Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Предпроектный анализ из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска на основе составления таблицы SWAT-анализа

· В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;

· С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

· Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;

· Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.

o При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;

o Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

o У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;

o Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект №1. Предпроектный анализ

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

Внешние возможности

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Внешние угрозы

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

Предварительный просмотр:

Управление проектами и инновациями в образовательной организации

Проект №1. Предпроектный анализ

из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Мурманской области Мельникова Светлана Евгеньевна

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

  • В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;
  • С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
  • Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;
  • Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.
  • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;
  • Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;
  • Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Внешние возможности

Просветительская работа педагогов на темы здоровьясбережения, проектной и исследовательской деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, физкультминутка

Регулярно проводимые методические объединения;

Коллектив профессиональный и творческий, в коллективе четко отработано практика наставничества по передаче знаний от опытных педагогов молодым пециалистам

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ)

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Привлечение родительской общественности

Внешние угрозы

Финансирование системы образования, территориальное положение школы, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения (строительство бассейна)

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Просветительская работа педагогов на уровне методических объединений школы и муниципалитета

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией

  • Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?

Реализация творческого потенциала педагогов через обмен опытом на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Педагоги МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска неоднократно являются участниками методических объединений, выступают на региональных и всероссийских семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Лидер в образовании», «Педагогическая находка», «Калейдоскоп педагогических идей», «Методическая копилка».

Педагоги также работают в «Школе олимпиадного резерва».

  • Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?

Поскольку школа удалена территориально от муниципалитета и от регионального центра необходимо использование дистанционных образовательных технологий для учеников с повышенной мотивацией.

  • Какие проблемы можно решить на основе реализации образовательного проекта? Кто может в этом помочь?

Повышение творческого потенциала педагогов. Улучшение материальной и методической базы. Помочь в этом может администрации школы, а также непосредственный учредитель.


Текст 1 1

Подходы к определению понятия «проект»

    Деятельность в ситуации неопределенности.

    Пошаговая деятельность.

    Путь преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние.

    Форма целевого планирования.

    Способ достижения организацией целей, для которых нет готовых алгоритмов в функционировании организации (инновационная деятельность, единовременная специфическая акция и т.п.).

    Деятельность, направленная на достижение конкретной цели в условиях ограниченности ресурсов.

Отличительные особенности проекта:

    Наличие проблемы, для решения которой разрабатывается и реализуется проект (проектная проблема обычно шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации, она относится скорее к разряду социальных проблем, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечения равных возможностей, необходимости развития определенных услуг и т.п .);

    Четко ограниченная группа благополучателей и целевая группа;

    Планирование от проблемы (целевое планирование);

    Отсутствие очевидной процедуры достижения результата;

    Определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

    Пошаговое представление (планирование) деятельности;

    Ограниченность ресурсов, в том числе ресурса времени (срочность);

    Наличие команды с четким внутренним распределением ролей.

Ограниченность ресурсов проекта приводит к необходимости устанавливать при его разработке адекватный конкретной ситуации баланс между ресурсами и качеством результата, а также между отдельными видами ресурсов:

Порядок действий по разработке проекта

    Определение ключевой проблемы на основе миссии и внешних вызовов.

    Анализ ситуации: выявление проблем, прямо или косвенно связанных с ключевой проблемой, выявление заинтересованных сторон.

    Анализ проблемы: построение дерева проблем.

Предпроектный (поисковый) этап

Проектный замысел

    Определение проектной проблемы и способа ее разрешения.

    Определение общей и конкретной цели проекта (построение дерева целей).

    Анализ допущений: обоснование достижимости конкретной и общей целей проекта.

    Определение конечного (-ых) результата (-ов) и эффектов, их показателей и способов измерения.

Аналитический этап

    Постановка задач проекта.

    Определение промежуточных результатов проекта, их показателей и способов измерения.

Организационный проект

    Подготовка логического пакета шагов.

Планирование ресурсов проекта.

Составление критического пути проекта.

    Планирование рисков проекта.

    Составление плана-графика реализации проекта.

    Составление бюджета проекта.

Этап планирования

Логико-структурная схема проекта

Текст

Показатели

Измерение

Допущение

Общая цель

Цель проекта

Результаты

Действия

средства

Затраты

Текст - описание проекта на каждом из четырех уровней: общей цели, конкретной цели, задач проекта (через результаты) и действий.

Показатели - измеримые показатели на каждом уровне описания проекта.

Измерение - средство регистрации (фиксации) показателей.

Допущения - факторы риска и ограничения (-), могущие оказать отрицательное воздействие на ход выполнения и успех проекта или благоприятные факторы (+), исчезновение (нереализация) которых может оказать такое же влияние.

Вертикальная логика () представляет намерение проекта, выявляет причинно-следственные связи и называет важные предполагаемые и неопределенные моменты, не подлежащие контролю со стороны менеджера проекта.

Горизонтальная логика () относится к измерению результатов проекта и используемых проектом ресурсов, что производится путем определения основных показателей измерения, а также средств проверки правильности этих измерений.

Текст 2

Предпроектный этап. Анализ проблемы

Тезаурус

Альтернативные способы разрешения проблемы

взаимоисключающие направления изменения реальности.

Анализ проблемы

выявление причин существования проблемы и последствий ее существования, а также определение того, от кого \ чего зависит устранение этих причин, прямыми или опосредованными являются последствия.

Анализ ситуации

Разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом (выделение признаков ситуации, указание подтверждающих их наличие фактов, определение заинтересованных сторон и т.п.).

Благополучатели

в широком смысле: субъекты, потребности которых призван удовлетворить проект; в буквальном смысле: лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Влияние

целенаправленное воздействие тех или иных субъектов на ситуацию

Заинтересованные стороны

люди, группы или организации, заинтересованные в том, чтобы существующая ситуация изменилась в определенном направлении (+) или оставалась неизменной (-).

Критерий

точка зрения, аспект, в котором рассматривается объект; основание для анализа или оценки.

Проблема

противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

Противоречие

такое отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно из них полностью исключает другое.

Целевая аудитория (целевая группа)

социальные группы или организации, на которых проект оказывает то или иное воздействие.

Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией.

Причина существования проблемы – противоречие более низкого уровня, приводящее к существованию проблемы.

Нерешаемая проблема - проблема, все причины существования которой (или главная причина) являются внешними по отношению к организации и, следовательно, неустранимыми силами организации.

Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:

подмена проблемы вопросом,

Например, как мотивировать жителей на участие в благоустройстве территории?

подмена проблемы задачей,

Например, обеспечить регулярное транспортное сообщение между пунктами А и В.

подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),

Например, большая нагрузка муниципальных служащих не дает им возможности регулярно выходить на живое общение с жителями.

подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы.

Например, существует проблема ветхого жилья.

При постановке проблемы автору проекта следует тщательно оценить ее корректность. Проблема должна быть достаточно детализирована. Нельзя корректно сформулировать проблему, ограничиваясь самыми общими словами. Любой не посвященный в размышление над данной проблемой человек должен однозначно понять, в чем видят противоречие авторы формулировки.

Сравните: «применяемые методы диспансеризации населения не отвечают задачам увеличения охвата» и «в процессе организации диспансеризации не используется адресность обращения».

Не следует подменять постановку проблемы оценкой ситуации: в этом случае автор также совершает ошибку слабой детализации проблемы.

Сравните: «Низкий уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений» и «Уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений не позволяет им адекватно взаимодействовать с органами местного самоуправления и прессой».

Также типичной ошибкой в определении проблемы является «напрашивающееся решение». Такая ошибка часто встречается, когда автор проектной разработки сначала ставит (по непонятной причине) перед собой определенную цель, а затем не столько проводит анализ ситуации, сколько «подгоняет» его под свой замысел и формулирует проблему на основе цели. Проблема с напрашивающимся решением – свидетельство серьезного нарушения технологии проектирования, согласно которой постановке цели должны предшествовать постановка проблемы и анализ способов ее разрешения. Другими словами, автор, допустивший такую ошибку, четко решил, что он будет делать нечто, а зачем, почему именно это, – такие вопросы он игнорировал.

Еще одной ошибкой, допускаемой при работе над проблемой, является подмена противоречия. То есть, при анализе ситуации выявляется противоречие А и не-А, а в формулировке проблемы приводится А и В.

В рамках анализа проблемы необходимо обращение к проблемам, с которыми сталкиваются партнеры, получатели, или благополучатели по проекту. Невозможно должным образом разработать проект, учитывающий реальные потребности благополучателей, без анализа существующей ситуации. Однако существующая ситуация воспринимается различными группами заинтересованных сторон по-разному. Поэтому на этом этапе важно собрать в обстановке открытой дискуссии представителей всех основных заинтересованных сторон.

На этапе анализа проблемы устанавливаются негативные аспекты существующей ситуации, а также причинно-следственная связь между существующими проблемами.

Этап анализа проблемы включает в себя три стадии.

1) идентификация, определение сторон, чьи интересы затрагиваются предлагаемым проектом;

2) установление основных проблем, стоящих перед благополучателями по проекту;

3) разработка дерева проблем для установления причинно-следственных связей.

Для того чтобы успешно справиться с первым этапом, выполните следующие действия:

1. определите субъектов, которые станут получателями, благополучателями или могут быть заинтересованы в реализации проекта;

2. изучите потребности благополучателей в тематическом поле проекта, определите степень их удовлетворенности в настоящее время;

Для выполнения этого шага можно использовать опубликованные данные, данные внутреннего мониторинга, данные социологических исследований, а также самостоятельно провести опрос или собеседование с референтными представителями целевых групп.

3. опишите идеальную ситуацию. Детально укажите, как именно и за счет чего будут удовлетворены потребности благополучателей проекта. Обоснуйте ваше представление о до лжном;

4. укажите, в чем состоит интерес «заинтересованных сторон». Выделите заинтересованные стороны, которые а) прямо заинтересованы в удовлетворении тех потребностей благополучателей, которые нашли свое отражение в вашей идеальной ситуации; б) косвенно в этом заинтересованы, в) прямо заинтересованы в том, чтобы данные потребности благополучателей не были удовлетворены, г) косвенно в этом заинтересованы. Первые две группы заинтересованных сторон – ваши потенциальные партнеры по проекту, вторые – источник возможных проектных рисков;

6. проведите анализ реальной ситуации. Составьте неструктурированный список проблем;

Следует помнить, что ситуация – это только часть окружающей нас действительности, которую мы отграничиваем в своих размышлениях от реальности в целом, рассматривая ее с определенной точки зрения. Например, в действительности с ребенком, находящимся на уроке, может одновременно происходить образовательный и пищеварительный процесс. Ребенка в рамках одного из этих процессов мы рассматриваем, описывая ситуацию, а в рамках другого – игнорируем. Причем, в рамках какого именно – определяется нашей точкой зрения (скорее всего, учитель остановится на первом процессе, его не будет волновать происходящее одновременно с устным счетом расщепление белков, а школьная медсестра – на втором).

Кроме того, все объекты и явления в рамках определенной ситуации всегда рассматриваются во взаимосвязи. То есть ситуация представляется единым целым, системой из многих элементов.

7. обсудите неструктурированный список проблем с членами проектной команды и референтными представителями благополучателей и заинтересованных сторон, отнесенных вами к первым двум группам.

Используя информацию, собранную на стадии анализа заинтересованных сторон, люди, планирующие проект, можно лучше организовать подготовительный процесс. Кроме того, субъект проекта получает видение противоречий, касающихся благополучателя, глазами субъектов внешней среды, что позволит уточнить и дополнить список проблем.

Проблемы могут быть выявлены на разных уровнях:

Рис. 1. Соотношение уровней выявления проблем.

Понятно, что причины существования проблемы более высокого уровня следует искать в проблемах более низкого уровня (см. рис. 1). Однако причинно-следственные связи могут существовать и между проблемами одного уровня. Например, отсутствие одного результата может быть причиной отсутствия другого результата.

Алгоритм построения дерева проблем выглядит следующим образом:

    Начните построение дерева проблем с проблемы, которую вы хотели бы решить в рамках проекта;

    Если проблема является причиной существования другой проблемы, поместите ее на один уровень ниже, соединив линией с проблемой-следствием;

    если проблема является следствием существования другой проблемы, поместите ее на один уровень выше, соединив линией с проблемой-причиной;

Проверьте себя:

Если на одном уровне оказалось несколько проблем, они не должны являться причиной или следствием друг друга;

Соответствует ли логика дерева проблем причинно-следственным связям между уровнями эффектов, результатов, деятельности, ресурсов.

    Найдите в Вашем дереве проблем те места, в которых причинно-следственные связи прерываются (пропущен один уровень) или являются неочевидными. Сформулируйте недостающие проблемы.

Проверьте себя:

Если проблема имеет только одну причину существования, то либо вы упустили как минимум еще одну причину, либо подменили причину существования проблемы другой формулировкой той же самой проблемы;

    Укажите, какие проблемы являются решаемыми в рамках вашего проекта (относятся к компетенции субъекта проекта), а какие – нет.

Следует определить, как соотносятся друг с другом проблемы, оказавшиеся по результатам проведенного анализа на одном уровне. Здесь необходимо определить, что влияет на существование проблемы-следствия: каждая из проблем-причин в отдельности или вся совокупность проблем-причин. Это важно, поскольку разрешить проблему можно, устранив причины ее существования или нейтрализовав их воздействие на ситуацию. Если устранение большей части причин существования проблемы, определенной вами как основной для проекта, лежит вне вашей компетенции, она является нерешаемой. Это означает, что задуманный вами проект технически невыполним. В этом случае проанализируйте, насколько целесообразным является решение средствами проекта проблемы, расположенной на более низком уровне.

    Сформулируйте ключевую проблему вашего проекта.

Проверьте себя:

ключевая проблема сформулирована корректно, если в ее основе лежит противоречие между желаемым и реальным;

сформулированная проблема решаема силами субъекта проекта (при неочевидности это должно быть обосновано);

отсутствуют типичные ошибки в постановке проблемы: слабая детализация, проблема с напрашивающимся решением, проблема с подменой противоречия).

Если устранение (нейтрализация воздействия) причин существования ключевой проблемы, на разрешение которой направлен проект, лежит вне компетенции субъекта проекта, эта проблема является нерешаемой. Это означает, что задуманный проект технически невыполним и его дальнейшая разработка бессмысленна. Поэтому, излагая в тексте проектной разработки результаты проведенного анализа проблемы, следует обратить особое внимание на обоснование решаемости проблемы, если она не является, с точки зрения автора, очевидной.

Проект №3. Этапы внедрения инновационного проекта

Требования к выполнению проекта:

Представить этапы внедрения проекта, результаты по каждому этапу, показатели.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

Инновационный потенциал проекта состоит в его реальности, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, взаимодействия с родителями, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать его формы.

Одной из важнейших задач развития системы образования нашего района является обеспечение прозрачности деятельности школы для общества.

Политика открытой образовательной среды

Дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;

Позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы;

Позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых учащихся и квалифицированных педагогических кадров;

Обеспечивает позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации – гарантии успешного развития школы.

Таким образом, наш инновационный проект - это построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства учителей, родителей и детей с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая потенциал социальных сетей.

Цель (основная идея) проекта

Использование политики открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса

Задачи проекта

Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса;

Увеличение роли родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;

Установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;

Переход на электронную форму ведения школьной документации;

Создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей района

Необходимые ресурсы для реализации проекта.

    Научно-педагогические

    Методологию инновационного проекта составляют системный, деятельностный и информационный подходы.

Основное назначение системного подхода состоит в целостном видении объекта.

Деятельностный подход обеспечивает построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в видах деятельности и взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель - ученик”.

Информационный подход позволяет определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для обеспечения прозрачности деятельности школы для общества.

2) Методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определяющая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;

3) Методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.

    Учебно-методические

Для внедрения результатов инновационного проекта в других ОУ будут разработаны, апробированы и представлены в печатном или электронном виде следующие учебно-методические «продукты»:

1) пакет методических материалов для организации работы вебинаров;

2) модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле ОУ;

4) материалы для диагностики инновационного проекта (анкеты, опросы, рейтинги и т. д.);

5) обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.

    Организационные

Организация в каждом учебном кабинете рабочего места учителя с возможностью выхода в Интернет, имеются условия для сканирования, копирования и переноса документов на бумажные носители.

Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта.

Наличие должностных инструкций работников, регламента ведения электронного журнала и электронного дневника, положения о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положения об оценке результативности инновационной деятельности учителей.

    Правовые

273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)».

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

2770-кз «Закон об образовании в Краснодарском крае».

    Финансово-экономические

Привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвований;

Участие в открытых грантовых конкурсах.

    Кадровые

Создание команды единомышленников, способной решать поставленные задачи и работать на результат, в составе

Педагогов школы, имеющих опыт работы руководителями МО, проблемно-творческих групп, тьюторами, руководителями проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью;

Родителей (законных представителей);

Представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.

    Материально-технические

Укрепление и развитие материально-технической базы проекта через:

Совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;

Установку высокоскоростного Интернета;

Создание комфортной образовательной среды: организация работы класса «открытого доступа» для самостоятельной работы учащихся, дающего им доступ и к школьной медиатеке с размещенными в ней материалами, и к ресурсам Интернет.

Действия с учётом рисков и ресурсов

Проект ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте, как точки роста, так и проблемные точки.

Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: мозговой штурм; обсуждения; анализ предположений. Для управления рисками проекта были определены воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице.

Риски реализации проекта

Риски

Минимизация рисков

Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации)

Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ

Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения

Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий

Разработка школьной программы повышения ИКТ компетентности учителей

Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности.

Проблемы психологического характера: неприятие отдельными субъектами идеи инноваций

Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации.

Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей.

Создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги.

Риск неадекватной реакции на информацию в виртуальной среде, риск того, что (по ошибке) будет опубликована информация, не предназначенная для открытого доступа.

Ведение диалога не на общедоступных ресурсах, а на специализированных таких как «Сетевой город. Образование» на условиях персонифицированного доступа.

Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет.

Использование бумажной версии дневника для связи с родителями, распечатка страниц электронного дневника для родителей.

Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта.

Для учащихся:

Осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;

Повышение мотивации к учению;

Возможность накапливать в электронном виде самостоятельно выполненные работы в электронном портфолио;

Возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.

Для учителя:

Общий рост информационно-технологической компетентности;

Готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса;

Совершенствование системы оценивания учащихся;

Повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.

Для родителей:

Оперативное получение педагогической консультации у педагога-предметника или классного руководителя,

получение консультации психолога или социального педагога;

Коммуникация с классным руководителем, участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями в форуме и активное влияние на ход образовательного и воспитательного процессов в ОУ;

Осуществление контроля над учебной деятельностью ребенка, своевременное реагирование на возникающие проблемы в учебной деятельности, оказание поддержки в организации домашней работы над учебным материалом.

Для школы:

Совершенствование образовательной программы;

Открытость результатов деятельности;

Укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ;

Повышение конкурентоспособности.

Для социума:

Демонстрация исключительной значимости семьи для решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения в информационном обществе посредством привлечения специалистов из родительской общественности к реализации проекта;

Подготовленность выпускников к встраиванию в современную систему начального и среднего профессионального образования, а также к сетевому взаимодействию с современными учебно-методическими материалами, с преподавателями и студентами;

Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы и ее апробации.

Количество ОУ, в которых данная программа будет востребована.

Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.

Востребованность родителями предлагаемых форм виртуального диалога.

Создание и использование учителями дистанционных учебных курсов.

Обновление и пополнение Интернет портала ОУ.

Ведение личных электронных портфолио учениками и большей частью учителей.

Наличие базы данных электронных документов.

Регулярное (не реже 1 раза в месяц) обновление разделов методических объединений педагогов.

Реализация телекоммуникационных проектов с помощью «портфолио проектов».

Рост удовлетворенности качеством образовательного процесса у учащихся и родителей.

Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах.

Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.

Стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе.

Основные потребители результатов проекта

Образовательные организации.

План реализации проекта по этапам

Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля.

январь – август 2016

Рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.

Второй этап: практический

Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта.

Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).

Положительная внутренняя и внешняя экспертиза проекта в школе.

Третий этап: заключительный

Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе

Повышение информационной открытости ОУ.

Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ

Успешное внедрение АИС «Сетевой город»: полный или профессиональный уровень (внутри ОУ) :

Учителя используют и создают дистанционные учебные курсы и тесты

Обновляется и пополняется Интернет-портал ОУ - многие учителя и ученики ведут личные портфолио, имеется база данных электронных документов, разделы методических объединений педагогов

Реализуются телекоммуникационные проекты с помощью «Портфолио проектов».

Дорожная карта (алгоритм реализации проекта)

ноябрь 2016 г.

июнь 2017 г.

ноябрь 2018 г.

11

Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ:

Вебинар для школ района

Онлайн конференция для администрации школ района и членов районного методического совета

Мастер-класс для учителей района

и другое согласно уточненному плану по годам реализации проекта.

с августа 2016 г.

Октябрь 2017 г.

Январь 2018 г.

Март 2018 г.

12

Внедрение АИС «Сетевой город»: полный уровень (внутри ОУ)

13

Составление аналитического отчёта о реализации инновационного проекта «Открытая школа»

декабрь 2018 г.

14

Публичная презентация Проекта родительской общественности

апрель 2016г.

ноябрь 2018 г.

15

Презентация Проекта в педагогическом сообществе.

август 2018 г.

август 2017 г.

август 2018 г.

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью – процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.



Но к главным направлениям и задачам инновационного менеджмента относят: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова).

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.

2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

внедрение методики экспертизы инноваций;

разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;

введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но..." (А.И.Пригожин):

«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.

«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).

5 группа – колеблющиеся, обычно 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя.

Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы». (Скаткин М.Н.)

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Среди организационно-управленческие условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает школа; стажировка, повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

· критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

· критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

· критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувствия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

· Уровень информированности членов педколлектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

· Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

· Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

· Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

· Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

· Заинтересованность педколлектива школы в освоении нового.

· Контролируемость инновационных процессов в школе.

Вопросы для обсуждения и задания:

1. Модели инновационного управления образовательными учреждениями.

2. Разработка стратегии развития ОУ.

3. Этапы организации инноваций в ОУ.

4. Мониторинг качества инновационных процессов в ОУ.

5. Работа с примерными программами инновационного развития ОУ.

6. Разработайте анкеты для руководителей и педагогов по оценке качества инноваций.

7. Составьте аннотированный список Интернет-ресурсов по проблемам инновационной деятельности


Глоссарий инновационных терминов

Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс).

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.

2. http://wiki.iteach.ru/

3. http://www.vestnik.edu.ru

4. http://www.school.edu.ru

Проект №1 Предпроектный анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие определенной системы воспитательной работы, способствующей высокой социализации детей с ОВЗ и ГУО.

Высокий уровень мотивации к саморазвитию у педагогического состава.

Функционирование службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Созданы необходимые условия для выполнения образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда.

Скоординирована деятельность со всеми структурами образования.

Сложившаяся система работы с детьми с ОВЗ и ГУО.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Наличие безбарьерной образовательной среды, адаптированной к потребностям детей с ОВЗ («Доступная среда»): школьный автобус, пандусы, поручни, оснащенные санузлы).

Стабильность общей численности контингента обучающихся, ежегодный рост количества обучающихся в целом.

Действие органов самоуправления (Совет профилактики, попечительский совет, ПМПк).

Оказание ППМС помощи неблагополучным семьям и их воспитанникам.

Недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС.

Недостаточная активность родителей в решении общешкольных вопросов.

Старение педагогических кадров (много сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста).

Недостаточное оснащение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения.

Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП, СП.

Влияние образа жизни семьи.

Недостаток семейного воспитания.

Ограничение освоения ФГОС в связи с особенностями психического развития обучающихся.

Наличие неблагополучных и неполных семей.

Низкий уровень оплаты труда молодых педагогов.

Неготовность некоторой части педагогов к работе с мультимедийным оборудованием.

Недоукомплектованность кадров.

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

Слабая учебная мотивация, а иногда и открытое нежелание учиться некоторых обучающихся.

Внешние возможности

Развитие инновационных форм работы с детьми.

Поиск педагогических идей по обновлению содержания образования, увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс.

Стимулирование труда педагогов.

Привлечение кадров и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли или учреждения.

Переподготовка по профилю «Дефектология

Контроль ведения электронного журнала со стороны администрации.

Создание сетевого взаимодействия для подготовки кадров по направлению инклюзивного образования, обмен опытом, проведение семинаров, конференций, вебинаров, стажировок, взаимообучения.

Стратегия доступности учебных материалов, обучения; вариативности методов обучения; индивидуального развития

Стратегия абсолютной восприимчивости и координации проектов между образовательными организациями и научными институтами

Внешние угрозы

Недостаточное материально-техническое оснащение

Эмоциональное «выгорание» педагогов вследствие профессиональных стрессов.

Недостаточное финансирование со стороны государства

Нестабильная социально-экономическая обстановка.

Развитие платных образовательных услуг.

Приток в педагогический коллектив специалистов без специального (профильного) образования.

Недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и ГУО.

Рост числа детей «группы риска» Ограничения освоения ФГОС вносит психические особенности некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования

Стратегия защищённой среды обучения, права на неразглашение конфиденциальных данных о промежуточных этапах обучения

Стратегия опережающего развития, формирования общей среды оповещения, обучения адекватным способам реагирования на факторы нарушающие прогрессивное развитие

Вывод:

    Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

    Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ и ГУО.

    Создана и реализуется программа информатизации школы, направленная на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволяет эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

    В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования обучающимся школы в соответствии с запросами личности.

    Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам.

    Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой.

    Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры. Спортивная работа (спортивные секции).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: