подразделять на оседлых, кочующих и перелетных.

К оседлым лесным птицам относятся рябчики, глухари, тетерева и некоторые другие, как правило, хорошо обеспеченные зимними кормами.

Эти птицы после размножения довольно широко перемещаются в поисках пищи и укрытий, не удаляясь, однако, на большое расстояние от «родных» мест. Например, в лесах центра европейской части нашей страны рябчик кочует на ограниченном пространстве, доходящем до 800 км 2 ; тетерев отлетает осенью и зимой на 50 - 60 км от мест своего гнездования; глухарь отлетает от мест вывода на более чем на 100-120 км. Серая ворона здесь оседла лишь частично (не считая городских популяций, которые теперь гнездятся в самом городе и по его окраине). Отдельные старые особи остаются у населенных пунктов невдалеке от своих гнезд, большинство же молодых птиц, как показывает кольцевание, откочевывают далеко в юго-западном направлении, их замещают особи, прилетевшие с севера и северо-востока.

Кочующие - это птицы, которые покидают места, где гнездились, и в поисках пищи, доступные запасы которой резко сокращаются с наступлением холодов, а особенно после выпадения снега, беспрерывно перемещаются, оказываясь часто в нехарактерных для них биотопах леса, вылетая на луга, поля, околицы деревень и т. п., удаляясь от своих гнездовий на сотни километров. К кочующим птицам относятся некоторые виды синиц, отчасти обыкновенная пищуха и обыкновенный поползень, клесты, снегирь, свиристель, сойка и многие др.

Перемещение оседлых птиц и довольно далекие миграции кочующих - приспособление для расширения добывания пищи. Однако в конце лета и осенью количество доступных кормов (в частности, насекомых) сокращается так сильно, что очень многие неперелетные виды переходят на питание становящимися обильными в осенне-зимний период ягодами, семенами, а также вегетативной пищей (почками, хвоей и т. п.).

Таким образом, на смену преобладавшим в летний период в питании птиц животным кормам приходят растительные, которые в осенне-зимнее время наиболее обильны и доступны для оседлых и кочующих в наших лесах в это время года птиц.

Сделанные подсчеты показывают, что большинство видов лесных птиц, способных менять состав кормов, ведет оседлый и полуоседлый образ жизни или предпринимает кочевки, как правило, не выходящие за пределы лесной зоны нашей страны. Например, среди птиц, гнездящихся на северо-западе Московской обл., смена кормов свойственна 100% видов оседлых птиц, 86% полуоседлых, 64 % кочующих и только лишь 18% перелетных.

В поисках семян и других растительных кормов птицы перемещаются в те леса, где в осенне-зимний период эта пища более обильна: происходит перераспределение птиц по местам обитания.

К перелетным относится большая часть лесных птиц нашей страны: голуби, кукушка, козодой, лесной конек, горихвостка, соловей, зарянка, пеночки, камышовки, славки и многие другие птицы, которые в зимнее время оказываются неспособными ни добывать характерные корма (обычно насекомых) в местах летнего обитания, ни переключиться на другую пищу. После размножения такие птицы покидают родину и совершают длительный, измеряемый сотнями, а иногда и тысячами километров перелет (обычно в южном направлении) к местам зимовок. На местах зимовок перелетные птицы проводят всю зиму, не предпринимая более или менее значительных перемещений, и лишь весной пускаются в обратный путь на север - к местам гнездовий.

Защитные и кормовые условия для птиц в лесу значительно лучше и разнообразнее, чем на открытых пространствах, а поэтому, несмотря на отлет на юг перелетных птиц, в зимнем лесу разнообразие и обилие птиц сравнительно велико. Однако и в лесах видовой состав и плотность населения птиц существенно изменяются по сезонам года.

Смена кормов (переход на растительную пищу) в осенне-зимний период ведет к перемене способов добывания пищи и в конечном итоге, к перемещению птиц из биотопов, где они держались летом, в более кормные осенью и зимой участки леса. В это время птицы часто посещают места, где в летнее время их не было из-за отсутствия подходящих для гнездования условий.

Осенью больше всего птиц встречается в кустарниковых зарослях, по опушкам, в смешанном лесу, особенно у полян, вдоль просек и лесных дорог, в разреженных участках древостоя. По мере листопада разнообразие и обилие птиц в лиственных лесах сокращается параллельно ухудшению кормовых и защитных условий. Такая неравномерность размещения птиц, например, в лесах Московской и Калининской областей становится заметна уже в конце июля.

В наиболее кормных, с хорошими защитными условиями местах перемещающиеся по соседнему лесу выводки птиц начинают встречаться еще в конце июня - начале июля, в конечном итоге возникают стаи. Жизнь в стае дает несомненные преимущества: сообща легче находить пищу и избегать врагов. Птица, которая держится вне стаи, больше времени тратит на наблюдение за окрестностями, но все равно хищнику легче напасть на нее, чем незамеченным приблизиться к стае. Поэтому одиночные птицы меньше кормятся и менее упитаны, чем особи в стаях. Чечетки, снегири, свиристели, дрозды, синицы и многие другие виды, составляющие подавляющую часть птичьего населения леса в осенне-зимнее время, встречаются исключительно стаями.

Стайный образ жизни основной части птиц обусловливает неравномерное - пятнистое (конгрегационное) размещение их в лесу начиная с конца лета. Особенно заметной такая пятнистость становится зимой: можно пройти не один километр по заснеженному лесу и не увидеть ни одной птицы, а потом встретить большую синичью стайку и услышать, как перекликаются в ней буроголовые гаички и хохлатые синицы, попискивают корольки, шуршит, перебираясь вверх по стволу, пищуха, увидеть мелькнувшего в кроне сосны малого пестрого дятла, подвесившуюся на конце еловой лапы московку или шествующего вниз головой поползня.

С конца лета и всю осень идет пролет на юг гнездившихся севернее птиц. В лесах средней полосы европейской части СССР многие из этих мигрантов нередко подолгу задерживаются в подходящих местах. Поскольку летят они не все сразу, «волна», состоящая из раньше покидающих места гнездования видов, сменяется «волнами» более поздних мигрантов, осенью разнообразие и обилие птиц в лесах претерпевают постоянные и быстрые изменения. Одновременно с пролетом начинается массовый отлет местных перелетных птиц. Лишь в конце осени - начале зимы, когда в лесах, например, центра европейской части нашей страны станут регулярно попадаться прикочевавшие сюда из более северных мест своего ареала синицы-московки, снегири, чечетки, свиристели - говорят, что установился зимний аспект авиафауны.

Только в середине ноября - в начале декабря устанавливается зимний аспект авифауны в Московской обл. Из почти трехсот видов и форм птиц, зарегистрированных в этом регионе, зимой встречаются 92 (около 32%), из которых всего 27 попадаются здесь ежегодно. Это (в порядке убывания численности) - сизый голубь, домовой и полевой воробьи, серая ворона, буроголовая гаичка, желтоголовый королек, снегирь, хохлатая синица, обыкновенная чечетка, чиж, большая и длиннохвостая синицы, обыкновенная овсянка, обыкновенный поползень, галка, большой пестрый дятел, сойка, сорока, обыкновенная пищуха, рябчик, воробьиный сычик, ястреб-перепелятник, малый пестрый дятел, серый сорокопут, тетерев и глухарь, мохноногий сыч. Большинство видов зимней авифауны - птицы древесно-кустарниковых насаждений. С установлением зимнего аспекта авифауны в лесах соотношение населения отдельных видов (до весны, когда начинается миграция птиц к местам гнездования) остается более или менее постоянным. Происходит лишь некоторое снижение общей численности птиц, обусловленное в основном их повышенной смертностью в этот период. Однако непериодические появления в огромных количествах таких «бродячих» видов, как клесты, московка, дрозд-рябинник, а также чечетка, чиж и другие, вносят резкие изменения в обычное соотношение населения отдельных видов птиц, зимующих в лесах Московской обл. Иногда уже в октябре численность клестов в ельниках превышает 10% всего птичьего населения; в ноябре численность московки в хвойных лесах соответственно может составить 8-12%. В такие годы доля населения «бродячих» видов зимой бывает очень высокой: в 1958 г. в западном Подмосковье, например, в январе-феврале чечетки составляли 50- 70% населения мелколиственного леса, клесты - 25-40% в хвойном лесу (50% - в зрелых ельниках).

Обычно в таежных и смешанных лесах основная часть зимующих птиц - виды растительноядные и со смешанным питанием; насекомоядные составляют менее четверти авифауны. Однако в лесах и парковых древостоях, примыкающих к населенным пунктам, где птицам легче прокормиться, видов, остающихся зимовать, значительно больше. В парках и древостоях на окраинах Москвы, Ленинграда, Калинина и других городов средней полосы регулярно зимуют грач, обыкновенный скворец и даже майна. В таких местах численность птиц и зимой бывает очень высокой. По наблюдениям М. Г. Сорокина, в высокоствольном разреженном сосняке пригорода Калинина, где посещающие лес жители систематически подкармливают животных, плотность населения птиц зимой (368-407 экз/км 2) только немного ниже, чем в гнездовой период (432 экз/км 2), хотя видовой состав значительно беднее (соответственно 14 и 35 видов).

Кроме перечисленных сезонных изменений, происходит и перераспределение птиц между разными по составу древостоя лесами. Если в гнездовой период мелколиственные леса немного уступают хвойным по обилию птиц (а в широколиственных лесах, особенно дубравах, обилие птиц в весенне-летнее время заметно выше, чем в хвойных), то зимой плотность птичьего населения хвойных лесов примерно вдвое больше, чем в лиственных. Таким образом, большая часть птичьего населения лесов зимой концентрируется в хвойных древостоях (особенно в ельниках), создающих максимум кормовых и защитных условий для большинства видов птиц. Таким образом, сезонные изменения пернатого мира в лесу очень глубоки и имеют качественный характер.

В конце зимы небольшие перемещения (от мест ночевки к местам кормежки) перелетных птиц и ненаправленные передвижения кочующих птиц постепенно перерастают в направленные миграции к местам размножения. В конце зимы и весной, например, в лесах средней полосы СССР можно видеть, как постепенно исчезают прикочевавшие с севера (зимовавшие) птицы и появляются пролетные и гнездящиеся.

Общие закономерности сезонных изменений размещения и численности птиц хорошо иллюстрируют подробные наблюдения, сделанные в Центрально-Черноземной зоне. Из 269 видов птиц, зарегистрированных на территории Среднего Подонья, зимуют около 60 (22,3%). Это живущие оседло и кочующие зимой, а также прилетевшие с севера виды (большой и малый пестрые дятлы, обыкновенная пищуха, большая и длиннохвостая синицы). Большинство видов зимней авифауны - птицы древесно-кустарниковых насаждений. Однако далеко не все типы леса могут обеспечить условия для существования птиц зимой.

Сосняки (особенно молодые) Среднего Подонья очень слабо заселены птицами. Зимой здесь обычны лишь кочующие стайки синиц (в основном больших и гаичек), желтоголовый королек, обыкновенная пищуха, большой пестрый дятел. Иногда встречаются клесты-еловики, а по широким просекам - мелкие стайки обыкновенных овсянок, юрков, чечеток.

В противоположность чистым соснякам смешанный лес наиболее богат птицами в течение всей зимы. Кроме видов, встречающихся в сосняках, здесь обычны ястреба, обыкновенная неясыть, обыкновенный поползень, московка и крапивник. Почти всегда можно встретить чечеток и чижей, снегирей, а у опушек - серого сорокопута. В чистолиственном лесу попадаются те же виды, что и в смешанном, но численность их значительно ниже. Корольки и клесты избегают эти древостой, а длиннохвостые синицы их предпочитают.

В зарослях по берегам лесных речек постоянно держатся снегири, чижи и чечетки. Здесь обычны седоголовый, белоспинный и малый пестрый дятлы, а также зеленая лазаревка; чаще, чем в других местах, зимой встречаются ястреба, неясыть и серый сорокопут. На незамерзающих участках речек в некоторые годы зимуют утки.

Весной, еще задолго до прилета первых грачей, по поведению зимующих птиц можно уловить признаки наступающего оживления природы. Морозными февральскими ночами в старом лесу раздаются брачные крики филинов и неясытей, а безветренными солнечными днями далеко слышно пение больших синиц, барабанная дробь большого пестрого дятла. В первой декаде марта начинают отлетать на север пуночки и лапландские подорожники, а вслед за ними пускаются в путь на север стаи зимовавших чижей, снегирей, чечеток. Резко меняется поведение длиннохвостых синиц - они, как и другие зимовавшие птицы, начинают готовиться к периоду размножения. В это время «поют» сойки и сороки, издавая тихое неторопливое щебетание и другие звуки, совершенно не вяжущиеся с их обычными грубыми криками. В середине - конце марта в Среднее Подонье прилетают скворцы, коноплянки, а немного позже жаворонки, ушастая сова, обыкновенная пустельга и другие дневные хищные птицы; начинается прилет водоплавающих птиц, концентрирующихся в поймах лесных рек. Здесь на полузатопленных половодьем деревьях останавливаются на отдых стаи пролетных рябинников и других дроздов, скворцов. В лесу в это время еще много снега, но склоны поймы уже свободны от него, поэтому именно по берегам лесных рек и озер можно услышать на вечерних зорях первые песни зарянок, черного и певчего дроздов, увидеть первую тягу вальдшнепов. На лесных болотах слышны голоса серых журавлей, а над водой с криками носятся кулики-черныши. Пойменный лес уже полон звонкими трелями зябликов, песнями обыкновенной овсянки и зеленушки, а в прибрежных зарослях подстерегают свою добычу ястребы - тетеревятник и перепелятник. В середине апреля такое тяготение лесных птиц к поймам затухает. В глубине леса уже слышна звонкая капель пеночки-теньковки, у полян и в разреженных участках древостоя - пение лесных коньков, а по опушкам в кустарниках шмыгает огромное количество пеночек-весничек. В лесу в это время встречается масса пролетных дроздов-белобровиков, вертишеек.

В конце апреля прекращается пролет водоплавающих птиц, убывает количество мигрирующих на север куликов; начинается пролет мелких лесных насекомоядных птиц (мухоловок, пеночки-трещотки и др.), продолжается массовый полет теньковки, веснички, появляются соловей, садовая овсянка. Временами похолодание приостанавливает их дальнейшее перемещение к местам размножения, и тогда в садах, байрачных лесах, полезащитных лесополосах на одну-две недели скапливается огромное количество птиц. Но проходит ненастье, и масса пернатых странников покидает свои временные пристанища, которые кажутся тогда опустевшими, несмотря на значительное количество оставшихся на своих гнездовых местах птиц.

В начале мая в лесах Среднего Подонья появляются горлица, кобчик, козодой, кукушка. Характерно почти полное отсутствие пролетных, не гнездящихся на территории края видов птиц. Последними, ко времени полного облиствения деревьев и кустарников, пышного развития травянистой растительности (дающих приют ранним насекомым, которыми питаются большинство прилетающих в первой половине мая птиц), появляются сплюшка, иволга, чечевица, сорокопуты, славки, камышевки, береговая ласточка.

К концу пролета (вторая декада мая) гнездовая фауна Среднего Подонья бывает уже почти полностью сформировавшейся: у большинства видов идет насиживание, у части - выкармливание птенцов, а у некоторых - появляются слетки. Наступает непродолжительный период относительной стабильности состава авифауны, длящейся до второй декады июня. В этот период все гнездящиеся птицы прочно привязаны к местам размножения. Видовой состав птиц по сравнению с зимним периодом гораздо разнообразнее. Но уже в первой половине июня замолкают многие певчие птицы, а лес наполняется тревожными криками взрослых птиц, беспокоящихся за своих еще едва перепархивающих птенцов, и писком самих птенцов, выпрашивающих пищу у взрослых.

У многих видов птиц привязанность к местам гнездования частично или полностью утрачивается уже через несколько дней после вылета молодняка. Например, скворцы покидают древостой, где гнездились, и переселяются в поймы рек, возвращаясь в ближайшие насаждения только для ночевки; грачи днем широко кочуют по полям, возвращаясь в свои грачевники только на ночь. Другие птицы (синицы), после того как птенцы покинут гнездо, еще долго держатся вблизи гнездовых мест. А такие поздно гнездящиеся виды, как чечевица, жулан, чернолобый сорокопут, садовая овсянка, начинают откочевывать к югу вскоре после вылета молодняка. Во второй половине июня в поймах лесных рек попадаются выводки дубоноса, питающиеся плодами в зарослях черемухи. Немного позже (в июле) здесь появляются кочующие выводки уток, зимородков. В конце июля по лесным опушкам, дорогам, просекам можно встретить стаи зябликов и маленькие стайки щеглов.

Осенний аспект авифауны Среднего Подонья, характеризующийся коренной ее перестройкой, в некоторой мере схож с весенним. Оба они формируются за счет летующих, оседлых, пролетных и зимующих видов; весной и осенью ярко выражены динамизм видового состава авифауны, существенные изменения, происходящие за короткие сроки в населении птиц. Но между осенним и весенним аспектами авифауны есть и заметные отличия.

Период осеннего отлета и пролета более растянут, чем период весеннего пролета и прилета, и происходит в порядке, обратном тому, который бывает весной: первыми обычно покидают Среднее Подонье те виды птиц, которые весной прибыли в числе последних. Однако в этом нет столь четкой последовательности, наблюдавшейся весной. По разному реагируют весной и осенью пролетные птицы на изменение погоды: если весеннее похолодание задерживает пролет, то осенние холода ускоряют, заставляя птиц сокращать остановки. Влияют погодные условия осенью и на размещение птиц. Например, в пасмурную теплую погоду малая мухоловка, горихвостка, зарянка, пеночка-весничка и некоторые другие лесные птицы кормятся в лесу, а в ясные солнечные дни после ночных заморозков эти же птицы собирают пищу исключительно на освещенных солнцем опушках, где повышенная температура обусловливает более высокую и длительную активность насекомых.

В сентябре интенсивность пролета птиц через Среднее Подонье достигает своего максимума и заметно снижается в октябре, когда начинают прибывать зимующие здесь виды - снегирь, чечетка, желтоголовый королек, серый сорокопут, свиристель и др. В это же время за счет появления мигрантов из более северных территорий возрастает численность таких «оседлых» видов, как длиннохвостая синица, пищуха, поползень, серая ворона. В середине ноября заканчивается пролет последних летующих птиц: гусиных, дроздов, грачей; начинается откочевка к югу обыкновенной овсянки, полевого воробья. И снова авифауна вступает в период длительной относительной стабилизации, характерной для зимы.

Таким образом, сезонные явления в природе, приводя к изменению состояния и активности птиц, обусловливают в конечном итоге количественные соотношения между отдельными группами видов на одной и той же территории в разные периоды года.

Наблюдая птиц, можно заметить, как закономерно по сезонам года меняется их активность. Эта смена отражает повышение или понижение уровня жизнедеятельности в зависимости от того, в какую фазу годового цикла вступает организм птицы в данный период. Он жестко «запрограммирован» на несколько таких фаз, и поведение птиц , даже их облик настолько зависит от времени года, что кажется, будто мы имеем дело с различными существами: зимой - с одними, летом - с другими. Зимой активность птиц значительно понижена и имеет лишь одну цель – добыча пищи.

Половые различия между птицами зимой будто отсутствуют. Самцы и самки практически не различимы друг от друга до наступления весны. И лишь перед приходом весны самцы становятся яркоокрашенными, чтобы привлечь своим видом самок (в мире людей – все наоборот!).

Эти изменения легко проследить, присмотревшись к домовым воробьям . Зимой самец лишь немного ярче самки, наряд его тусклый и неброский. К весне на сером фойе ярко вырисовывается черный «галстук» и «платочек» на голове. С осени этот костюм прятался под буровато-серыми кончиками перьев, а с приходом «весны света» кончики обносились, и обнажилось нарядное оперение, которое называют брачным нарядом.

Чем ближе весна, тем сильнее меняется и поведение птиц. Дружные стайки синиц , обычные на кормушках зимой, вдруг перестают ими интересоваться. Между самцами возникают ссоры. Стайки начинают таять, и вот уже встречаются только парочки синиц - самец и самка. Весна вносит сумятицу в воробьиные компании. То тут, то там на обтаявшем асфальте возникают коллективные ссоры. Часто думают, что это дерутся самцы. Но присмотритесь к такой «драке». В центре компании сидит серенькая самка и раздает удары толпящимся вокруг «ухажерам». Чтобы завоевать ее расположение, самец должен сначала найти место для будущего гнезда и показать самке. Никто из бесквартирных самцов не пользуется ее благосклонностью.

Совсем иначе ведут себя весной поползни. Зимой они не терпят себе подобных. И самцы и самки держатся поодаль друг от друга. Стайку синиц, как правило, сопровождает один поползень. То же можно сказать о дятлах. При встрече двух птиц обычно возникают драки. Весной ситуация постепенно меняется: самец и самка перестают сторониться друг друга, временами между ними еще возможны короткие стычки, но в общем заметно взаимное тяготение. Общее возбуждение выражается и в новых весенних звуках. Агрессивное отрывистое бульканье поползней переходит в призывный громкий свист, за который их называют «ямщиками». Иногда самец начинает булькать на самку, а затем, словно спохватившись, без перерыва переходит на свист.

Еще раньше, в тихие серенькие январские дни, большие синицы начинают издавать характерное двойное позвякивание, предваряющее песню. Оно так и называется — подпесня. С наступлением солнечных дней, в конце января - начале февраля, она переходит в первую весеннюю песню среднерусского леса. Весенние нотки можно услышать и в карканье ворон, и в чириканье воробьев - это тоже своеобразное пение, весенний ток. Дробь дятла тоже несет функции песни и относится к инструментальным звукам, в которых не участвует голос.

Удлиняется день, и уровень активности птиц продолжает повышаться. Объединившись в пары, они начинают занимать строго определенные участки леса, которые в дальнейшем станут окрестностями гнезда. У многих птиц самец сначала выбирает место для гнезда, а потом уже приводит к нему самку. Если будущая квартира ей не понравится, самцу приходится подыскивать новую. Так поступают воробьи, скворцы, дятлы. Самец большого пестрого дятла особым замедленным полетом привлекает самку в окрестности будущего дупла, которое потом сам же и долбит. Частые барабанные дроби служат предупреждением возможному сопернику, так же как и демонстрация ярких белых рулевых перьев и предъявление противнику мощного клюва, удлиненного черными «усами». При установлении границ участков между самцами часто возникают ссоры. Их можно наблюдать у зябликов , самцы которых возвращаются с зимовок раньше самок и делят территорию на гнездовые участки. Только когда они поделены, самцы начинают петь, заявляя о своем праве на площадь и о готовности принять будущую «хозяйку». Так обстоит дело у большинства птиц. Но есть и исключения.

Когда у одного самца бывает помногу самок - у глухарей, тетеревов, многих куликов, — гнездовой участок выбирает только самка. Так же обстоит дело у уток , у которых пара сохраняется очень недолго, только до окончания откладки самкой яиц. Затем самцы собираются в стаи и уходят линять в «крепкие», труднодоступные, скрытые места или на открытую воду.

У колониальных птиц участки чрезвычайно малы. Чайка считает «своим» такой кусочек суши, до границы которого она может дотянуться клювом, не сходя с гнезда. Чайки-моевки делают гнезда на узких уступах, где едва помещается одна птица. Тем не менее, перебранки с соседками на их базарах - обычное дело. В колониях кайр и пингвинов , где птицы размещаются «плечо к плечу», участков вообще нет. Помногу лет подряд существуют гнездовые участки у птиц, объединяющихся в пары на всю жизнь,- лебедей, гусей, аистов, воронов, хищных птиц. Эти птицы занимают большие территории - до нескольких квадратных километров.

Птицы, улетающие или уплывающие за кормом особенно далеко от гнездовий, часто вовсе не имеют индивидуальных участков. Основная причина итого - разделение гнездовой территории и кормовой базы. Именно так формировались в процессе эволюции поселения колониальных птиц - грачей, ласточек, чаек , некоторых дроздов. Например, певчий дрозд , собирающий корм и лесу, защищает обширную территорию вокруг гнезда, которая служит и кормовым участком. А дрозды-рябинники , летающие кормиться из леса, где размещаются их гнезда, на поля, считают «своим» практически только дерево, на котором расположено гнездо. Поэтому гнезда рябинников размещены гораздо теснее, чем гнезда других видов дроздов. Их поселения приближаются к настоящей колонии. Преимущества такого образа жизни очевидны - это коллективная защита от врагов. Под защитой колониальных птиц чувствуют себя в безопасности и многие одиночно гнездящиеся. Например, гнездам уток, лысух, куликов не страшны хищники, если по соседству расположено шумное поселение чаек.

После определения границ участка вся энергия птиц, очень высокая в это время года, бывает направлена на строительство гнезда. Это одна из самых своеобразных и

сложных форм поведения, свойственных птицам. Приведем несколько примеров. Самец певчего дрозда собирает в лесу гнилушки и опилки из трухлявых пней. Эту массу,

размоченную водой или слюной, он передает самке. Та кладет опилки на дно будущего гнезда и грудью размазывает их по стенкам, вращаясь как волчок. После многоразового оштукатуривания гнездо несколько дней сохнет, а потом уже самка начинает откладку яиц.

Дрозд и его гнездо

Обитатели северных морских островов — тупики — роют поры в мягкой почве лапами и мощным плоским клювом. Колония тупиков находится глубоко под землей. Норы длинные — до 3 м - и извилистые, па конце с гнездовой камерой. Ходы соседних нор сливаются, образуя подземный птичий город. Почва каждый год так хорошо перекапывается и обильно удобряется, что местная флора получает прекрасные условия для развития. Такие яркие цветы, как на колониях тупиков, не встречаются больше нигде среди скудной северной растительности.

Колония тупиков

Синицы-гаички сами выщипывают гнездовое дупло в мягкой древесине гнилых осин или берез. Это единственные синицы, которые могут сами построить себе жилище. На постройку у пары гаичек уходит больше двух недель.

Биологическое значение гнезда в жизни птиц огромно. Снесенные яйца, а затем и вылупившиеся птенцы размещены в нем очень компактно, и это не случайно – именно таким образом создаются наиболее благоприятные условия для развития потомства. Яйца располагаются в нем так, что занимают наименьшую возможную поверхность. Это особенно заметно у куликов . Четыре их крупных грушевидных яйца лежат в гнездовой ямке так, что насиживающая самка как раз прикрывает их своим телом. Сам материал гнезда обеспечивает оптимальные температурные условия для развития яиц, а затем птенцов. Последнее особенно важно, так как малыши птенцовых птиц не способны поддерживать постоянную температуру тела. Лежа тесной кучкой, они легче противостоят охлаждению. Подросшие птенцы полностью занимают всю чашку гнезда, что тоже способствует сохранению тепла. Основную роль по поддержанию температуры в гнезде играет насиживающая самка.

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Обзор литературы.

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Методика.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Результаты.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

Таблица 1

Дата

Птицы -виды

Кол-во

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Поведение

Корм

Высматривают в кормушке корм, а не едят сразу

Стайкой очень беспокойной

Птичий горец

Жаворонки вместе с воробьями

По одному

Семена растений

Только рядом с домом гулял, залетая в кормушку

Падаль, семена

Долбил старое дерево тополя на высоте 5 метров, в кормушку не заглядывал

Насекомых из под коры дерева

Разбивают грецкий орех, кидая их под машину. Затем прилетела в кормушку, но не надолго

Грецкий орех, пищевые отходы из мусорок, падаль

Летали стайкой в кормушку

Искали корм на стадионе в траве, затем прилетели в кормушку

Клевал труп кошки у дороги, в кормушку не заглядывал

Летели на восток 50экз

Сидели на ветке

Сидели на заборе

На тополе сидела, затем на краешке кормушки

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.

Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.

Наблюдения продолжаем.

Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.

Приложение 1

Литература:

  1. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель КВА «Просвещение», 1961.
  2. Атлас птиц Москвы и Подмосковья.
  3. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы открытых и околоводных пространств СССР», полевой определитель, Москва «Просвещение», 1983.
  4. Л. С. Степанян, «Конспект орнитологической фауны СССР», Москва, «Наука» 1990.
  5. А. Н. Сунгуров, «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1960,
  6. А. С. Боголюбов «Экосистема», 2002www///.Ecosystema

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте.

Поведение птиц весной (гнездование)

март 1 неделя

h4]Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»

Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Как вы думает, почему он так называется?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили! Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

В. Берестов

Почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?

Почему птицам трудно найти корм зимой?

Почему птицы зимой часто погибают?

Как мы помогали птицам пережить зиму?

Какие изменения произошли в природе?

Почему птицам сейчас легче живётся, чем зимой?

Какие изменения произошли в поведении воробьёв весной?

Сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.

Вспомним с вами, как жили птицы зимой.

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями) .

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

март 2 неделя

Целевая прогулка в сквер (парк) «В Иванов день птицы гнёзда обретают».(9 марта)

Задачи. Формировать интерес детей к народным приметам. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Развивать любознательность, наблюдательность.

Рассказ педагога (в группе, перед прогулкой).

По народному календарю 9 марта – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает?

Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить.

Цель нашей прогулки: поведение птиц в марте. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы всё ещё нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога. Весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретают, то есть начинают гнёзда строить. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - лето будет холодным.

март 3 неделя

Рассказ педагога «Почему так говорят “Грач на горе – так и весна на дворе”»

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Обогащать представления детей о птицах. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе - так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят?

Грач – это кто?

Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной грачам не очень-то сытно живётся.

Но вот пройдёт неделя, другая, подсохнут поля, выйдут земледельцы землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков. Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят. Поэтому русский народ грача уважает.

Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнёздах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнёзда, то уже через неделю можно выходить в поле.

Как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе?

Почему грачи живут ближе к деревням?

Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу.

Весёлые упражнения «Грачи».

Грачи в поле прилетали,

Червячков везде искали. // Взмахи руками, наклон, выпрямились.

Важно по полю ходили,

Не одного не пропустили. //

Ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).

Дружно взлетели,

К деревьям полетели. //

Гнезда строить начинают,

Веточки собирают. // Наклоны вперёд.

Вот такие молодцы,

Чёрные грачи. // Руки на пояс, поворот туловища вправо, поворот влево.

март 4 неделя

Наблюдение «Всякая птица по-своему поёт».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Я слышу пение птицы. Интересно, какая птица спряталась на дереве. А вы как думаете?

Дети слушают пение птиц.

Можете ли вы по пению птицы узнать, какая птица спряталась на дереве?

Цель. Упражнять в умении различать голоса птиц, образовывать от звукоподражаний глаголы.

Руководство.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

«Чик-чирик, чив-чив»? (Воробей). Что делает воробей?. (Чирикает).

«Стр-стр, ча-ча-ча!»? (Сорока). Что делает сорока?. (Стрекочет).

«Кар-кар»? (Ворона). Что делает ворона?. (Каркает).

«Свири-свир»? (Свиристель). Что делает свиристель?. (Свиристит)

«Рюм-рюм-рюм»? (Снегирь). Что делает снегирь?. (Рюмит).

Всякая птица по-своему поёт. По пению птицы можно узнать, какая птица спряталась недалеко от нас. Грачи, приветствуя друг друга, кричат «Ках» или «Крах».

Весёлые упражнения «Грачи».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Можно ли перелётным птицам вернуться домой?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Можно перелётным птицам домой возвращаться?

Или лучше им на юге остаться?

Дайте точный мне ответ,

Возвращаться им, иль нет.

Вопрос: можно ли перелётным птицам вернуться домой. Выяснить: есть ли корм для птиц. Задание понятно?

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Вывод. Земля оттаяла, в ней можно найти червяков, появляются насекомые. Перелётным птицам можно возвращаться домой.

Рассказ педагога. Ранней весной из тёплых стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть фиолетовые и зеленоватые отливы в оперении. Перья скворца покрыты белыми пятнышками. Клюв длинный и острый, весной жёлтый, а к осени темнеет. Ноги красновато-коричневые.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса и поля. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне, собирают для птенцов корм. Скворцы всеядны. Весной и летом они питаются насекомыми, червями, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты.

Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Рассказ педагога Народный праздник «Жаворонки». (22 марта)

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление о народных культурных традициях. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А. Жуковский

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка.

22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.

Хозяйки с утра тесто месили, печенье – жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, в поле бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят по кругу. Ребёнок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в группе. Дети открывают глаза, ищут колокольчик. Тот, кто первый найдёт, поднимает колокольчик, и говорит «Я – жаворонок!». Игра повторяется.

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?

Насекомоядные птицы улетели, потому что исчез корм, которым они питались: насекомые. Водоплавающие птицы улетели, потому что замёрзли реки и озёра, где они кормились.

Наступила весна. Как вы думаете, перелётные птицы вернутся домой?

Почему вы считаете, что перелётные птицы вернутся домой?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Какие перелётные птицы уже вернулись из тёплых стран? (грачи, скворцы, жаворонки)

Наступила весна. Появляются насекомые, поэтому насекомоядные птицы возвращаются на Родину. Первыми прилетели грачи, а за ними скворцы, жаворонки. А скоро прилетят и другие птицы.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц весной».

Задачи.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Цель нашей прогулки: поведение птиц весной. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые прилетели в наш город весной. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Присесть, встать, руки вверх, через стороны вниз (раскрывается цветок).

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Весной вся природа оживает. Птицы радуются наступлению тёплой погоды. Они поют песни, ищут места для гнёзд, некоторые птицы строят свои гнёзда.

Исследование «Чем заняты воробьи?»

Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Воробьи громко чирикают, собирают с земли веточки, травинки, лоскутки, бумажки и всё это несут на деревья.

Рассказ педагога.

Во второй половине марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда - дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.

Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Вопрос: что изменилось в поведении птиц весной. Выяснить: как ведут себя птицы весной и почему они так себя ведут. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Солнце весной светит ярче, греет сильнее, много тепла и света. Птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.

Рассказ педагога.

Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо - это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве.

Крупные птицы, например, орлы, аисты, строят гнёзда из толстых веток. Кажется, что это просто куча мусора. Но внутри гнездо выстлано мягкой травой и пухом. Есть среди птиц настоящие мастера. Например, одни ласточки выкапывают себе лапками норки в глинистом берегу, другие лепят своё гнездо – корзинку из сырой земли и слюны и прикрепляют гнездо к крыше дома.

А маленькая птичка ремез плетёт своё гнездо из пуха, шерсти, трав. Гнездо ремеза похоже на варежку, только вместо большого пальца вход в гнездо. В таком гнезде птенчиком тепло и безопасно. Ни какой хищник не достанет птенцов.

Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов.

Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?

Как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?

Городские воробышки строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби строят свои гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов, в нишах среди лепных украшений.

Где легче найти корм: в лесу или возле людей?

Где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?

Какие хищные животные угрожают птицам в городе?

А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов?

Птицы живут рядом с людьми потому, что они защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Разговор-размышление «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Закреплять представления детей о птицах. Воспитывать любовь к Родине.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Журавлики-журавли,

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах

Побывали».

Расскажите, журавли,

Как на том краю земли

Зимовали.

«Мы в далёкой стране,

По родной стороне

Тосковали».

Платон Воронько

Тёплые края, чудесные леса, почему же птицы возвращаются в родные края, туда, где они родились? (ответы детей)

Педагог выслушивает мнение всех детей, уточняя источник полученной информации.

А какие перелётные птицы вернутся в наши края?

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Платон Воронько

Мудрая народная пословица говорит "Всякому мила своя сторона". Птицы всегда возвращаются в родные края, туда, где они родились.

Рассказ педагога.

Журавли летят клином и громко курлычут, приветствуя родные края. Немного отдохнув после долгого перелёта, журавли огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавль с журавлихой подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом, не в силах удержаться, и сами пускаются в весёлый пляс.

К нам, в Челябинскую область прилетают из тёплых краёв белые журавли, серые журавли и журавель-красавка. Журавель-красавка редкая птица, она занесена в Красную книгу.

Импровизация «Танец журавля».

Представьте, что вы журавли. Вы танцуете, высоко поднимая колени, подпрыгиваете, приседаете, перебираете ногами, машете крыльями. Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

Жизнь птиц зависит от смен времён года и строго подчиняется природным циклам, и зима - самый сложный период в жизни птиц.

Наблюдения за живой природой покажут, как с приближением весны изменилось поведение зимующих птиц.

Быстрая навигация по статье

Зимующие птицы и приближение весны

Следя за изменениями в поведении зимующих птиц, можно найти признаки приближающейся весны: ясными солнечными февральскими днями слышно звонкое пение синиц, оживляются вороны, в лесу слышно дробь дятла. Однако главным признаком наступления весны считают прилёт грачей.

В марте зимующие птицы меняют своё поведение на более заметное: длиннохвостые синицы подолгу греются на солнышке и в их пении появляются новые весенние нотки. С приближением весны птицы начинают готовиться к периоду гнездования, поэтому новые "песни" можно услышать даже от зимующих у нас соек и сорок.

С появлением первых проталин и сходом снега с полей, начинается массовый прилёт перелётных птиц и в "птичьем царстве" начинается заметное оживление и суета. Зимующие птицы и прилетевшие активно ищут место для гнезда. С приближением весны у птиц начинается период токования — всё громче и веселее слышен птичий щебет.

Наблюдение за птицами

Наблюдать за изменением поведения птиц лучше всего на лесных опушках — лес ещё укрыт снегом, зато на опушке снег уже сошёл. По вечерам зимующие птицы собираются в стайки (ночью ещё холодно).

Вечерний воздух наполняется птичьим гамом и щебетом, а днём на лесных опушках наступающая весна приготовила для птиц природные кормушки - проталины.

Весенние ненастья и временные возвращения холодов, возвращают птиц к зиме. Их поведение изменяется: они снова тянутся к жилищу человека — перелетают небольшими стайками с дерева на дерево и в их щебете не слышно весенних песен.

К концу апреля у большинства зимующих птиц в гнёздах уже отложены яйца.

Ведя наблюдения за природой, можно увидеть первые весточки приближения весны даже по тому, как изменяется поведение зимующих в наших краях птиц.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: