Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

В конце концов по прошествии нескольких десятилетий сущест вования почти полностью национализированной российской (совет ской) экономики - ее для благозвучия называли «единым народнохо зяйственным комплексом страны» - выявилась ее низкая эффектив ность, что обусловило проведение в начале 1990 х годов массовой денационализации (разгосударствления) субъектов российского пред принимательского бизнеса.

Основания проведения национализации, обу словленные интересами увеличения доходных статей государственного бюджета, возникают обычно на фоне политического экстремизма, не связанного с радикальной сменой государственного строя. Так,

в предвоенной Германии (1930 е годы) широко применялся инстру ментарий «прочесывания предприятий». Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых, как правило, включалось государство.

Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в ар мию, а часть - на работу на крупнейшие полугосударственные пред приятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и пра вящей национал социалистической партии.

Результатами указанных мероприятий стало, наряду с сокращени ем числа мелких и средних фирм, укрупнение предприятий, занятых производством военной техники и вооружений. Сделавшись учреди телем крупных предпринимательских фирм либо привязав последние к себе гарантированными государственными заказами, немецкое го сударство сочло, что оно благодаря данным мерам сумело обеспечить необходимые объемы поступлений в госбюджет и получило возмож ность оказывать решающее влияние на национальный рынок товаров, работ и услуг.

Однако разгром Германии в ходе Второй мировой войны проде монстрировал, помимо прочего, низкую эффективность такой нацио нализации «во имя казны». И последующее восстановление немецкой экономики началось именно с денационализации субъектов бизнеса

в большинстве отраслей национальной экономики. Национализация субъектов предпринимательства может пресле

довать и цели демонополизации рынков. Таковым является установ ление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государст вом.

Университетская серия

Национализация может производиться в целях повышения управ ляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении фи нансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. В процессе добровольной санации нередко предусматривается, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу про блемной компании, и, следовательно, именно во владение государст ва по завершению процедуры финансового оздоровления переходит данный бизнес, его обязанности и права.

Менее эффективной выглядит практика огосудар

ствления фирм под предлогом создания «естествен

ных монополий». Таковыми являются, например,

«Газпром», телевизионный канал «ОРТ» (Первый ка нал), ряд других крупных компаний со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций в руках государства. Данные

о том, что превращение рентабельных (или потенциально рентабель ных) субъектов предпринимательского бизнеса в «естественные мо нополии», контролируемые государством, непременно способствует процветанию национальной экономики, отсутствуют. Напротив, «ес тественные монополисты» имеют возможность существенно дестаби лизировать экономику страны в результате ограничения клиентов в пользовании ресурсами либо завышения отпускных цен на ресурсы.

Иногда можно услышать и о том, что статус «естественных моно полий», внутри которых доминировала бы государственная собствен ность, следует придать целым отраслям российской экономики. Не редки, например, призывы к национализации поголовно всех пред приятий военно&промышленного комплекса , деятельность которых существенно влияет на уровень безопасности страны.

Такие представления не опираются на опыт развития стран с ры ночной экономикой. Последний свидетельствует о том, что негосу дарственный статус предпринимательских фирм, занимающихся про изводством вооружений и военной техники, побуждает данные фир мы к борьбе за государственные заказы и является важным фактором развития этого сектора экономики, а, следовательно, важным услови ем сохранения и укрепления обороноспособности государства. По этому представления о том, что военно промышленный комплекс России должен состоять из государственных унитарных предприятий и контролируемых государственными чиновниками смешанных ком паний, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть денацио нализированы, являются иллюзорными и ошибочными.

Университетская серия

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

Иллюзии «большей управляемости» государственных предприятий по сравнению с негосударственными субъектами бизнеса сопровожда ют порой деятельность не только крупных предпринимательских фирм, но и мелких производственных и инновационных компаний, а также предпринимателей, работающих в сфере услуг. Нередко из уст высоко поставленных государственных чиновников можно услышать о том, что государственные больницы всегда якобы лучше частных клиник, го сударственные учебные заведения - лучше негосударственных, а госу дарственные туристические компании оказывают клиентам больше вни мания, нежели ООО или ЗАО, работающие в туристическом бизнесе.

Опыт стран с рыночно ориентированной экономикой демонстри рует как раз обратное, в особенности опыт США, на территории кото рых нет ни одного государственного университета, ни одной государ ственной туристической фирмы, а число государственных больниц не превышает в среднем по стране 20 % от общего количества субъектов бизнеса в здравоохранении.

Национализация субъектов предпринимательства нередко инициируется под воздействием личных ин тересов отдельных чиновников государственного ап парата. Причина такой заинтересованности состоит в том, что ни один из таких чиновников не вправе по

закону заниматься предпринимательским бизнесом по совместительст ву с работой в органах власти и управления. Поэтому некоторым из них приходится отыскивать убедительные причины для огосударствления негосударственных фирм, в ходе которого они смогли бы приобрести неформальный контроль над новым государственным предприятием. На практике же национализация такого рода означает скрытую прива& тизацию субъектов предпринимательского бизнеса чиновниками госу дарственного аппарата, умело пользующимися инструментарием госу дарственного вмешательства в национальную экономику.

Наиболее весомым основанием для проведения национализации является все таки реальная организационная и финансовая поддерж ка проблемных субъектов предпринимательского бизнеса, работаю щих в социально значимых областях деловой деятельности. Целью на ционализации является в данном случае обеспечение выживаемости отдельных отраслей национальной экономики, оказавшихся в полосе неблагоприятного развития.

Данный тип национализации:

представляет собой процесс «переподчинения» юридических лиц, перехода контрольных пакетов их акций (долей, паев) в го сударственную собственность;

Университетская серия

Глава 9. Государственное предпринимательство

имеет возмездный характер и является принудительным только по содержанию самого акта, но не в смысле последствий, вы зываемых насильственным изъятием имущества;

осуществляется только на основании соответствующих норма тивных актов;

осуществляется для обеспечения функционирования отрасли или всей национальной экономики лишь в чрезвычайных ус ловиях, с преодолением которых может смениться денациона лизацией (разгосударствлением).

Национализация рассматриваемого типа проводится, как прави ло, на возмездной основе, посредством выкупа проблемной фирмы у ее прежних владельцев. Государство может подвергнуть такие фирмы реор ганизации, может ликвидировать их, но оно может также их купить. В большинстве государств с рыночно ориентированной экономикой национализация крупнейших предпринимательских фирм обычно осу ществляется путем обмена акций данных фирм на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акцио неров состоит в том, что они получают право на извлечение постоянно го дохода, а государство выигрывает в том, что получает возможность оказывать существенное влияние на развитие национализированного предприятия.

Массовая национализация на возмездной основе субъектов пред принимательского бизнеса наблюдалась в странах Западной Европы, являвшихся членами антигитлеровской коалиции, сразу после Второй мировой войны. В Англии, например, национализация охватила элек троэнергетику, угольную и газовую промышленность, черную метал лургию, а также внутренний транспорт - железные дороги, воздуш ный, автомобильный и речной транспорт. Во Франции национализа ция распространилась в указанный период не только на базисные отрасли экономики, но и на такие отрасли обрабатывающей промыш ленности, как авиа и автостроение. Впоследствии 80 % национализи рованных предприятий, после превращения их в рентабельный бизнес благодаря государственным субсидиям и финансовым инвестициям, были вновь возвращены, также на возмездной основе, их прежним владельцам либо заново приватизированы (реприватизированы ).

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Изучив раздел 9.1, ответьте на вопросы: Что представляет собой государственное предпринимательство в России и за рубежом? Что такое полная и частичная государственная собственность?

Университетская серия

Задание 2. Изучив раздел 9.2 и содержание ситуации 1, ответьте на вопросы: Каким образом возникают унитарные предприятия? Для каких целей они создаются? Как организовано управление ими? В чем состоят различия между унитарными предприятиями на праве хо-

зяйственного ведения и на праве оперативного управления?

Задание 3. Изучив раздел 9.3 и содержание ситуации 2, ответьте на вопросы: С какой целью было создано ОАО «РЖД»? Является ли ОАО «РЖД» государственной корпорацией?

Как государство может влиять на решения, принимаемые ОАО «РЖД»? Что представляет собой государственное акционерное предпринимательство в России и за рубежом?

Задание 4. Изучив раздел 9.4, ответьте на вопрос: Каковы причины национализации негосударственных предпринимательских фирм?

1. Государственное предпринимательство - это:

2. Государственный сектор экономики - это:

3. Основой государственного предпринимательства является:

государственная собственность на средства производства;

4. Полная государственная собственность на средства производства - это:

собственность акционерных обществ;

муниципальная собственность;

собственность хозяйственных обществ;

федеральная собственность;

собственность хозяйственных товариществ.

5. Компания со смешанным капиталом предполагает:

6. К критериям эффективного функционирования государственных предприятий можно отнести:

а) низкие риски;

7. В систему государственного администрирования входят предприятия:

а) частные; б) акционерные;

в) бюджетные; г) финансовые.

8. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником, является:

а) коммерческим предприятием;

б) унитарным предприятием; в) самостоятельным предприятием;

г) хозяйственным товариществом.

9. Государственные унитарные предприятия учреждаются:

а) акционерами; б) полными товарищами;

в) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; г) уполномоченными органами.

10. Государственные и муниципальные учреждения - это:

а) коммерческие организации; б) некоммерческие организации;

в) приватизированные предприятия; г) кооперативы.

11. Предприятие, созданное на базе федерального имущества, называется:

а) акционерным; б) приватизированным; в) муниципальным; г) казенным.

Университетская серия

12. Учредительными документами унитарных предприятий являются:

а) распоряжение; б) устав;

в) учредительный договор; г) регламент.

13. Руководитель унитарного предприятия назначается:

а) общим собранием учредителей; б) собственником; в) совещательными органами; г) органами опеки.

14. Государственной корпорацией в Российской Федерации признается:

а) коммерческая организация; б) некоммерческая организация;

в) акционерное общество; г) хозяйственное товарищество.

15. Мажоритарные акционеры - это акционеры, владеющие:

а) одной акцией; б) 50 % акций;

в) контрольным пакетом акций.

16. Государственное акционерное предпринимательство в России представлено:

а) мажоритарными акционерами;

18. Ведомственные предприятия обладают:

а) юридической самостоятельностью; б) хозяйственной самостоятельностью;

в) структурно входят в государственную систему администрирования.

19. Федеральное агентство по имуществу Российской Федерации является:

а) акционером бюджетных предприятий;

20. Бюджетные предприятия - это:

временные образования;

ведомственные предприятия;

акционерные общества;

коммандитные товарищества;

аналог унитарных предприятий.

21. Бюджетные предприятия:

а) платят налоги;

23. Имущество унитарного предприятия:

а) является неделимым;

24. В форме унитарных предприятий могут быть созданы … предприятия:

а) акционерные; б) государственные; в) муниципальные; г) офшорные.

25. Органы государственного управления бюджетными предприятиями - это:

а) министерства; б) прокуратура; в) ведомства; г) мэрия.

26. Российское законодательство запрещает унитарным предприятиям:

а) заниматься бизнесом;

Университетская серия

27. Государственные предприятия могут осуществлять:

все виды деятельности;

разрешенные виды деятельности;

исключительные виды деятельности.

28. Унитарные предприятия могут строить деятельность:

на праве хозяйственного ведения;

на обычаях делового оборота;

на праве оперативного управления.

29. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:

имущество используется без согласования с собственником.

30. Унитарное предприятие на праве оперативного управления:

создается государственным или муниципальным органом;

создается только по решению Правительства РФ;

имущество используется без согласования с собственником;

использование имущества обязательно согласуется с собственником.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ

Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Разнообразие профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Вечные вопросы бизнеса: предпринимательская миссия и спрос на нее

Вечные вопросы бизнеса: целеполагание и целедостижение в бизнесе

Стратегическое ядро бизнеса предпринимательских фирм

Тактическое ядро бизнеса предпринимательских фирм. Предпринимательская конъюнктура

10.1. Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Профессиональные компетенции индивидуальных субъектов пред принимательства являются основой профессиональных компетенций предпринимательских фирм. Термины «профессиональные компе тенции фирм» и «ключевые компетенции фирм» используют многие англоязычные авторы1 . При этом читатель часто сталкивается с совер шенно разными их определениями. В «Курсе профессионального пред принимательства» под профессиональными компетенциями предприни& мательской фирмы (институционального субъекта предприниматель ского бизнеса) понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые применяются фирмами в процессе профессиональной дея тельности в избранных видах бизнеса, обеспечивают необходимый уровень ее конкурентоспособности.

Предпринимательские фирмы создаются ради формирования но вых институциональных профессиональных компетенций. Профес сиональные компетенции предпринимательских фирм являются кон курентными особенностями данных фирм, а их высокий уровень - одним из их ключевых конкурентных преимуществ, инструментом создания и усиления других конкурентных преимуществ этих фирм. Поэтому создание фирмы означает институционализацию профессио& нальных компетенций предпринимателей.

1 См., напр.: Кемпбелл Э. Развитие стержневых навыков // Э. Кемпбелл, К. Лачс. Стратегический синергизм. 2 е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 263-288; Хэмел Г. , Праха& лад К. , Томас Г. , О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005. С. 281-356; Ху& лей Г. , Сондерс Д. , Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирова ние. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. С. 188-189.

Университетская серия

По характеру собственности различают следующие виды фирм: частные, государственные, кооперативные.

Частные фирмы могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В практике сложились определенные типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это - картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.

Картель представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности - регулирования сбыта.

Синдикат - это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Пулы также относятся к объединениям картельного типа. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее собой порядок распределения прибылей его участников.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.

Промышленные холдинги - это компании, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем системы участия контроль над деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают международные коммерческие сделки от своего имени. Однако решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинговой компании.

Финансовая группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей экономики. В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности.

Государственные фирмы выступают наряду с частными фирмами контрагентами. Их наиболее распространенной правовой формой являются объединения предпринимателей - акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Под государственными предприятиями обычно понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные.

Кооперативные фирмы (союзы) в развитых странах представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности преследующей коммерческие цели.

По принадлежности капитала различают следующие виды фирм: национальные, иностранные, смешанные.

Национальными называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны.

Иностранными считаются фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль.

Смешанными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран.

По сфере деятельности выделяют международные компании.

К международным относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них - национальные.

Отличительными особенностями международной фирмы являются:

  • -наличие сети подконтрольных производственных филиалов и компаний в других странах;
  • - использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
  • - контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра с учетом разницы в правовом положении филиалов и дочерних компаний.

Филиал (от лат. - сыновний) - отделение или самостоятельная часть предприятия, учреждения, организации; обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Филиалы действуют на основании положений о филиалах, которые утверждаются органами юридического лица1. Филиал не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: заключать сделки, вести бухучет, отчитываться перед аудиторами.

Дочернее общество - хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале (размер преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества законом не установлен), либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом2. В отличие от филиалов дочерние компании, обладая юридической самостоятельностью, выступают па рынке от своего имени и за свой счет.

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

В конце концов по прошествии нескольких десятилетий сущест вования почти полностью национализированной российской (совет ской) экономики - ее для благозвучия называли «единым народнохо зяйственным комплексом страны» - выявилась ее низкая эффектив ность, что обусловило проведение в начале 1990 х годов массовой денационализации (разгосударствления) субъектов российского пред принимательского бизнеса.

Основания проведения национализации, обу словленные интересами увеличения доходных статей государственного бюджета, возникают обычно на фоне политического экстремизма, не связанного с радикальной сменой государственного строя. Так,

в предвоенной Германии (1930 е годы) широко применялся инстру ментарий «прочесывания предприятий». Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых, как правило, включалось государство.

Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в ар мию, а часть - на работу на крупнейшие полугосударственные пред приятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и пра вящей национал социалистической партии.

Результатами указанных мероприятий стало, наряду с сокращени ем числа мелких и средних фирм, укрупнение предприятий, занятых производством военной техники и вооружений. Сделавшись учреди телем крупных предпринимательских фирм либо привязав последние к себе гарантированными государственными заказами, немецкое го сударство сочло, что оно благодаря данным мерам сумело обеспечить необходимые объемы поступлений в госбюджет и получило возмож ность оказывать решающее влияние на национальный рынок товаров, работ и услуг.

Однако разгром Германии в ходе Второй мировой войны проде монстрировал, помимо прочего, низкую эффективность такой нацио нализации «во имя казны». И последующее восстановление немецкой экономики началось именно с денационализации субъектов бизнеса

в большинстве отраслей национальной экономики. Национализация субъектов предпринимательства может пресле

довать и цели демонополизации рынков. Таковым является установ ление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государст вом.

Университетская серия

Национализация может производиться в целях повышения управ ляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении фи нансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. В процессе добровольной санации нередко предусматривается, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу про блемной компании, и, следовательно, именно во владение государст ва по завершению процедуры финансового оздоровления переходит данный бизнес, его обязанности и права.

Менее эффективной выглядит практика огосудар

ствления фирм под предлогом создания «естествен

ных монополий». Таковыми являются, например,

«Газпром», телевизионный канал «ОРТ» (Первый ка нал), ряд других крупных компаний со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций в руках государства. Данные

о том, что превращение рентабельных (или потенциально рентабель ных) субъектов предпринимательского бизнеса в «естественные мо нополии», контролируемые государством, непременно способствует процветанию национальной экономики, отсутствуют. Напротив, «ес тественные монополисты» имеют возможность существенно дестаби лизировать экономику страны в результате ограничения клиентов в пользовании ресурсами либо завышения отпускных цен на ресурсы.

Иногда можно услышать и о том, что статус «естественных моно полий», внутри которых доминировала бы государственная собствен ность, следует придать целым отраслям российской экономики. Не редки, например, призывы к национализации поголовно всех пред приятий военно&промышленного комплекса , деятельность которых существенно влияет на уровень безопасности страны.

Такие представления не опираются на опыт развития стран с ры ночной экономикой. Последний свидетельствует о том, что негосу дарственный статус предпринимательских фирм, занимающихся про изводством вооружений и военной техники, побуждает данные фир мы к борьбе за государственные заказы и является важным фактором развития этого сектора экономики, а, следовательно, важным услови ем сохранения и укрепления обороноспособности государства. По этому представления о том, что военно промышленный комплекс России должен состоять из государственных унитарных предприятий и контролируемых государственными чиновниками смешанных ком паний, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть денацио нализированы, являются иллюзорными и ошибочными.

Университетская серия

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

Иллюзии «большей управляемости» государственных предприятий по сравнению с негосударственными субъектами бизнеса сопровожда ют порой деятельность не только крупных предпринимательских фирм, но и мелких производственных и инновационных компаний, а также предпринимателей, работающих в сфере услуг. Нередко из уст высоко поставленных государственных чиновников можно услышать о том, что государственные больницы всегда якобы лучше частных клиник, го сударственные учебные заведения - лучше негосударственных, а госу дарственные туристические компании оказывают клиентам больше вни мания, нежели ООО или ЗАО, работающие в туристическом бизнесе.

Опыт стран с рыночно ориентированной экономикой демонстри рует как раз обратное, в особенности опыт США, на территории кото рых нет ни одного государственного университета, ни одной государ ственной туристической фирмы, а число государственных больниц не превышает в среднем по стране 20 % от общего количества субъектов бизнеса в здравоохранении.

Национализация субъектов предпринимательства нередко инициируется под воздействием личных ин тересов отдельных чиновников государственного ап парата. Причина такой заинтересованности состоит в том, что ни один из таких чиновников не вправе по

закону заниматься предпринимательским бизнесом по совместительст ву с работой в органах власти и управления. Поэтому некоторым из них приходится отыскивать убедительные причины для огосударствления негосударственных фирм, в ходе которого они смогли бы приобрести неформальный контроль над новым государственным предприятием. На практике же национализация такого рода означает скрытую прива& тизацию субъектов предпринимательского бизнеса чиновниками госу дарственного аппарата, умело пользующимися инструментарием госу дарственного вмешательства в национальную экономику.

Наиболее весомым основанием для проведения национализации является все таки реальная организационная и финансовая поддерж ка проблемных субъектов предпринимательского бизнеса, работаю щих в социально значимых областях деловой деятельности. Целью на ционализации является в данном случае обеспечение выживаемости отдельных отраслей национальной экономики, оказавшихся в полосе неблагоприятного развития.

Данный тип национализации:

представляет собой процесс «переподчинения» юридических лиц, перехода контрольных пакетов их акций (долей, паев) в го сударственную собственность;

Университетская серия

Глава 9. Государственное предпринимательство

имеет возмездный характер и является принудительным только по содержанию самого акта, но не в смысле последствий, вы зываемых насильственным изъятием имущества;

осуществляется только на основании соответствующих норма тивных актов;

осуществляется для обеспечения функционирования отрасли или всей национальной экономики лишь в чрезвычайных ус ловиях, с преодолением которых может смениться денациона лизацией (разгосударствлением).

Национализация рассматриваемого типа проводится, как прави ло, на возмездной основе, посредством выкупа проблемной фирмы у ее прежних владельцев. Государство может подвергнуть такие фирмы реор ганизации, может ликвидировать их, но оно может также их купить. В большинстве государств с рыночно ориентированной экономикой национализация крупнейших предпринимательских фирм обычно осу ществляется путем обмена акций данных фирм на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акцио неров состоит в том, что они получают право на извлечение постоянно го дохода, а государство выигрывает в том, что получает возможность оказывать существенное влияние на развитие национализированного предприятия.

Массовая национализация на возмездной основе субъектов пред принимательского бизнеса наблюдалась в странах Западной Европы, являвшихся членами антигитлеровской коалиции, сразу после Второй мировой войны. В Англии, например, национализация охватила элек троэнергетику, угольную и газовую промышленность, черную метал лургию, а также внутренний транспорт - железные дороги, воздуш ный, автомобильный и речной транспорт. Во Франции национализа ция распространилась в указанный период не только на базисные отрасли экономики, но и на такие отрасли обрабатывающей промыш ленности, как авиа и автостроение. Впоследствии 80 % национализи рованных предприятий, после превращения их в рентабельный бизнес благодаря государственным субсидиям и финансовым инвестициям, были вновь возвращены, также на возмездной основе, их прежним владельцам либо заново приватизированы (реприватизированы ).

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Изучив раздел 9.1, ответьте на вопросы: Что представляет собой государственное предпринимательство в России и за рубежом? Что такое полная и частичная государственная собственность?

Университетская серия

Задание 2. Изучив раздел 9.2 и содержание ситуации 1, ответьте на вопросы: Каким образом возникают унитарные предприятия? Для каких целей они создаются? Как организовано управление ими? В чем состоят различия между унитарными предприятиями на праве хо-

зяйственного ведения и на праве оперативного управления?

Задание 3. Изучив раздел 9.3 и содержание ситуации 2, ответьте на вопросы: С какой целью было создано ОАО «РЖД»? Является ли ОАО «РЖД» государственной корпорацией?

Как государство может влиять на решения, принимаемые ОАО «РЖД»? Что представляет собой государственное акционерное предпринимательство в России и за рубежом?

Задание 4. Изучив раздел 9.4, ответьте на вопрос: Каковы причины национализации негосударственных предпринимательских фирм?

1. Государственное предпринимательство - это:

2. Государственный сектор экономики - это:

3. Основой государственного предпринимательства является:

государственная собственность на средства производства;

4. Полная государственная собственность на средства производства - это:

собственность акционерных обществ;

муниципальная собственность;

собственность хозяйственных обществ;

федеральная собственность;

собственность хозяйственных товариществ.

5. Компания со смешанным капиталом предполагает:

6. К критериям эффективного функционирования государственных предприятий можно отнести:

а) низкие риски;

7. В систему государственного администрирования входят предприятия:

а) частные; б) акционерные;

в) бюджетные; г) финансовые.

8. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником, является:

а) коммерческим предприятием;

б) унитарным предприятием; в) самостоятельным предприятием;

г) хозяйственным товариществом.

9. Государственные унитарные предприятия учреждаются:

а) акционерами; б) полными товарищами;

в) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; г) уполномоченными органами.

10. Государственные и муниципальные учреждения - это:

а) коммерческие организации; б) некоммерческие организации;

в) приватизированные предприятия; г) кооперативы.

11. Предприятие, созданное на базе федерального имущества, называется:

а) акционерным; б) приватизированным; в) муниципальным; г) казенным.

Университетская серия

12. Учредительными документами унитарных предприятий являются:

а) распоряжение; б) устав;

в) учредительный договор; г) регламент.

13. Руководитель унитарного предприятия назначается:

а) общим собранием учредителей; б) собственником; в) совещательными органами; г) органами опеки.

14. Государственной корпорацией в Российской Федерации признается:

а) коммерческая организация; б) некоммерческая организация;

в) акционерное общество; г) хозяйственное товарищество.

15. Мажоритарные акционеры - это акционеры, владеющие:

а) одной акцией; б) 50 % акций;

в) контрольным пакетом акций.

16. Государственное акционерное предпринимательство в России представлено:

а) мажоритарными акционерами;

18. Ведомственные предприятия обладают:

а) юридической самостоятельностью; б) хозяйственной самостоятельностью;

в) структурно входят в государственную систему администрирования.

19. Федеральное агентство по имуществу Российской Федерации является:

а) акционером бюджетных предприятий;

20. Бюджетные предприятия - это:

временные образования;

ведомственные предприятия;

акционерные общества;

коммандитные товарищества;

аналог унитарных предприятий.

21. Бюджетные предприятия:

а) платят налоги;

23. Имущество унитарного предприятия:

а) является неделимым;

24. В форме унитарных предприятий могут быть созданы … предприятия:

а) акционерные; б) государственные; в) муниципальные; г) офшорные.

25. Органы государственного управления бюджетными предприятиями - это:

а) министерства; б) прокуратура; в) ведомства; г) мэрия.

26. Российское законодательство запрещает унитарным предприятиям:

а) заниматься бизнесом;

Университетская серия

27. Государственные предприятия могут осуществлять:

все виды деятельности;

разрешенные виды деятельности;

исключительные виды деятельности.

28. Унитарные предприятия могут строить деятельность:

на праве хозяйственного ведения;

на обычаях делового оборота;

на праве оперативного управления.

29. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:

имущество используется без согласования с собственником.

30. Унитарное предприятие на праве оперативного управления:

создается государственным или муниципальным органом;

создается только по решению Правительства РФ;

имущество используется без согласования с собственником;

использование имущества обязательно согласуется с собственником.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ

Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Разнообразие профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Вечные вопросы бизнеса: предпринимательская миссия и спрос на нее

Вечные вопросы бизнеса: целеполагание и целедостижение в бизнесе

Стратегическое ядро бизнеса предпринимательских фирм

Тактическое ядро бизнеса предпринимательских фирм. Предпринимательская конъюнктура

10.1. Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Профессиональные компетенции индивидуальных субъектов пред принимательства являются основой профессиональных компетенций предпринимательских фирм. Термины «профессиональные компе тенции фирм» и «ключевые компетенции фирм» используют многие англоязычные авторы1 . При этом читатель часто сталкивается с совер шенно разными их определениями. В «Курсе профессионального пред принимательства» под профессиональными компетенциями предприни& мательской фирмы (институционального субъекта предприниматель ского бизнеса) понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые применяются фирмами в процессе профессиональной дея тельности в избранных видах бизнеса, обеспечивают необходимый уровень ее конкурентоспособности.

Предпринимательские фирмы создаются ради формирования но вых институциональных профессиональных компетенций. Профес сиональные компетенции предпринимательских фирм являются кон курентными особенностями данных фирм, а их высокий уровень - одним из их ключевых конкурентных преимуществ, инструментом создания и усиления других конкурентных преимуществ этих фирм. Поэтому создание фирмы означает институционализацию профессио& нальных компетенций предпринимателей.

1 См., напр.: Кемпбелл Э. Развитие стержневых навыков // Э. Кемпбелл, К. Лачс. Стратегический синергизм. 2 е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 263-288; Хэмел Г. , Праха& лад К. , Томас Г. , О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005. С. 281-356; Ху& лей Г. , Сондерс Д. , Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирова ние. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. С. 188-189.

Университетская серия

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.

Смешанные предприятия - предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности . Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Многонациональные предприятия - предприятия капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений , - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

Цели организации

Сложные организации имеют, как правило, не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в результате взаимодействия различных частей организации.

Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации цель - собственное воспроизводство . Если у организации цель самовоспроизводства утрачена или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий.

  1. Характеристика функции «планирование».

Планирование является целенаправленным.

· Планирование осуществляется для достижения желаемой цели бизнеса.

· Создание целей должено иметь всеобщее признание, в противном случае индивидуальные усилия и энергия уйдут неправильно и ошибочно.

· Планирование определяет действия, которые приведут к желаемой цели быстро и экономично.

· Оно обеспечивает чувство направления в различных видах деятельности. Например Maruti Udhyog пытается вновь захватить первенство на индийском автомобильном рынке, запустив дизельные модели.

Планирование смотрит вперед.

·

· Оно обязано заглядывает в будущее, анализируя и прогнозируя его.

· Таким образом основой планирования является прогнозирование.

· План представляет собой синтез прогнозов.

· Это психическая предрасположенность к вещам, которые произойдут в будущем.

Планирование является интеллектуальным процессом.

· Планирование является психическим учением с участием творческого мышления, здравого смысла и воображения.

· Это не просто догадки, это вращение мышления.

· Менеджер может подготовить обоснованные планы, только если у него есть здравый смысл, дальновидность и воображение.

· Планирование всегда основано на целях и фактах.

Планирование включает в себя выбор и принятие решений.

· Планирование по существу включает выбор между различными альтернативами.

· Поэтому, если есть только один возможный курс действий, нет никакой необходимости планирования, потому что нет никакого выбора.

· Таким образом, принятие решений является неотъемлемой частью планирования.

· Менеджер окружен альтернативными решениями, но он должен выбрать лучшее в зависимости от требований и ресурсов предприятий.

Планирование является основной функцией управления.

· Планирование закладывает основу для других функций управления.

· Оно служит в качестве руководства для организации, штатного расписания, управления и контроля.

· Все функции управления осуществляются в рамках выложенных планов.

· Поэтому планирование является основной функцией управления.

Планирование является непрерывным процессом.

· Планирование является бесконечной функцией в связи с динамичной бизнес-средой.

· Планирование подготавливается к определенному периоду, во время периода и в конце этого периода, планы подвергаются переоценке и пересматриваться с учетом новых требований и изменяющихся условий.

· Планирование никогда не приходит в конце определенного предприятия, так как существует много вопросов и проблем в период этого предприятия и они должны быть решены путем эффективного планирования.

Планирование является всепроникающим.

· Это необходимо на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия.

· Конечно, объем планирования может отличаться от одного уровня к другому.

· Верхний уровень может быть больше озабочен планированием организации в целом в то время как средний уровень может быть более конкретным в ведомственных планах и нижний уровень выполняя одни и теже планы.

Планирование предназначено для повышения эффективности.

· Планирование приводит к accompishment целей при минимальных затратах.

· Это позволяет избежать нерационального использования ресурсов и обеспечивает адекватное и оптимальное использование ресурсов.

· План ничего не стоит или даже бесполезен, если он не ценит расходы, понесенные на его составление.

· Поэтому планирование должно привести к экономии времени, усилий и денег.

· Планирование приводит к правильному использованию людей, денег, материалов и машин.

Планирование является гибким.

· Планирование проводится на будущее.

· Поскольку будущее непредсказуемо, планирование должно обеспечить достаточно места, чтобы справиться с изменениями спроса клиента, конкуренции, правительства, политики и т.д.

· В изменившихся обстоятельствах, оригинальный план действий должн пересматриваться и обновляться в постоянно делать его более практичным.

  1. Выбор стратегии.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если же отрасль бурно развивается, то выбор стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного роста либо на стратегию интегрированного роста.

Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстрорастущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводят к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.

А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию (эквивалент росту отрасли) и конкурентной позиции фирмы (рис. 5.1).

Цели фирмы придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже несмотря на то, что для этого есть все предпосылки как на рынке, в отрасли, так и в потенциале фирмы.

Медленный рост рынка

Примечание: Стратегии выписаны в возможном порядке предпочтения

Рис. 5.1. Матрица Томпсона и Стрикланда

Интересы и отношение высшего руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегатьриска. И это отношение может быть решающим в выборе стратегии развития. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителей также могут очень сильно влиять на выбор стратегии.

Финансовые ресурсы фирмы также оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы. Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий

  1. Принципы управления (А.Файоль).

Концепция управления

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и компьютеров IBM при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообложения, порядок перевода прибылей, предел владения акциями иностранцами, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами. Иностранные компании обычно регистрируются в стране местонахождения в качестве филиалов, дочерних или ассоциированных компаний заграничных головных фирм.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней

законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные предприятия – это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, – в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: