Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

а) автократичный руководитель;

б) демократичный руководитель;

в) либеральный руководитель;

г) консультативный руководитель.

80. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:

а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;

б) инвестиции в человеческий капитал;

в) инвестиции в новые технологии;

г) инвестиции в производство.

81. Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:

а) семантические;

б) коммуникативные;

в) невербальные;

г) вербальные.

82. Какой компонент не включает трудовой потенциал человека:

а) здоровье человека;

б) образование;

в) профессионализм;

г) депозитные счета в банках.

83. Что такое адаптация персонала?

а) совершенствование теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, усвоение ими передовой техники, технологии, средств производства;

б) деятельность, которая проводится осознанно для улучшения способностей персонала, которые необходимы для выполнения работы или для развития потенциала работников;

в) участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью наилучшей профориентации работников;

г) взаимоотношения работника и организации, которые основываются на постепенном приспособлении сотрудников к новым профессиональным, социальных и организационно-экономических условий работы.

84. Разделение труда предусматривает:

а) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению конкретного изделия;

б) разделение труда согласно систематизированным трудовым функциям;

в) тщательный расчет расходов работы на производство продукции и услуг.

г) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению комплекса изделий.

85. Нормированное рабочее время включает:

а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения конкретной задачи;

б) общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;

в) время подготовительно-заготовительных работ для выполнения задачи;

г) время обслуживания рабочего места.

г) на времени обслуживания рабочего места.

86. Метод оценки персонала, предусматривающий беседу с работником в режиме «вопрос–ответ» по заранее составленной схеме или без таковой для получения дополнительных сведений о человеке – это метод:

а) интервьюирования;

б) анкетирования;

в) социологического опроса;



г) тестирования.

87. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) ожидания.

88. Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) стимулы.

89. Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:

а) уровень квалификации работников аппарата управления;

б) обоснованность и своевременность принятия решений управленческим персоналом;

в) уровень использования научных методов, организационной и вычислительной техники;

г) величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.

90. Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

а) уровень трудовой дисциплины;

б) надежность работы персонала;

в) текучесть кадров;

г) социально-психологический климат в коллективе.

1.3 Основы общественного производства

Производство и потребности. Закон возвышения потребностей

Производство - это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.
Исторически оно прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но и происходит нравственное совершенствование самого человека.
Под производством в современной экономической теории при-нято понимать любую деятельность членов общества по исполь-зованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы вклю-чаются и ресурсы человека. Целью производственной деятелъно-сти является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Не-редко в обиходе под производственной деятельностью понимается лишь создание вещных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категoрии унаследована от маркси-стско-ленинской политической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом материальном производстве, a все остальные виды деятельности считались второсортными. Вме-сте c тем следует учитывать и значительные различия между де-ятельностью работников в различных сферах производства.
Различают материальное и нематериальное производство.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ/услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание, транспорт).
Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование).
В любом обществе производство служит удовлетворению его потребностей.
Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Труд - это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целеполагание, то есть прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Ресурсы и факторы производства, их классификация

Производственно-экономическая деятельность, вне зависимости от ее вида, обладает универсальным признаком, всеобщим свойством: это всегда преобразование некоторых видов ресурсов в экономический продукт (рис. 4).

Рис. 4. Схема действий производственно-экономической системы

Ресурсы - совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовых благ и услуг.
Виды ресурсов:
1) Природные ресурсы - это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства;
2) Материальные ресурсы представлены всем средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда);
3) Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте;
4) Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства;
5) Информационные ресурсы - это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Фактор производства - особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на важность и результативность производства, к ним относятся:
1) земля;
2) труд представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников;
3) капитал представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средств производства.
К факторам относятся только те из вышеперечисленных, которые в данный момент непосредственно задействованы в процессе производства.
На рисунке 5 приведен пример различных объемов выпуска продукции при изменении степени использования факторов производства.

L

Рис. 5. Объемы выпуска продукции при разных значениях факторов
производства

Важным фактором по отношению к ресурсам является ресурсосбережение - совокупность мер по бережливому и эффективному использованию факторов производства. Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих технологий, способствует рост эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Воспроизводство, его виды и фазы

Всякий процесс производства независимо от его общественной формы должен быть непрерывным. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Непрерывное производство материальных благ является объективной основной существования человеческого общества.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение (как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства (конечных товаров и услуг в рыночном хозяйстве), но и распределение ресурсов и факторов производства), обмен (акт получения чего-либо желаемого с предложением чего-либо взамен) и потребление произведенных благ и услуг (процесс, который предполагает использование косвенных благ, или средств производства для создания новых полезностей), то это - воспроизводство.
В анализе процесса воспроизводства нельзя исходить из предположения, что товар обменивается на товар, а предложение одного товара есть в то же время спрос на другой товар. Поэтому, как считала буржуазная классическая экономическая теория (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Д. Риккардо), якобы между предложением и спросом всегда существует равновесие, и перепроизводство товаров в масштабе общества невозможно. В действительности все товары обмениваются на деньги и нельзя сводить товарное обращение к товарообмену, а тем более к простому продуктообмену .
Воспроизводство - непрерывное возобновление социально-экономи-ческих процессов, в частности производство материальных благ и услуг. Различают простое и расширенное воспроизводство.
Простое воспроизводство - это процесс, при котором воспроизводство возобновляется из года в год в неизменных размерах. Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в том числе капитала и труда, в данном случае остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются.
Расширенное воспроизводство - это возобновление производства во все более увеличивающихся размерах. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства. Результатом расширенного воспроизводства становится все возрастающая масса общественного продукта.
Выделяют следующие фазы воспроизводства: подъем, спад, депрессия и оживление.

Противоречия системы «ресурсы - потребности» и механизм
их разрешения

Противоречия системы «ресурсы - потребности» заключаются в том, что ресурсы ограниченны, а потребности безграничны.
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъ-емлюший характер, в связи c чем в экономической литературе его именуют фунда-ментальным, a проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих.
При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не сле-дует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В по-добных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, a в связи c удручающе неэффективным использованием.
В экономической теории применяется такое понятие, как «альтернативные возможности использования ресурсов». Пример альтернативы приведем в таблице 1.

Таблица 1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Возможности

Пушки

Масло

Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения потребностей всех членов общества. Но если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Механизм разрешения данной проблемы состоит в повышении эффективности производства и эффективности распределения экономических ресурсов.

Продукт или благо как результат производства. Классификация благ

Продукт - результат функционирования производства, результат затраченного труда.
В независимости от условий производства все факторы используются для изготовления продукта.
Рассмотрим простейший вариант, когда один фактор используется для изготовления продукта (1):

где А - факторы производства, Q-продукт, f-функция.
Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Классификация благ:
1) материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, продукты, машины, сооружения, инструменты);
2) нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино и т. д. Различают две группы нематериальных благ:
а) внутренние - данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух);
б) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция);
3) экономически блага - это те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить;
4) неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий человека.

Рыночная организация хозяйства

Если продукт труда предназначается для продажи, то он поставляется на рынок с целью доведения до потребителя.
Рынок - это система экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Элементы рынка:
1) спрос - потребность, обеспеченная деньгами за определенное время;
2) предложение - количество товаров, которое может предложить производитель рынку за определенное время;
3) конкуренция - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Субъект рынка: производитель и покупатель материальных благ и услуг.
Объект рынка: результат материального производства.
Признаки рынка: наличие спроса, предложения, обмена, потребления, капитала, субъекта и объекта рынка.
Рынок может быть связан как с производственной, так и с духовной сферой. В соответствии с этим он имеет многообразную структуру .
По функциональному назначению представленных товаров разделяют:
1) Рынки потребительских товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары; рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные; рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
2) Рынки факторов производства. В их состав входят: рынки недвижимости; орудий труда; сырья и материалов; энергетических ресурсов; полезных ископаемых.
3) Финансовые рынки. Это: рынки капиталов, то есть инвестиционные рынки; кредитные рынки; рынки ценных бумаг; валютно-денежные рынки.
По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие - рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).
В пространственном разрезе выделяются местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию; всемирный, мировой, включающий все страны мира.
По механизму функционирования существуют:

  1. свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренциинезависимых товаропроизводителей;

2) монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

  1. государственно-регулиремый рынок, где важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия.

По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирющуюся систему рыночных отношений. К рынку несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.
В соответствии с действующим законодательством различают легальный, или официальный, рынок и нелегальный, теневой рынок.
По степени насыщенности выделяют равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; дефицитный рынок, когда предложение превышает спрос.
Особо выделяют информационный рынок. Товаром на таком рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия.
Функции рынка:
1) Регулирующая функция. С помощью нее устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Обеспечивает пропорциональность и сбалансированность экономики, предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре;
2) Воспроизвоизводственная функция. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. Соединяя производителя и потребителя, координируя их деятельность, рынок стихийным путем обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства. Через рынок огромные потоки материальных ресурсов, товаров и услуг направляются от владельцев к потребителям, а в обмен на них навстречу, в денежной форме, движутся средства, необходимые для продолжения процесса производства;
3) Стимулирующая функция состоит в побуждении человека к созданию новой продукции;
4) Ценообразующая функция заключается в создании цен на товары;
5) Контролирующая функция состоит в осуществлении контроля за всем, что происходит на рынке.
6) Информационная функция. Через рынок потребитель получает информацию о товарах.
7) Функция реализации интересов рыночных субъектов.
Инфраструктура рынка - это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков (система оптовой и розничной торговли).
Товар - продукт труда, произведенный для продажи.
Свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей называется потребительской стоимостью.
До тех пор, пока существуют труд и потреб-ности людей, этим свойством будут обладать продукты труда и при-роды. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительская стоимость - это естественное свойство блага.
Необходимо отметить, что один и тот же продукт труда может удовлетворять многообразные потребности, равно как и одна и же потребность может быть удовлетворена различными потреби-тельными стоимостями.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Общество - вероятностная система, в ходе развития которого реализуются далеко не все потенциальные возможности, а непредсказуемость многих событий является общей закономерностью.
Существует ряд основных экономических проблем, стоящих перед современным обществом:
1) Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? (Что производить?) Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.
2) Как должны быть произведены товары и услуги? (Как производить?) Существуют различные варианты производства набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть многоэтажным и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей .
3) Для кого произведен продукт? (Для кого производить?) Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.
4) Рост значения информации в жизни общества.
5) Изменение положения и роли человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяется как появление информационного общества и информационного человека, своеобразного коллективного интеллекта обитателей планеты;
6) Рост нового экономического сознания, появление и развитие экономического человека;
7) Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

а ) совершенствование теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, усвоение ими передовой техники, технологии, средств производства;

б) деятельность, которая проводится осознанно для улучшения способностей персонала, которые необходимы для выполнения работы или для развития потенциала работников;

в) участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью наилучшей профориентации работников;

г) взаимоотношения работника и организации, которые основываются на постепенном приспособлении сотрудников к новым профессиональным, социальных и организационно-экономических условий работы;

д) участие персонала в аттестации.

Задача

Определить основные мотивы, побуждающие к успешной профессиональной самореализации кондитера детского десерт-кафе «ЧАО». Выявить скрытые стимулы, увязать их с внутренними личными потребностями данной личности. Предложить и обосновать систему мотивации такого работника в количественном и качественном выражении, определить сроки реализации мотивационной программы.

БИЛЕТ 18

1. Корпоративный климат: понятие и особенности формирование

2. «Welcome! тренинг» как инструмент адаптации персонала на предприятии

1. Разделение труда предусматривает:

а) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению конкретного изделия;

б) разделение труда согласно систематизированным трудовым функциям;

в) тщательный расчет расходов работы на производство продукции и услуг.

г) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению комплекса изделий;

д) выполнение несколькими работниками одной функции по изготовлению комплексного изделия.

2. Нормированное рабочее время включает:

а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения конкретной задачи;



б) общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;

в) время подготовительно-заготовительных работ для выполнения задачи;

г) время обслуживания рабочего места;

д) а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения всех задач.

3. Норма выработки основана:

а) на установлении норм расходов времени;

б) на определении количества продукции, которая должна быть изготовлена одним работником;

в) на установлении норм расходов работы;

г) на времени обслуживания рабочего места;

д) на необходимом количестве рабочих мест, размере производственных площадей и других производственных объектов, закрепленных для обслуживания за одним работником или бригадой.

Задача

БИЛЕТ 19

1. Самомотивирование персонала к труду

2. Сущность понятия «оценка персонала», этапы ее осуществления

3. Эмоциональный фактор управления трудовым коллективом. Теория формального бюрократизма М. Вебера

1. Метод оценки персонала, предусматривающий беседу с работником в режиме «вопрос–ответ» по заранее составленной схеме или без таковой для получения дополнительных сведений о человеке – это метод:

а) интервьюирования;

б) анкетирования;

в) социологического опроса;

г) тестирования;

д) наблюдения.

2. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) ожидания;

д) стимулы.

3. Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) ожидания;

д) стимулы.

Задача

БИЛЕТ 20

1. Внутриорганизационное взаимодействие: критерии оценки эффективности

2. Субъекты оценки персонала на предприятии

3. Развитие концепций психологической оценки содержания мотивов К. Левина

1. Методы, предполагающие передачу сотрудникам сведений, которые позволяют им самостоятельно организовывать свое поведение и свою деятельность – это:

а) различные методы стимулирования;

б) методы информирования;

в) методы убеждения;

г) методы административного принуждения;

д) экономические методы.

2. Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:

а) уровень квалификации работников аппарата управления;

б) обоснованность и своевременность принятия решений управленческим персоналом;

в) уровень использования научных методов, организационной и вычислительной техники;

г) уровень организационной культуры;

д) величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.

3. Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы - это:

а) уровень текучести кадров;

б) рентабельность производства;

в) фонд оплаты труда;

г) уровень трудовой дисциплины;

д) отношение темпов увеличения производительности труда к заработной плате.

Задача

Определить основные мотивы, побуждающие к успешной профессиональной самореализации начальника отдела кадров Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Выявить скрытые стимулы, увязать их с внутренними личными потребностями данной личности. Предложить и обосновать систему мотивации такого работника в количественном и качественном выражении, определить сроки реализации мотивационной программы.

БИЛЕТ 21

1. Карьера в системе управления человеческими ресурсами

2. Критерии оценки результатов деятельности персонала

3. Роль концепции А. Маслоу в становлении системы мотивации персонала

1. Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

а) уровень трудовой дисциплины;

б) надежность работы персонала;

в) текучесть кадров;

г) социально-психологический климат в коллективе;

д) коэффициент трудового вклада.

2. Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительной дисциплины к общей численности персонала – это показатель:

а) надежности работы персонала;

б) уровня трудовой дисциплины;

в) текучести кадров;

г) социально-психологического климата в коллективе;

д) коэффициента трудового вклада.

Какой вид безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно оперативно совершать межотраслевые перемещения в зависимости от колебания спроса и предложения рабочей силы?

а) структурная безработица;

б) технологическая безработица;

в) естественная безработица;

г) экономическая безработица;

д) вынужденная безработица.

Задача

Определить основные мотивы, побуждающие к успешной профессиональной самореализации менеджера по продажам фирмы, занимающейся реализацией металлопластиковых окон и дверей. Выявить скрытые стимулы, увязать их с внутренними личными потребностями данной личности. Предложить и обосновать систему мотивации такого работника в количественном и качественном выражении, определить сроки реализации мотивационной программы.

БИЛЕТ 22

1. Система эффективного управления кадровыми ресурсами

2. Источники оценки профессиональной деятельности работника

3. Исследования в области мотивации в трудах К. Альдерфера

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовле-творения. Это такое физиологическое или психологическое состояние человека, ощущаемое как недостаток в чем-либо, которое создает побуждение к трудовой деятельности и нацеливает индивида на полу-чение вознаграждения, т.е. получение желаемого блага.

Мотив труда — это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворе-ние которых возможно посредством получения благ, являющихся жиз-ненной необходимостью,с наименьшими моральными и материаль-ными издержками.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

В процессе мотивации трудовой деятельности формируются и функционируют мотивы труда. Мотивы трудовой деятельности - часть всей совокупности мо-тивов человека. Они формируются, когда в распоряжении обще-ства (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям чело-века. Для приобретения этих благ нужны трудовые усилия работ-ников. Именно трудовая деятельность открывает возможность работнику получить эти блага с меньшими материальными затра-тами и моральными издержками, чем другие виды деятельности.

Мотив в широком смысле слова - это побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку человека, вызванные его интере-сами и потребностями.

Формирование мотива труда происходит в несколько этапов:

- этап 1 — осознание человеком своих потребностей, удовлетво-рение которых возможно посредством трудовой деятельности;

- этап 2 — представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;

- этап 3 — мысленное построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и благами, которые их удовлетворяют. Взвешивание, оценивание затрат, ко-торые человек должен понести для получения блага, установление цены трудовой деятельности;

- этап 4 - трудовая деятельность, удовлетворение потребности и получение вознаграждения.

Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение искомого блага не требует особых личных усилий либо это благо очень труд-но получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще все-го не формируется. И в том и в другом случае мотив труда форми-руется только тогда, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага.


Если же критерием в распределительных отношениях служат статусные различия (должность, квалификационные разряды, сте-пени, звания и т.п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (ветеран, инвалид, участник войны, мать-оди-ночка и др.), то формируются мотивы служебного продвижения, карьерного роста, получения разряда, степени или звания, закре-пления за рабочим местом и т.д., которые не обязательно предпо-лагают трудовую деятельность работника, так как могут достигать-ся при помощи других видов деятельности.

Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в определенном благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее дей-ствует работник. Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Продукт тру-да, став товаром, в качестве потребительной стоимости удовлетво-ряет потребности не самого работника, а других людей, потребности же работника товар удовлетворяет через свою стоимость.

Рыночная экономика через механизм конкуренции гармонизи-рует мотивы «для себя» и «для других». Плановая экономика в усло-виях командно-административной системы приводила к рассогла-сованию этих мотивов, так как в ней работник отдавал обществу существенно больше, чем получал за свой труд. Реакцией на это было снижение качества труда, ухудшение потребительских свойств производимой продукции.

Чем глубже разрыв между тем, что работник отдает обществу, и тем, что он получает взамен, тем меньше для него значат такие мотивы труда, как долг перед людьми, обществом в целом, стрем-ление приносить своим тр удом пользу людям. Одновременно в его сознании гипертрофируются мотивы материального вознагражде-ния за труд. Эти процессы развиваются наиболее сильно, когда уровень оплаты работника оказывается существенно ниже стои-мости необходимого продукта.

Большое влияние на снижение силы мотива «для себя» оказы-вает эффект «профессионального выгорания » — совокупность нега-тивных психических переживаний, истощение от длительного воздействия напряжения, вызванного интенсивными межличност-ными взаимодействиями, сопровождающимися повышенной эмоциональностью. «Профессиональное выгорание» наступает при условиях, если работник оценивает свою работу как незна-чимую, не удовлетворен профессиональным ростом, испытывает недостаток самостоятельности, ролевую неопределенность вслед-ствие нечетких к нему требований, перегрузку или недогруз-ку и т.п.

Следствием падения значимости мотивов труда «для других» становится депрофессионализация работников. Забота о повышении профессиональной квалификации перестает быть актуальной, так как потребительские свойства производимой продукции не имеют личностного смысла, не связаны с удовлетворением собственных потребностей.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельно-сти, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориен-тированные на определенную интенсивность работы. На рис. 1.1 приведены мотивы, побуждающие лучше трудиться.

Структура процесса формирования мотива труда предполагает наличие следующих элементов:

1) потребность, которую хочет удовлетворить работник;

2) благо, способное удовлетворить эту потребность;

3) трудовая деятельность, необходимая для получения блага;

4) цена трудовой деятельности как физические и моральные издержки на ее осуществление.

Рассмотрим названные элементы подробнее .

Потребности играют важную роль в развитии человека. Смысл организации человека как живого существа состоит не в том, что-бы всегда все было, а в том, чтобы в определенный момент это нужное проявилось. Потребности имеют активный характер и слу-жат человеку побуждением к деятельности, которая в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осущест-вляя свою деятельность, человек сильнее и полнее стремится удов-летворить их.

Деятельность человека выступает важнейшим фак-тором формирования потребностей: чем она шире и многограннее, тем разнообразнее и богаче потребности человека и тем полнее в итоге они удовлетворяются. Источник развития потребностей человека — взаимосвязь между производством и потреблением ма-териальных и духовных благ. Удовлетворение потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, лишь приспосабливающегося к окружающей среде.

Благо в широком смысле слова есть то, к чему стремится чело-век, то, что ему нужно. В этическом смысле благо выступает как синоним понятия добра. В философии под благом подразумевает-ся то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В экономике блага, находящиеся в распоряжении общества, рас-сматривают в двух аспектах: сточки зрения их полезности (способ-ности удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада человека в их производство, чему соответ-ствуют понятия «потребительная стоимость» и «стоимость». В про-цессе формирования мотива труда блага приобретают свою стиму-лирующую функцию как средства удовлетворения человеческих потребностей.

Дадим определение блага, которое предоставляется работнику организацией, где он трудится.

Благо — это то, что удовлетворяет потребности, приносит благо-получие работнику, это вознаграждение, которое он получает по ре-зультатам своей трудовой деятельности в конкретной организации.

Трудовая деятельность — это осознанная, энергозатратная, направ-ленная на создание материальных и духовных ценностей (благ), об-щепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Посредством трудовой деятельности с помощью орудий производства человек видоизме-няет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Для того чтобы сформировался мотив к труду, блага, находящиеся в распоряжении организации, и актуальные потребности работников должна связывать именно трудовая дея-тельность.

Трудиться человека побуждает необходимость приобретения материальных благ для себя и своей семьи, желание заниматься делом, которое интересно, стремление к самовыражению (в дан-ном случае через труд), т.е. побуждения личного характера, а также осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, общественная установка на не-обходимость труда, т.е. побуждения общественного характера.

Живя в современном обществе, индивид чаще всего не имеет других способов реализации своих потребностей, кроме как по-средством трудовой деятельности. Но при этом осуществление трудовой деятельности происходит у разных людей по-разному: у одних — с азартом и «огоньком»; у других — с неохотой и «скри-пом»; у третьих-с неизбежностью; у четвертых-с удовольствием и радостью.

Что же движет человеком, что побуждает его к активной дея-тельности, что лежит в основе того или иного поведения? В ос-новном поведение человека связано с мотивацией трудовой дея-тельности, в которой ведущая роль принадлежит не физиологи-ческим, а экономическим и психологическим механизмам, так как анализ ситуации, выбор цели и построение плана действий осуществляются сознательно под воздействием собственного жизненного опыта, интеллектуальных ресурсов, культуры и дру-гих факторов.

Но, живя и трудясь в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. На форми-рование мотивации оказывает влияние социальная среда, особен-ности содержания и характера труда, образ жизни семьи и ближай-шего социального окружения, декларируемые в обществе мораль-но-этические нормы и нравственные установки.

Поэтому путь к эффективному управлению современным ра-ботником лежит через понимание мотивации трудовой деятельно-сти. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разра-ботать эффективную систему форм и методов управления трудо-вым поведением и ответить на вопросы о том, почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удоволь-ствием, а другие всем недовольны?

Почему для получения высо-кого результата одного человека нужно похвалить, а другому - за-платить? От мотивации трудовой деятельности зависит, как и в каком направлении будут использованы способности человека. Ею обу-словлены интенсивность и упорство в осуществлении трудовой деятельности и достижении ее результатов. Мотивация трудовой деятельности — это, по сути, ориентация на труд, сформированная благодаря совокупному действию мотивов и стимулов, побужда-ющих человека к активности в процессе осуществления трудовой функции.

Любая деятельность сопряжена с определенными издержками и имеет цену .

Цена трудовой деятельности работника определяется затратами физического и морального характера, связанными с ее осуществле-нием. Высокая интенсивность труда может отпугивать работников, если нет достаточных условий для восстановления работоспособ-ности. Плохая организация труда, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на производстве, неразвитость социально-бытовой сферы во многих случаях обусловливают такую стратегию трудового поведения, при которой работник предпочитает работать меньше, но и меньше получать, так как для него неприемлема цена интенсивного труда.

Однако возможна и иная ситуация, когда работник для поддер-жания определенного уровня благосостояния готов оплатить здо-ровьем получение дополнительных благ: надбавок и льгот, связан-ных с условиями труда; повышенной оплаты за сверхурочные ра-боты и т.п. Тем более, что общество, устанавливая такие льготы, санкционирует подобную ситуацию.

Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее короткий путь к желаемому резуль-тату. Но решение в пользу осуществления того или иного действия человек принимает, взвесив все «за» и «против», т.е. определив цену своей трудовой активности.

Например, удовлетворить материальные потребности современ-ный человек может посредством обмена денег на необходимые ему для удовлетворения потребностей товары или услуги. Тогда его актуальная потребность- иметь деньги. Как их получить? Первый, самый очевидный путь для современного человека — заработать. Если этот способ является единственным или основным источни-ком удовлетворения данной потребности, сформируется мотив к этой деятельности — мотив к труду. Но современное общество пре-доставляет и другие возможности — выиграть деньги в лотерею, заложить в ломбард имеющиеся ценности, взять в долг.

Если какой-то из этих видов деятельности предполагает меньшие затраты энер-гии, усилий со стороны человека и будет иметь такие же возможно-сти удовлетворить потребности и получить желаемое благо, то сфор-мируется мотив к этому виду деятельности, а не к труду. Какой из видов деятельности выберет человек в конкретных условиях актуа-лизации потребности в деньгах-зависит от многих условий. Опре-деляющую роль в формировании мотивов, наряду с заложенными природой особенностями индивида, играют образ, уровень и каче-ство жизни его семьи и ближайшего социального окружения. Имен-но через них идет усвоение реальных (а не декларируемых обществом и окружающими) социальных норм и ценностных ориентацией.

В процессе трудовой деятельности человеческая энергия преоб-разуется в определенное поведение, ожидаемым результатом кото-рого являются эффективные совместные действия работников, реализующие планы организации. В действие вступают организа-ционные механизмы, побуждающие работников (отдельного чело-века, группу людей или коллектив) к деятельности для достижения конкретных целей организации и заданных результатов труда.

Эти действия (стимулирование) осуществляет субъект управле-ния (государство, органы управления предприятием, непосредствен-ный руководитель и т.д.), приводя в действие процесс формирования мотивов труда - мотивацию трудовой деятельности.

Л.С. Выготский отмечал, что «мотив есть в известном смысле реакция на стимул и что стимулы как бы вызывают к жизни союз-ников (установки), вводят их в бой и сражаются за общее двигатель-ное поле, вооруженные мотивами...»". Точнее было бы называть реакцией на стимул не сам мотив, а процесс его формирования - мотивацию. Если мотив — внутреннее осознанное побуждение, то стимулы - это набор ценностей (благ), выступающих как объект устремлений. Блага, которые организация может предоставить в распоряжение работнику в обмен на выполнение заранее постав-ленных условий, и есть основа, способная при определенных усло-виях создать стимулы к трудовой деятельности.

Очевидно, чем большее число разнообразных потребностей ре-ализует человек посредством труда, чем многообразнее доступныеему блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими ви-дами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность.

Из этого следует, что стимулами могут быть любые блага, удо-влетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо ста-новится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посред-ством трудовой деятельности (мотив), в другом - об органе управ-ления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и пре-доставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятель-ности (стимул).

Мотив труда формируется тогда, когда труд является если не единственной, то, по крайней мере, основной предпосылкой по-лучения блага. Тогда благо обретает стимулирующую функцию и становится стимулом труда.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: