Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

МОДУЛЬ «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ»

Модуль второго уровня «Управления логистикой» включает модули третьего уровня: «Управление сбытом продукции»; «Управление производственной логистикой»; «Управление снабжением».

Модуль третьего уровня «Управление сбытом продукции» реализует важнейшие задачи, от которых зависит полнота и эффективность производственной деятельности предприятия:

  • формирование портфеля заказов;
  • учет отгрузки и реализации продукции.

Выполнение этих задач непосредственно связано с маркетингом, т.е. с анализом информации о продуктах и услугах предприятия, состоянии их продвижения на рынках, спроса на продукцию. В соответствии с этим модуль отражает бизнес-процесс управления взаимоотношениями с клиентами, так как при этом предполагается выполнение специальных процедур согласования сроков и условий поставки продукции, осуществления ее гарантийного обслуживания в процессе эксплуатации. В связи со специфическими задачами данный модуль относится к специализированным модулям ERP-систем. Модуль позволяет осуществлять расчеты:

  • плановой и фактической величины поставки готовой продукции клиентам;
  • нормативных, плановых и фактических запасов готовой продукции на складах готовой продукции для обеспечения бесперебойной поставки продукции клиентам;
  • отклонений плановых и фактических запасов готовой продукции от нормативных по причинам и виновникам; отклонений фактической величины поставки готовой продукции клиентам от плановой величины по причинам и виновникам. Результатом расчетов является разработка календарного графика поставки продукции клиентам и его фактического выполнения.

Модуль третьего уровня «Управление производственной логистикой» предназначен для оптимизации использования сырья, материалов, комплектующих изделий, производственных площадей, оборудования, рабочих в процессе производства продукции. Управление охватывает процессы анализа конкретных причин нарушения собственно производственного процесса, которые могут относиться как к области производства, так и управления им.

Примерами анализа конкретных причин из области производства являются: отсутствие сырья, материалов, комплектующих изделий необходимого количества и качества, а также отклонение от календарно-плановых нормативов; нарушение последовательности операций.

Из области управления: получение плановых заданий, не соответствующих фактическим возможностям производства и использование неэффективных методов расчета календарно-плановых нормативов, например: внутрилинейных, внутрицеховых и межцеховых заделов (незавершенного производства), размера партии, длительности производственного цикла.

Модулем реализуется подробный (сменно-суточный, при необходимости - почасовой) календарный график передачи незавершенного производства между операциями внутри участка, участками и цехами на соответствующие склады, а также график передачи готовой продукции на склад готовой продукции. Анализируются сменносуточные, почасовые отклонения фактической величины передачи незавершенного производства и готовой продукции на склады от нормативной и плановой величин по причинам и виновникам. Осуществляется анализ фактической занятости материалов в заделах в специфицированной и укрупненной номенклатуре.

Модуль третьего уровня «Управление снабжением» может рассматриваться в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле данный модуль предназначен обеспечивать производство сырьем, материалами в специфицированной номенклатуре, комплектующими изделиями, а также оборудованием, инструментами и специалистами. В узком смысле - обеспечивать производство сырьем, материалами и комплектующими изделиями необходимого количества и качества.

Выполнение этих задач связано с изучением соответствующих сегментов рынка, управлением взаимоотношениями с поставщиками по согласованию условий закупки сырья, материалов, комплектующих, оборудования, а также управлением взаимоотношениями с биржами труда для найма работников необходимой профессии и разряда. В связи со специфическими задачами данный модуль относится к специализированным модулям ERP-chctqm и позволяет осуществлять расчеты потребности в материалах в специфицированной номенклатуре, лимита отпуска материала цехам на планово-учетную единицу, плановой величины поставки сырья, материалов в специфицированной номенклатуре, комплектующих изделий для процесса производства, а также нормативных и плановых запасов сырья, материалов в специфицированной номенклатуре, комплектующих изделий на складах. Кроме того, он дает возможность проводить учет движения материалов на складах, учет и анализ обеспеченности цехов материалами, анализировать отклонения фактических величин от плановых и нормативных по причинам и виновникам.

Результатом расчетов является разработка календарного графика поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие и его фактического выполнения, проведение соответствующего анализа. Таким образом, каждый из модулей завершается составлением календарных графиков поставки продукции клиентам, передачи готовой продукции на склад готовой продукции, передачи незавершенного производства между операциями внутри участка, участками и цехами на соответствующие склады, поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие.

Пример алгоритма расчета потребности в материалах представлен на рис. 6.20.

Основной задачей является полная синхронизация взаимодействия графиков, что выступает основой эффективности работы всей логистической цепочки и предприятия в целом. Синхронизация

Рис. 6.20.

программу взаимодействия графиков зависит от правильно организованных расчетов, учитывающих потребности в сырье, материалах, комплектующих, незавершенном производстве, готовой продукции и размеров их запасов для обеспечения бесперебойного выполнения различных этапов производственного процесса (рис. 6.21).

Эта сложнейшая задача в информационных системах решается с помощью соответствующего программного обеспечения. Задачи «Управление снабжением» и «Управление сбытом» решаются с помощью известных систем SRM (Supplier Relationship Management) и CRM (Customer Relationship Management). К сожалению, нельзя привести в качестве примера единый программный продукт. Однако к настоящему моменту созданы продукты, которые в наибольшей степени отвечают этой важнейшей производственной задаче. Среди этих продуктов отметим SCM- систему (Supply Chain Management) (рис. 6.22).

Данный продукт охватывает следующие специализированные модули:


Рис. 6.21.


Рис. 6.22.

  • Планирование цепочек поставок (Supply Chain Planner, SCP)
  • Планирование спроса (Demand Planner, DMP)
  • Операционное планирование (Multi-Site Planner, MSP)",
  • Оптимизация финансового результата (Yield Optimizer, YOP)
  • Расширенное планирование производства (Advanced Production Planner, A PP).

Модуль «Планирование цепочек поставок» (Supply Chain Planner, SCP) включает разработку, планирование и контроль выполнения цепочек поставок. В конечном итоге предприятие получает эффективный план выполнения цепочек поставок, синхронизирующий материальные потоки в рамках всей компании с учетом требования спроса заданных ограничений и исходных данных. Основой модуля являются математические модели, генерирующиеся автоматически на основании таких исходных данных, как:

  • мощность;
  • пропускная способность цепочки;
  • ограничения в каждой точке цепочки поставок;
  • стоимость;
  • стандартное время выполнения каждой операции;
  • планируемый спрос и т.д.

Модуль «Планирование спроса» (Demand Planner, DMP ) уточняет величину, сроки и другие условия поставки продукции клиентам. Он позволяет:

  • разработать план продаж, согласованный с торговыми партнерами, сбытовыми подразделениями предприятия и возможностями цепочек поставок (закупок, производства, дистрибуции и пр.);
  • прогнозировать и планировать продажи совместно с торговыми партнерами, клиентами, внутренними подразделениями и экспертами;
  • управлять иерархической структурой плана продаж в соответствии с уровнями принятия решений;
  • поддерживать бизнес-процессы разработки и согласования планов продаж, контроля изменений;
  • оценивать финансовую эффективность и выполнимость плана продаж, его влияния на выполнение цепочек поставок (интеграция с модулем комплексного планирования цепочек поставок - SCP);
  • контролировать версии плана продаж;
  • оценивать возможности моделирования и сравнительного анализа результатов;
  • проводить ситуационный анализ «что, если»;
  • оценивать эффективность маркетинговых кампаний, появления на рынке новых продуктов, изменения параметров цепочек поставок и пр.;
  • анализировать «план-факт».

Модули «Операционное планирование» (MSP) и «Оптимизация финансового результата» (YOP) охватывают логистическую цепочку целиком.

Модуль «Операционное планирование» (MSP) предназначен для детального планирования цепочек поставок внутри предприятия на операционном уровне, т.е. охватывает все выделенные части взаимосвязанных графиков сбыта, производственной логистики, снабжения. Основой операционного планирования является функциональность генерации сетевых графиков, отражающих взаимосвязь данных спроса (заказов на продажу, наименований) со связанными операциями и данными: заказами на перевозку, заказами на производство, заказами на закупку и закупаемыми материалами, производственными мощностями, технологическими маршрутами и т.п. Модуль «Оптимизация финансового результата» (YOP) позволяет разработать и оценить каждую операцию в логистической цепочке с точки зрения прибыли.

Модуль «Расширенное планирование производства» (.Advanced Production Planner , ЛРР) предназначен для уточнения производственных планов с точки зрения максимальной загрузки оборудования.

В настоящее время рынок информационных технологий предполагает большое количество различных по назначению автоматизированных систем в области логистики. Только систем класса WMS (Warehouse Management System - система управления складом), предназначенных для автоматизации складской деятельности, насчитывается в мире около 300, на российском рынке - более 60. В России функционируют следующие отечественные компании, занимающиеся разработкой программных продуктов для управления складской деятельностью: «Акселот», «Севко», LogistiX, InStock Technologies , «Солво», АйТиСкан и ряд других.

Фирма «Акселот» (http://www.axelot.ru/products/) разрабатывает совместно с фирмой 1С проекты автоматизации управления складом (1С-Логистика:Управление складом).

Компьютерная система SEVCO WMS фирмы Севко (http://www. sevco.ru/) реализует адресный учет в разрезе сроков годности, номеров партий и грузовой таможенной декларации (ГТД); для сбора данных используются радиотерминалы, применяется также технология штрихового кодирования, внедряется безбумажная технология.

Компания LogistiX (http://www.logx.ru/) предлагает продукт LEAD WMS Production - для производственных предприятий.

Фирма InStock Technologies (http://www.instoc.ru/) является разработчиком ряда программных продуктов IsSuite, которые позволяют решить большинство задач, стоящих перед российскими логистическими компаниями, в том числе по оптимизации работы склада и управлению цепочками поставок.

Компания СОЛВО (http://www.solvo.ru) предлагает программные продукты системы управления складскими процессами в режиме реального времени - Solvo. WMS. Программное обеспечение системы поддерживает работу с радиооборудованием, устройствами штрихового кодирования, электронными весами, принтерами и сканерами изображений.

Программы складского учета и складской логистики, входящие в КИС «ФОЛИО» Купец, предлагает фирма «Фолио» (http://www.foho. ru/redy51 /_progy/cupec.shtml).

ООО «БелАБМ.ру» подготовило программу по обработке транспортных средств (ТС) и грузов на складах временного хранения и таможенно-логистических терминалов (per. № 2012616139).

НПК «Высокие технологии и стратегические системы» разработала программу формирования различных отчетов и сводок: по выбранному объекту транспортной инфраструктуры, по количеству находящихся на автотрассах мостов, ледовых переправ, паромных переправ, стационарных постов ДПС, мест отдыха, медицинских пунктов, станций скорой помощи, пожарноспасательных частей, железнодорожных переездов, пересечений с трубопроводами, а также объектов инфраструктуры - аэродромов, вертолетных площадок; по количеству и протяженности участков ремонтных работ; по основным объектам на автотрассах на территории зоны ответственности регионального центра (федерального округа), субъекта и района; по загруженности участков автодорог по субъектам с километровой привязкой; по силам и средствам, привлекаемым к предупреждению и ликвидации происшествий, ответственных за участки автотрассы с километровой привязкой (per. №. 2012616177).

Компания «Ай Ти Скан» (http://www. itscan. ш/) разрабатывает программное обеспечение для автоматизации и интеллектуального управления складскими процессами с поддержкой современного технологического и специализированного складского оборудования. При этом предлагается интеграция систем автоматизации складской деятельности с корпоративными информационными системами.

Разрабатываются программы автоматизации процессов управления перевозками и планирования маршрутов. Программа помогает диспетчеру сформировать набор рейсов и маршрутов движения, отвечающий следующим требованиям:

  • минимальный суммарный пробег автомобилей по маршрутам;
  • максимальная загрузка каждого транспортного средства;
  • минимальное использование арендованного транспорта и т.д.

Организация перевозок и планирование маршрутов связаны с

оптимизацией маршрутов при одновременной минимизации трудозатрат. Это может быть достигнуто благодаря интеграции систем управления складским товародвижением с одним из геоинформаци- онных приложений или геоинформационной системой (ГИС). На российском рынке представлен широкий ассортимент таких систем. Программные продукты данного класса имеют разные интерфейсы, но принципы их функционирования приблизительно одинаковы.

В теории исследования операций задача, решаемая любой программой автоматизированного планирования, называется сетевой задачей нахождения оптимального маршрута. Сеть можно определить как некоторое количество точек или узлов (клиентов - потребителей материального потока), связанных ребрами или дугами (дорогами, по которым происходит перемещение транспорта). Непрерывная последовательность ребер, связывающая первый узел (пункт отправления) с последующими (пунктами назначения), формирует маршрут. Ребра имеют определенные характеристики, используемые при решении задачи выбора оптимального маршрута. К этим характеристикам относятся: базовые характеристики - расстояние, определяемое по координатам начала и конца ребра с использованием ГИС, наличие одностороннего движения, запрещающих знаков и т.д.; расчетные характеристики - стоимость, расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) и время перемещения по ребру; параметры, регулируемые оператором программы вручную с учетом дорожных и погодных условий, - коэффициент скорости и текущий статус доступности.

Задача выбора маршрута заключается в определении такого пути, который минимизирует (или максимизирует) некий критерий оптимальности, представляющий собой сумму характеристик ребер. Это может быть длина пробега, время на маршруте, расход ГСМ. На возможные маршруты накладывается ряд ограничений, связанных с параметрами узла и используемого транспортного средства. Поступающая в ГИС информация по заказу должна содержать следующие данные: объем заказа; вес заказа; адрес доставки; оговоренное время доставки товара к клиенту; тип разгрузки товара у клиента; вид оплаты (наличные средства или безналичный расчет); продолжительность разгрузки; номер пункта доставки на маршруте (необязательный параметр). Каждая единица автотранспорта, для которой планируются маршруты, подробно описывается в специальном справочнике. Наиболее важными являются следующие параметры: грузоподъемность; объем кузова; статус автомобиля (собственный или арендованный; собственный транспорт используется в первую очередь); максимальное количество заявок, обслуживаемых за один выезд; максимально допустимый пробег за рейс и в день; максимально допустимая продолжительность рейса; тип разгрузки автомобиля (боковой или задний борт). На транспортное средство устанавливается специальный пользовательский терминал, который автоматически связывается со спутниковой системой глобального позиционирования GPS (Global Positioning System ) и определяет географические координаты местоположения объекта.

Эта информация поступает в виде SMS"-сообщения в диспетчерский пункт, где автоматически отображается на картах. Система способна передавать информацию не только о маршруте передвижения, но и снимать показания датчиков практически всех электронных систем автомобиля. Диспетчер через обычный компьютер с выходом в Интернет может в режиме реального времени отслеживать передвижение обладателя GPS-терминала. Современные GPS-терминалы способны выдавать данные о местоположении объекта с точностью до 3 м. Однако в соответствии с российским законодательством лицензионные телефоны позволяют определять координаты с точностью до 100 м.

Технически С/^-система состоит из антенны, набора датчиков и сенсоров, позволяющих передавать в диспетчерский пункт информацию о состоянии машины и груза (вес груза, попытка вскрытия, температура рефрижератора и т.д.), бортового контроллера, обрабатывающего информацию GPS и различных датчиков, а также радиостанции, с помощью которой осуществляется связь с диспетчерским пунктом.

Сравнивая плановые и реальные данные, можно фиксировать и оценивать отклонения от графика движения транспортного средства по маршруту, это реализация так называемой СМТ (системы мониторинга транспорта). На основании имеющейся информации специалист может предпринимать какие-то оперативные меры при возникновении критических ситуаций (например, перепланировать рейс или вызвать дополнительную машину в случае риска срыва доставки), т.е. осуществлять свою утвержденную систему контроля за транспортом.

Основными техническими требованиями, предъявляемыми при использовании ГИС-программ, а также систем транспортной навигации, являются: корректность клиентских адресов для правильного и быстрого присвоения им географических координат, наличие полных и корректных данных по весам и объемам доставляемого товара, а также наличие в заявках формализованных признаков, определяющих специальные условия доставки.

В качестве примера можно привести программные продукты ОАО «НПК РЕКОД». Фирма разработала базовую геоинформационную платформу РЕКОД, которая включает программы: РЕКОД-ГЕОПОРТАЛ, РЕКОД-Модель и РЕКОД-Инфраструктура, РЕКОД-Ре- гистратор. РЕКОД-ГЕОПОРТАЛ обеспечивает накопление, хранение, поиск и использование геопространственных данных, а также формирование отчетов; РЕКОД-Модель - пространственное моделирование территории, включая свободное перемещение в пространстве 3D, анимацию трехмерных моделей (движение по маршруту), просмотр как территории, так и информации об объектах в трехмерном виде, 3D-моделирование объектов, находящихся в природных и техногенно-опасных ситуациях; РЕКОД-Инфраструктура - создание, редактирование, визуализация, анализ векторной картографической информации; РЕКОД-Регистратор - передача данных и изображений с мобильного телефона и др. (http://rekod.ru/).

Компания RUSMONITORING является системным интегратором в области мониторинга транспорта с использованием навигационных систем GPS/ГЛОНАСС - программного продукта на технологической платформе 1C: Предприятие 8 (http://rusmonitoring.ru/ index-l.html).

Компания «Навигатор Плюс» разработала систему мониторинга Навигатор+, которая позволяет полностью исключить нецелевое использование транспорта, связанное с отклонением от маршрута, снизить затраты на телефонную и радиосвязь с водителями, исключить возможность преднамеренного искажения водителями информации о пробеге автомашин, существенно облегчить и повысить производительность труда диспетчера (http://www.telemonitoring.ru/).

Группа компаний ЭФФЕКТ ИНФОРМ разработала программный продукт ТРАКТ ГЛОНАСС GPS на технологической платформе 1C:Предприятие 8, который позволяет решить следующие задачи: мониторинг и оптимизация маршрутов перемещения транспорта; контроль открытия/закрытия грузовых отделений; воспроизведение маршрута транспорта за прошедшее время; расчет нормативного потребления топлива и учет фактического расхода (с использованием топливных датчиков); выбор оптимального исполнителя заявки; оформление нарядов, технологических карт, путевой документации, ведения договоров; визуальный контроль исполнения заданий в режиме онлайн на основании отчетов. ЭФФЕКТ ИНФОРМ предлагает ряд отраслевых решений: Тракт ТАКСИ GPS; ТРАКТ GPS Логистика доставки; ТРАКТ ТБО (вывоз мусора и отходов); ТРАКТ Уборка; ТРАКТ GPS Строительство; ТРАКТ Служебный транспорт и др. (http://www.gps-soft.ru/).

Фирма 1C совместно с Центром разработки 1С-Рарус разработала программный продукт для автоматизации учета грузовых перевозок крупными транспортными компаниями, крупными производственными и торговыми предприятиями, предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки. Продукт разработан на базе технологической платформы 1C:Предприятие 8.2 - 1C:Предприятие 8. Управление транспортным предприятием (http://www.a-megaservice. ru/index-34.htm). Подробная информация размещена по адресу: http://www. lc.ru/news/info .jsp?id= 15428.

Интересен программный продукт Smart Logistics Grid для эффективного использования ресурсов в логистических сетях, построенных по gnhf-технологии. Продукт разработан немецкой компанией PSI Logistics - Produkte und Systeme der Informationstechnologie - системы информационных технологий, ПСИ (http://www.up-pro.ru/).

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

Размеры грузовой единицы;

Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

Сохранность продукта на пути движения к потребителю;

Возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

Максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

Возможность перегрузки без переформирования;

Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие логистических систем. Виды логистических систем…………… ……………….5
2.Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике. Взаимосвязь размеров базового модуля и транспортной логистики……………………………………..13
Заключение
3.Практическая часть.
Список используемой литературы.

Введение

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики, которую мы определяем как управление товарными потоками.
Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.
Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Отличительной характеристикой логистической системы является наличие потокового процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что логистическая система представляет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.
Главной целью исследования является изучение логистических систем, их практическое использование, эффективность, перспективы развития и их значение на предприятии.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть теоретические аспекты развития логистических систем;
    Проанализировать использование логистических систем на практике;
    Изучить значение логистических систем на предприятии;
    Рассмотреть транспортно-логистическую систему, как одну из разновидностей логистических систем.
Объектом исследования являются логистические системы.
Предметом исследования служит рассмотрение теоретических аспектов развития логистических систем, значения логистических систем на предприятии, а также их практического использования.
Данная научная работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации.


1. Понятие логистических систем.
Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.
Французский ученый А. Жомини в начале XIX века, а за ним Военный энциклопедический лексикон (СПб, 1850) трактовали логистику как науку об управлении перевозок, планировании и снабжении войск. В начале XX века логистика была признана как военная наука.
В 60-х гг. XX века из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике - логистика.
Логистика в настоящее время широко используется во всем мире, и, как считают многие экономисты, без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Логистика - это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. Проще говоря, логистика - это искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком - это значит выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за его продвижением. Процесс продвижения продукции вызывает различные виды деятельности учреждений, фирм и предприятий. Поэтому трактовок понятия логистики множество. Например, в США принято определение логистики, данное в 1991 г. «Советом по менеджменту Логистики» которое звучит так: «Логистика - это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры» .
Профессор Пьер Казабан из Университета Бордо (Франция) дает следующее определение логистики: «Логистика - совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание» .
Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано, так как на любой стадии продвижения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Например, если мы имели дело с материальным обеспечением фирмы, то это будет снабженческая логистика, с распределением (сбытом) - распределительная логистика и т.д.
Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем разделе.
Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Планирование и управление производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок, и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию.
Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно-транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.
Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально- производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Один из вариантов микрологистического уровня, разработанный американскими учеными, показывающий концепцию (принципы) логистической системы, приведен на рис. 1.4.
Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы может быть функцией производства, а транспортирование - функцией распределения, и при решении вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание проблемы транспорта. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.
Схема напоминает кругооборот капитала: Д-Т,..., П,...,Т-Д" ,
где Д-Т - процесс снабжения (управление материальными ресурсами); П - производство, где возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки); Т-Д" - процесс сбыта (распределение продукции).
Логистическая система (см. рис. 1.1) может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей.
Логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта являются предметом организационного управления. При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты на эффективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается предметом технологического процесса.

Рис 1.1. Принцип логистической системы:

Логистика - международный термин, многие ученые считают логистику процессом управления материалопотоком. Однако некоторые экономисты понятие логистики определяют и другими терминами: распределение, физическое обеспечение, физическое распределение и др.

Графически этот процесс показан на рис. 1.2.

Рис 1.2. Логистическая система в сфере производства и обращения

Распределение - вид деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказанием услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая связана с доставкой продукции от продавца к потребителю, а физическое обеспечение - часть логистической системы, которая осуществляет движение сырья и материалов от поставщика или источника сырья.
Логистика - область деятельности, к которой государственный и частный секторы проявляют растущий интерес. Она приобретает все большее практическое значение (рис. 1.4).
В логистических решениях взаимодействуют следующие действующие лица:

    продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
    транспортные агентства;
    правительство;
    потребители.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.
Итак, мы выяснили, как возникает потребность в логистике, и выяснили, что логистика - это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижением продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.
Какую бы мы логистическую систему ни рассматривали (производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями.
    Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
    Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.
3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
    Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
    Другие функциональные области. К ним относятся производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
    Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
    Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливавмость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.
Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортировку продукции, складирование ее, поддержание товарно- материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и др.
Логистическая система - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок. Например, клиенты фирмы «Вулворт» (система розничных супермаркетов США) утверждают, что возможность организации быстрого снабжения ценится ими больше, чем известность товарного знака компании- поставщика.
Логистическая система взаимодействует с управленческими функциями - планированием, организацией и контролем.
Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.
В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.
Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешними и внутренним транспортом и другими функциями.

Виды логистических систем

Существуют различные классификации логистических систем.
1. Существуют и различные варианты логистических систем. Классификация их представлена на рис. 1.3.

Рис 1.3. Классификация логистических систем

Из рис. 1.3 видно, что логистические системы делятся на две группы: макрологические и микрологические системы. Макрологические системы изучает наука макроэкономика, а микрологические системы - микроэкономика. Приставка макро-, обозначающая «большой», показывает, что эта ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические явления, а микро-, означающая «малый», отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями. Поэтому первые рассматриваются по признаку глобализации, административно- территориального деления, объективно-функциональному признаку, а вторые - на уровне предприятия.
2. Логистические системы можно классифицировать:

    по глубине и границам логистизация:
    микрологистические системы;
    металогистические системы;
    макрологистические системы;
    по характеру организации управления потоковыми процессами:
    толкающие логистические системы;
    тянущие логистические системы;
    по уровню их экономической и правовой компетенции:
    логистические системы в отдельных хозяйственных и других структурах (предприятиях, организациях, фирмах);
    логистические системы корпоративных и ассоциативных объединений (синдикатах, холдингах, трестах, инфрасистемах и инфраотраслях);
    региональные логистические системы;
    государственные логистические системы;
    международные, трансконтинентальные.

Примерная классификация логистических систем представлена на рис. 1.4.

Рис 1.4. Классификация логистических систем

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально- производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
Металогические системы выходят за пределы внутрифирменной деятельности и в одностороннем порядке осуществляют рациональное (оптимальное) взаимодействие с внешней средой (поставщиками, потребителями, посредниками, с таможенными, налоговыми и другими государственными организациями и т.д.) путем высокой степени адаптации к поведению субъектов своих хозяйственных связей и отношений.
Системы MRP II - это интегрированные металогистические системы, в которых объединены финансовое планирование и логистические операции; рассматриваются как эффективный инструмент планирования для реализации стратегических целей фирмы в логистике, маркетинге, производстве и финансах. MRP II эффективный инструмент всего внутрифирменного управления, позволяющий претворять на практике логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками.
и т.д.................

1. Понятие и роль базового модуля в логистике.

2. Грузовая единица. Пакетирование грузовых единиц.

3. Принятие решения по пользованию услугами наем­ного склада.

4. Принятие решения по месту расположения склада на обслуживаемой территории.

5. Принятие решения по количеству складов в систе­ме распределения.

6. Организация складского хозяйства на предприятии.

7. Рациональная организация приемки, хранения и отпуска ресурсов на предприятии.

8. Основные пути снижения издержек на хранение ресурсов.

9. Направления совершенствования управления погрузочно-разгрузочными и складскими операциями.

10. Организация контроля за складскими операциями на предприятии.

11. Пути повышения эффективности операций складирования и хранения ресурсов.

12. Экономические методы управления складским хозяйством.

13. Экономическая эффективность механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

14. Обоснование потребности складских комплексов в необходимых площадях и оборудовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Муров В.М., Нордин В.В. Логистика: Учеб. пособие. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2015.

2. 6. Логистика в примерах и задачах: учеб. пособие// В.С. Лукинский и др. – М.: Финансы и статистика, 2007. -288 с., гл. 6.

3. 5. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – 5-е и последующие издания. – М.: Дашков и К о, 284 с., темы 7-12.

СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ.

ЭФФЕКТИФНОСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Занятия 13-14 (4 часа)

ЗАНЯТИЕ № 13

Цель занятия: научить студентов определять оптимальный (с точки зрения затрат) уровень логистического сервиса.

План

1. Разбор кейса №1 методом дискуссии с выявлением возможностей повышения уровня логистического сервиса предприятия.

2. Решение учебной задачи для привития навыков определения оптимального уровня логистического сервиса.

Методические указания по решению задачи

Для оценки уровня логистического обслуживания следует принимать наиболее значимые для потребителей виды услуг, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а отсутствие – со значительными потерями на рынке .



Зависимости расходов и потерь от уровня обслуживания показаны на рис. 8.1.

(З+П)min
У ОПТ

Рис. 8.1. Зависимости затрат и потерь от уровня обслуживания:

1 – потери; 2 – затраты; 3 – затраты + потери

Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически ее можно определить, построив суммарную кривую 3, отражающую тенденцию изменения затрат и потерь от уровня обслуживания.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача . По расчетным данным о средних расходах на сервис (З, млн. руб.) и потерь на рынке (П, млн. руб.) при разных значениях уровня логистического обслуживания определить его оптимальную величину. Данные по вариантам приведены в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Вариант З, П, млн. руб. Уровни логистического обслуживания, У
0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8
З 0,6 0,7 1,0 1,45 1,7 2,1 2,9
П 7,3 6,1 4,3 2,6 2,1 1,6
З 0,45 0,6 1,05 1,59 2,1 2,7 3,9
П 10,5 8,7 6,2 3,9 2,7 1,95
З 5,5 5,7 6,0 6,4 6,7 7,2
П 12,2 9,9 9,3 7,6 7,1 6,6
З 0,9 1,2 2,1 3,4 4,2 4,8 7,8
П
З 0,3 0,75 1,1 1,4 1,8 2,6 3,6
П 5,6 4,8 2,7 1,8 1,3 0,8
З 2,7 2,8 3,1 3,8 4,3 4,9 6,1
П 12,7 6,5 3,8 1,9 1,4 1,1
З 2,4 2,8 5,9 6,8 8,4 11,6
П 29,2 24,4 20,3 17,2 10,4 8,4 6,4
З 1,9 2,2 3,1 4,4 5,2 5,8 8,8
П
З 0,5 1,4 2,1 2,8 3,6 5,1 7,1
П 5,7 4,9 4,1 2,8 1,9 1,4 0,9
З 5,2 5,5 5,9 6,2 7,7 8,5
П 12,8 10,4 9,7 8,1 7,6 7,1
З 1,4 1,8 2,1 2,5 2,9 3,3 4,1
П 8,5 4,3 2,7 2,1 1,3 0,9 0,7
З 2,7 2,8 3,1 3,8 4,3 4,9 6,1
П 7,6 5,1 4,9 2,5 2,2
З 0,45 0,6 1,1 1,6 2,1 2,7 3,9
П 8,7 6,2 3,9 2,7 2,2 1,9
З 5,5 5,7 6,0 6,4 6,7 7,2
П 9,9 9,3 7,6 7,1 6,6 6,3
З 0,8 1,2 2,1 3,4 4,2 4,8 7,8
П 12,5
З 1,3 1,7 2,1 2,4 2,8 3,6 4,6
П 5,7 4,9 4,1 2,8 1,9 1,4 0,9
З 1,35 1,4 1,55 1,9 2,15 2,45 3,05
П 6,35 3,25 1,8 0,7 0,65
З 2,5 5,8 6,8 8,9
П 1,5
З 2,3 3,2 4,5 5,3 5,9
П 5,5 4,4 3,3 2,7 2,4
З 0,3 0,4 0,7 1,15 1,4 1,8 2,6
П 5,8 4,8 2,6 1,8 1,3
З 1,5 1,9 2,2 2,6 3,1 3,6 4,7
П 4,5 2,9 2,3 1,5 1,1 0,9 0,8
З 4,2 4,7 5,7 6,4 7,4
П 11,4 8,6 6,4 5,8 5,5 5,2
З 0,5 0,8 1,2 1,9 2,8 6,6
П 5,8 2,8 1,8 1,3 0,8 0,6
З 0,6 1,5 2,2 5,5 8,5
П 5,4 4,8 4,7
З 1,4 2,3 3,4 4,6 8,8
П

КЕЙС № 1

Компания «X» является импортером товаров в Россию из стран Юго-Восточной Азии. В частности, основными статьями импорта являются мебель и крахмал. Закупаемый оптом товар поступает на собственные склады компании, хранится, а затем продается розничным компаниям.

Организуя доставку товаров, компания не может обойтись без посредников – транспортно-экспедиторских компаний. Партнеры компании – это экспедиторы, которые являются юридическими лицами, не владеющими транспортными средствами, а, следовательно, не участвующими в самом процессе транспортировки. Экспедиторы действуют на основании договоров, заключаемых с заказчиками их услуг. На основании договоров и по поручению компании экспедиторские предприятия осуществляют организационно-посредническую деятельность при транспортировке грузов компании «X» как внутри РФ, так и за рубежом.

По поручению компании экспедиторы рассчитывают издержки по доставке товаров и обеспечивают следующие операции:

1) оформление заявок на грузовые перевозки;

2) приемка грузов от отправителей;

3) контроль количества и качества отгружаемого товара;

4) страхование груза;

5) выполнение таможенных формальностей;

6) организация и контроль за доставкой товаров;

7) сдача товара перевозчику и контроль соблюдения сроков транспортировки;

8) организация охраны (по необходимости);

9) получение товара по его прибытии в Россию;

10) контроль количества и качества поступающего товара и его отгрузка из порта;

11) контроль за движением товара от отправителя к получателю.

Качество экспедиторских услуг оценивается не только по их стоимости, но и по фактическому объему выполняемых работ и по четкости и точности их выполнения (своевременность оформления необходимой документации, обеспечение сохранной доставки точно в сроки, обусловленные в контракте, информирование заказчика о движении товара и т.д.).

Задание:

1. Проанализируйте тот перечень операций, которые компания поручает выполнить экспедитору. Считаете ли вы, что их надо дополнить или сократить?

2. Исходя из общих методов работы компании по организации доставки товаров, каковы должны быть в ней функции логистики?

ЗАНЯТИЕ № 14

Цель занятия: научить студентов определять комплексный уровень логистического сервиса.

План

1. Обсуждение понятия комплексности логистического сервиса.

2. Решение учебной задачи для привития навыков исследования комплексного уровня логистического сервиса.

3.Выдача заданий для самостоятельной работы.

контрольная работа

1.2 Понятие базового модуля в логистике

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

Размеры грузовой единицы;

Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

Сохранность продукта на пути движения к потребителю;

Возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

Максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

Возможность перегрузки без переформирования;

Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

Анализ планирования и учёта логистических издежек на примере ООО "Логистик"

В общем виде издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием различных видов экономических ресурсов в процессах снабжения обеспечения сырьем, материалами, комплектующими; производства...

Анализ процесса создания нового товара и определение маркетинговых действий

При характеристике базового рынка оперируют тремя параметрами: а) функциями или потребностями потребителей (что удовлетворяется); б) группами потребителей (кого удовлетворяет фирма); в) технологиями (как удовлетворяются потребности...

Использование современных информационных технологий для построения логистических систем

В основе управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока...

Логистическая организация и планирование материальных потоков на предприятии

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем...

Маркетинговая стратегия предприятия и ее разработка

Весь рынок пенополиуретанов можно оценить примерно 3600 тонн в год. Рынок сезонный, пик продаж приходится на период с августа по январь, и с марта по июнь. Основная проблема рынка - качество поролона. Львиную долю продукции потребляют мебельщики...

Материальные потоки в логистике

Организация складского хозяйства на промышленном предприятии

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает...

Организация управления службами в закупочной логистике

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие как производственное, так и торговое имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку...

Планирование нового продукта и разработка товара

Во всем мире инновации сегодня -это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот...

Понятие о логистике и логистических системах

1.1 Роль, задачи и функции логистики Этимология слова «логистика» в русском языке неоднозначна: термин «логистика» производят как от древнегреческих корней (log-мышление, logistea-исскуство практического проведения расчетов)...

Разработка маркетинговой стратегии охвата рынка

При характеристике базового рынка оперируют тремя параметрами: 1) функциями или потребностями потребителей (что удовлетворяется); 2) группами потребителей (кого удовлетворяет фирма); 3) технологии (как удовлетворяются потребности...

Розробка стратегії просування соку тогової марки "Сандора"

З різним ступенем регулярності соки купують близько 70% дорослого населення. Значна частка споживачів (67%) купують сокову продукцію не рідше разу в тиждень. У цілому зі збільшенням доходів респондентів росте і частота споживання цих продуктів...

Складская логистика на примере предприятия ООО "Топ-книга"

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при накапливании сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистических цепей на некоторое время. Целостный проект показывает...

Формирование складской грузовой единицы

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица - это тот элемент логистики...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: