Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

В Архангельске открывается IV Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Саммит проходит на самом высоком уровне - планируется, что в нём примут участие президенты России, Исландии и Финляндии. Однако амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании. Полярная тематика выходит на первый план в международной повестке дня. Россия успешно восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт геологическую разведку и строит новые ледоколы. За счёт чего можно превзойти конкурентов - разбирался RT.

  • РИА Новости

Арктика в фокусе внимания

Арктический регион привлекает пристальное внимание мировых держав — даже тех, которые географически удалены от Северного полюса. С каждым годом разворачивается всё более оживлённая международная конкуренция за обладание арктическими ресурсами. Россия не является исключением: Москва прилагает активные усилия для освоения и развития Арктики.

29—30 марта в Архангельске пройдёт IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основные темы саммита — человеческий капитал, привлечение инвестиций на Север, а также научно-исследовательская деятельность и экология. Организаторы мероприятия не стали углубляться в политические проблемы, сделав акцент на социально-экономической тематике. Большое внимание участники форума, среди которых вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, министр экономического развития Максим Орешкин, министр образования Ольга Васильева, намерены обратить на вопросы транспортного развития Арктики, кадрового обеспечения, а также на создание северных инновационных технологий.

Предполагается, что форум завершат выступления президента России Владимира Путина, финского лидера Саули Ниинистё и президента Исландии Гудни Торлациуса Йоханнессона.

  • Reuters

Кроме того, с 27 марта по 2 апреля в Архангельске проходит молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», в котором принимают участие молодые учёные, чьи научные интересы связаны с северным регионом.

Международный арктический форум в Архангельске состоится примерно за месяц до старта Арктического совета — межправительственной площадки арктических держав. Совет пройдёт в мае в американском Фэрбенксе (штат Аляска). В нём примут участие представители России, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Совет арктических государств был основан в 1996 году для координации стран-участниц по вопросам экологии Севера и решения социально-экономических проблем региона, а также во имя сохранения коренных северных народов. При этом мандат Арктического совета исключает вопросы военной безопасности.

Борьба за ледяной пирог

Советские учёные и военные начали активное исследование Крайнего Севера ещё в 1920-е годы. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции, которая координировала все арктические исследования. В 1925 году экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. Впоследствии он получил название Всесоюзный арктический институт (в настоящее время — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), задачей которого было освоение ресурсов Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. В 30-е годы в Арктике были открыты месторождения углеводородов.

По современным оценкам, запасы арктической нефти составляют порядка 10 млрд тонн (13% от мировых неразведанных запасов). Кроме того, под льдами Арктики может находиться около 1550 трлн кубометров природного газа.

Углеводороды — не единственный ресурс арктического региона. Здесь есть и запасы пресной воды, ценность которой в мире растёт с каждым годом. Материковые территории Крайнего Севера богаты полезными ископаемыми — золотом, платиной, хромом, марганцем.

Трудно переоценить военно-стратегическое значение Севера: проследить заранее место запуска ракет морского базирования из Арктики практически невозможно. Ледяной покров не даёт средствам космического обнаружения отслеживать перемещение атомных подлодок. Кроме того, запуск ракет из арктических районов позволяет значительно сократить время их подлёта к цели.

Через Север скоро могут пройти основные торговые магистрали, в первую очередь Северный морской путь, который свяжет Азию и Старый Свет. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления упрощает задачу по прокладке и поддержанию Северного морского пути, в котором живо заинтересован Китай и другие растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между тем международная нормативно-правовая база, регулирующая отношения государств в Арктике, несовершенна. Точные границы арктических государств до сих пор не определены, и это порождает территориальные споры.

Изначально доминировал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными с ней государствами по линии меридианов на секторы, верхней точной которых является Северный полюс. К такому разделению сфер влияния пришли в первой половине 20 века США и Канада. Методику переняли и другие арктические государства.

В 1983 году на Ямайке была подписана Конвенция ООН по морскому праву, действие которой распространяется и на морские просторы Арктики. Согласно документу, юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, внешельфовая зона считается международной. Россия ратифицировала документ в 1997 году. Рассчитывать на шельф можно и в том случае, если государству удастся доказать, что он является продолжением материковой плиты, на которой расположена страна-претендент.

Именно это право Москва планирует реализовать в отношении богатого углеводородами района хребта Ломоносова, протянувшегося через весь Северный полюс. В 2001 году Россия уже подавала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа, однако она была отклонена. На протяжении нескольких лет отечественные исследователи собирали новые доказательства, в 2014 году заявка была подана повторно. Её рассмотрение несколько раз переносилось, окончательного ответа со стороны комиссии пока не последовало.

  • Морская нефтедобывающая платформа «Приразломная»
  • РИА Новости

«В совокупности и транспортно-логистический потенциал, и полезные ископаемые, и военный фактор формируют интерес не только арктических держав, но и государств, которые расположены далеко от Арктики, — отметил в интервью RT член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. — Сегодня мировая экономическая система настолько сильна, что в масштабные процессы вовлекаются все страны. К примеру, многие страны интересуются транспортным потенциалом Арктики».

При этом именно Россия обладает наибольшим потенциалом для изучения и освоения Арктики.

Северная опора

Российский ледокольный флот насчитывает сейчас 40 кораблей, включая атомные ледоколы. Для сравнения — у США на сегодняшний день есть только четыре ледокольных судна: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. У Канады — шесть ледоколов, готовится строительство ещё пяти.

Вашингтон тоже планирует пополнить свой северный флот: в марте Береговая охрана США направила $20 млн на проектирование ледокола нового поколения. Кроме того, компаниям-подрядчикам предлагается подумать над тем, как сократить сроки строительства таких судов. Пока, по предварительным оценкам, на постройку одного ледокола может уйти до 10 лет.

Россия также стремится укреплять свой ледокольный флот. В частности, в июне прошлого года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Правда, судно так и не было сдано в эксплуатацию из-за сбоя в поставках комплектующих.

Два серийных атомных ледокола — «Сибирь» и «Урал» — должны быть спущены на воду в 2019 и 2020 годах. Суда строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота». В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует разместить заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов.

Кроме того, ранее в распоряжение флота поступили три дизель-электрических ледокола — «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Они были построены в верфях Выборгского судостроительного завода.

Строительство сверхмощных атомных ледоколов предусмотрено и программой социально-экономического развития Арктики. Очевидно, что догнать ледокольный флот РФ по количеству судов иностранным государствам будет очень непросто.

  • Атомный ледокол «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане

Оборона полюса

В последние годы Минобороны РФ активно восстанавливает заброшенную советскую инфраструктуру в арктическом регионе. Известно, что в 2017 году российские военные планируют достроить более ста капитальных зданий за Полярным кругом. На декабрь 2015 года в Арктике было создано шесть российских военных баз — на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в посёлке Рогачёво (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Минобороны рассчитывает закрыть Арктику радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, об этом ранее сообщал заместитель главнокомандующего ВКС РФ Виктор Гуменный. К 2018 году планируется создание самодостаточных северных армейских группировок.

Условия Крайнего Севера требуют не только особой подготовки личного состава, но и предъявляют специальные требования к технике. Разработка особых — северных — военных машин ведётся российским оборонным комплексом. В частности, не так давно холдинг «Вертолёты России» выпустил вертолёт Ми-8АМТШ-ВА («Терминатор») — машина способна выполнять боевые задачи в северных климатических условиях.В феврале 2017 года в Арктике стартовали испытания новейших образцов военной техники, разработанной специально для условий Крайнего Севера.

Человеческий фактор

Напомним, что бюджетное финансирование российской программы социально-экономического развития Арктики до 2025 года составит 209,7 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы форума «Арктика — территория диалога». Реализация программы предполагает создание опорных зон в регионе — проектов длительного комплексного развития территорий. Должны появиться в общей сложности восемь опорных зон — «Кольская», «Архангельская», «Ненецкая», «Воркутинская», «Ямало-Ненецкая», «Таймыро-Туруханская», «Северо-Якутская» и «Чукотская». Для каждой такой зоны предлагается создать собственную стратегию развития. Как пояснил ранее в интервью РИА «Новости» замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, формирование зон пройдёт в три этапа. В 2017 году будет определена концепция каждой зоны, до 2020 года — намечен запуск пилотных проектов и создание технологической базы. И уже с 2025 года опорные зоны должны начать полноценную работу.

Эти меры призваны решить серьёзнейшую проблему оттока населения из северных регионов.

По данным профсоюзов, с 90-х годов численность населения Республики Коми сократилась на 22%, Магаданской области — в несколько раз. За последние пять лет российский Север покинули около 130 тыс. человек, причём чем севернее район, тем интенсивнее оттуда уезжают люди. По прогнозу Архангельскстата, к 2020 году население Поморья сократится на 20%, похожая ситуация отмечается и в Мурманской области. Чаще всего в качестве причины отъезда люди называют отсутствие перспектив и низкую заработную плату. При этом цены на коммунальные услуги и продовольствие в северных регионах остаются одними из самых высоких в стране. В прошлом году по инициативе правительства РФ Архангельская и Мурманская области были включены в программу по привлечению трудовых ресурсов.

Эксперты считают, что одного денежного поощрения для привлечения людей на Север мало: в конце концов, заработать можно и в других регионах, с более благоприятным климатом. Чтобы остановить отток кадров, необходим целый комплекс мер. Это в первую очередь повышение престижа Севера, а также улучшение жилищных условий и социальной инфраструктуры.

Участники Арктического форума займутся разработкой государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также обсудят кадровые проблемы региона.

«Мы возлагаем большие надежды на создание мурманского транспортного узла, который должен объединить транспортные потоки добываемых на шельфе углеводородов. Это повлияет на количество рабочих мест. В целом главной проблемой является низкий уровень зарплат. Существуют и другие причины. Главная проблема — малый и средний бизнес чувствует себя не очень уверенно, особенно на севере, где он вынужден нести дополнительные издержки. Но есть и множество других причин», — отметил Игорь Чернышенко.

«В качестве меры развития можно создать свободный порт и принять меры, стимулирующие появление новых рабочих мест. Таких предложений немало, но пока что они не получили дальнейшего развития», — добавил Чернышенко.

Второго января к новому месту службы – на Северный флот – прибыл новейший дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Событие, прямо скажем, не рядовое. Особенно если взять во внимание, что этот ледокол стал первым за последние 45 лет созданным специально для Военно-Морского Флота России.

Нашим зарубежным соседям «странам-партнерам» можно было хотя бы для приличия порадоваться за сей факт. Ну, или как минимум скромно промолчать. Увы. Буквально на следующий день в своей статье в газете The Wall Street Journal бывший заместитель госсекретаря США Пола Добрянски совершенно «случайно», без какой-либо привязки к нашему ледоколу, призвала западные страны укрепиться в Арктике для противостояния угрозам со стороны России. Экс-политик сделала акцент на Арктическом регионе, который является крайне важным не только на перспективу в плане добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты национальной безопасности с севера. Особенно она посокрушалась, что если тенденция к глобальному потеплению и таянию арктического льда сохранится, Северный морской путь будет открыт на протяжении всего года. А это не только существенно увеличит значение региона, изменив карту глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления.

В своей статье Добрянски призывает «исправить» эту ситуацию. По ее мнению, администрация Трампа должна устроить Москве решительное противостояние. Для этого Вашингтону необходимо нарастить военную инфраструктуру в Северном регионе, обязательно разместить штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является здесь «предводителем НАТО и всего мира».

Эта американка украинского происхождения настолько непосредственна, что, призывая раздуть огонь холодной войны в Арктике, открытым текстом дает понять: США ради собственного экономического превосходства не остановятся ни перед чем. И еще, не до конца, по-видимому, осознавая, что творит, она расписывается в слабости позиций своей страны в регионе. Ну нет у них здесь ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа; ни соответствующих сил ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в условиях Арктики… Есть лишь непомерные амбиции и огромное желание диктовать всем свои условия.

Не будем сейчас вспоминать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой морские государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 морских миль от береговой черты. В случае если шельф простирается дальше этого рубежа, страна может расширить свои владения до 350 миль и получить контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми. При этом следует отметить: Россия ни на метр не превысила своих полномочий, предписанных конвенцией. Не будем также говорить, насколько велик объем этих ресурсов в Арктическом регионе. По данным профильных специалистов ООН, здесь сконцентрировано до четверти всех мировых запасов углеводородов. Только одной нефти в Арктике почти в 2,5 раза больше, чем всех российских ресурсов вместе взятых.

Зато лучше порадуемся за прозорливость руководства нашей страны при принятии решений. Насколько прав был Верховный главнокомандующий Владимир Путин, поручивший в апреле 2014 года укрепить границу в Арктике и создать здесь единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок. А также образовать военно-административную единицу Вооруженных Сил РФ в этом регионе под названием Объединенное стратегическое командование «Север». Для его названия еще используется термин Арктические войска. Зона ответственности этих войск простирается от Мурманска до Анадыря.

Воинские подразделения, дислоцирующиеся на береговых и островных территориях, сведены в Объединенную тактическую группу, которая уже в октябре 2014 года приступила к выполнению возложенных на нее функций. Все подразделения оснащены современным вооружением и техникой, в том числе береговыми комплексами «Рубеж» с крылатыми ракетами «Термит-Р» и зенитно-ракетными комплексами малой дальности «Панцирь-СА» и «Тор-М2ДТ».

… Ни для кого не секрет, что в арктических границах Евразии и Америки находится полтора десятка государств, большинство из которых – члены НАТО и ЕС. Каждая из этих стран имеет свой выход к морю и каждая вправе претендовать на собственную 200-мильную экономическую зону. Но, насколько мне известно… Ни одно из государств даже в далеком приближении не имеет с Россией паритета ни по одной из позиций в освоении Арктики. Никто при этом не надувает щек и никому ничего не пытается доказывать. Только американцы, которые до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН-1982, усматривают угрозу со стороны России. Причем не только для своих интересов, хотя они не получили международного определения границ своего шельфа, но и для морских путей сообщений и коммуникаций в целом. И опять под эту марку им нужно наращивать военную инфраструктуру – и свою, и НАТО, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, кто в доме хозяин.

Не хотелось бы заниматься сегодняшним противопоставлением нашей и американской военных составляющих в Арктике и тем более вдаваться в далекую историю ее покорения, которая берет начало еще в XVII веке. Однако кое-какие соображения плюс собственный опыт по части покорения полюса и плавания по морям Северного Ледовитого океана у меня имеются. Так вот, июль 1962 года, когда наша первая атомная подводная лодка «К-3» на которой старшим был контр-адмирал Александр Иванович Петелин, впервые в истории страны всплыла на Северном полюсе, можно считать началом эры плавания наших подводников под толщей паковых льдов.

Не знаю точной статистики по состоянию на начало нынешнего года, когда боевое дежурство под арктическим ледяным панцирем для наших подводников стало стандартной процедурой, но только к концу 90-х годов советскими и российскими подводниками было совершено свыше 60 походов подо льдами Арктики. В том числе на Северный полюс, Северным морским путем от Кольского полуострова с всплытием в районе Камчатки и даже кругосветка отряда подводных лодок Северного флота без всплытия. Что-то я не слышал, чтобы подводники какой-то другой морской державы рапортовали своему командованию о чем-то подобном.

У меня, например, вызывает удивление почему американские подводники, которые на четыре года раньше наших покорили на своем «Наутилусе» Северный полюс, как-то очень заметно поотстали в деле обучения экипажей лодок практическим действиям во льдах. Не хочется ерничать по поводу вмерзшей в лед американской многоцелевой атомной субмарины, которая аварийно всплыла в Арктическом регионе (этот сюжет не очень давно «прокатился» по всем сетям Интернета), потому что от аварийных ситуаций в море не застрахован никто. Но есть факт, от которого отмахнуться нельзя. Наличие атомных подводных ракетоносцев и обученность личного состава выполнять поставленные задачи – это ключевой аргумент в любой зоне действия и в любое время, с которым вряд ли кто-то посмеет не согласиться…

Добавить к словам Героя РФ нечего. Учитывая, что Арктический регион очень перспективен, можно не сомневаться: противостояние, нагнетаемое Соединенными Штатами Америки, будет усиливаться. Но поскольку за океаном прекрасно понимают, что победить в этом противостоянии в обозримом будущем у них вряд ли получится, они обязательно прибегнут к испытанным средствам. А значит, нам следует ожидать и мощнейшей порции информационных атак, и какого-нибудь очередного санкционного пакета против России.

Кому достанется Арктика?
Глобальное потепление грозит накалить отношения между странами полярного региона

Охота на российские траулеры, устроенная норвежскими властями, является отзвуком той борьбы, которая идет за арктические просторы. Эта борьба пока носит не слишком громкий характер, но перспективы, которые несет освоение Арктики, заставляют страны региона готовиться к решающей схватке уже сейчас.
По данным канадских ученых, в период с 1969 по 2004 год объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15 процентов. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. Многие специалисты не исключают, что в XXI веке летом Арктика будет полностью свободна ото льда. Северный Ледовитый океан уже называют Средиземным морем будущего, учитывая те возможности, которые откроются после того, как растают льды. Если сейчас для морской перевозки грузов из Европы в Азию приходится идти через мыс Доброй Надежды, то есть огибать Африку, то в будущем можно будет идти прямо через Северный полюс, причем безо всяких ледоколов. А это сократит путь приблизительно на 4 тысячи миль.

В прошлом году российский посол в Канаде Георгий Мамедов заявил, что пора заняться строительством Арктического транспортного моста между Северной Америкой и Европой. Как отметил Мамедов, российская сторона уже вовсю занимается обустройством своей оконечности этого моста в Мурманске. Не дремлют и заокеанские партнеры. В 1997 году на аукционе американский бизнесмен Пэт Бро купил за 7 (семь) долларов порт Черчилл на севере Канады, ожидая в будущем как минимум 100 миллионов долларов в год от оживленных арктических грузоперевозок.

По мнению многих, Арктику можно сравнивать не только со Средиземным морем, но и с Персидским заливом. По мнению американских геологов, в Арктике может залегать чуть ли не четвертая часть всех энергоресурсов Земли. Искать нефть и газ в Арктике сейчас - в условиях заоблачных цен на топливо и таких же заоблачных прибылей энергетических компаний - сам Бог велел. Действительно, надо же все эти деньги куда-то вкладывать!

О неизбежности начала энергетической лихорадки за Полярным кругом свидетельствует недавняя провальная попытка заблокировать в американском Сенате решение о разработке нефтегазовых месторождений в Национальном заповеднике на Аляске. И сенаторов можно понять. За счет продажи прав на разработку месторождений на Аляске бюджет надеется выручить около 2 с половиной миллиардов долларов. При нынешнем бюджетном дефиците и росте военных расходов для Штатов и это деньги.

В свете всего вышесказанного не удивительно, что страны арктического региона в предвкушении будущих прибылей готовы решительно отстаивать свои интересы. И инцидент с российскими траулерами в Баренцевом море является как раз примером того, как Норвегия пытается постепенно выдавить Россию из этого сектора Арктики.

Россия не согласна с действиями Норвегии, которая в конце 70-х годов объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена своей исключительной экономической зоной, или, как ее называют сами норвежцы, "рыбоохранной". Таким образом, оказались поставлены под сомнение договоренности 1920 года, согласно которым СССР, а ныне Россия, могут добывать природные ископаемые и ловить рыбу в этом районе. Печально, что сейчас Россия добровольно уходит с самого Шпицбергена. Из двух российских рудников на островах остался один, да и тот - на грани закрытия.

Так менялся ледовый покров Арктики в период с 1979 по 2002 гг. (по данным NASA) (фото см. по ссылке)

В отличие от России, Норвегия усиливает свое присутствие на территории соседа. Норвежский банк DnB NOR купил недавно мурманский Мончебанк. Как заявляли представители DnB NOR, покупка российского банка позволит им укрепить позиции в таких сферах, как рыболовство, морские грузоперевозки, а также нефтегазодобыча в Баренцевом море. Кстати, это уже третий скандинавский банк, который начал свою деятельность на территории России.

Как и Норвегия, другие страны региона также не признают границы полярных владений России, установленные советским правительством еще в 20-е годы прошлого века. Тогда большевики просто провели на карте две линии: от Мурманска и Чукотки к Северному полюсу. Все, что попало внутрь этих границ, объявили владениями СССР. После подписания ооновской Конвенции по морскому праву, Москва решила фактически закрепить картографические завоевания большевиков, воспользовавшись юридической дырой в тексте Конвенции. Согласно ее тексту, страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных той же Конвенцией 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас Россия доказывает всем, что ее шельф никак не хочет заканчиваться обрывом в океанские глубины и продолжается чуть ли не до Северного полюса. Однако здесь России приходится спорить уже не столько с Норвегией, сколько с Данией, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии, которая с 30-х годов принадлежит датской короне.

Кстати, Дания является участницей еще одного, пожалуй, самого анекдотического противостояния из всех существующих в Арктике. Дания спорит с Канадой за крохотный островок Ханс, находящийся в проливе между канадской территорией и Гренландией. Периодически остров посещают канадские и датские экспедиции, которые оставляют после себя государственные флаги своих стран. Три года назад очередная датская экспедиция обнаружила, что установленный на Хансе в 1988 году флаг исчез, а установленный в 1995-м - порван в клочки. Но тогда вину за это возложили на суровый в тех местах ветер. Однако в нынешнем году, видимо, тем же ветром, на остров занесло министра обороны Канады Билла Грэхема, после чего над Хансом стал развеваться флаг с кленовым листом. К спору между правительствами подключилась и общественность двух стран. Особенно та ее часть, которая обладает достаточным чувством юмора. Уже появился Фронт освобождения острова Ханс, борющийся с владычеством как Канады, так и Дании. Есть и радио Свободный Ханс. А два шведских ди-джея этим летом дозвонились до министров иностранных дел Дании и Канады, заявив главе датского МИДа, что в борьбу за остров Ханс вступает Швеция, а канадскому министру, представившись его датским коллегой, предложили не мудрствуя лукаво поделить остров пополам.

В портфеле у самой Канады, помимо спора с Данией, есть претензии и к Соединенным Штатам. В 1977 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит плавать по ним может кто угодно и когда угодно. В середине 80-х годов между двумя соседними странами даже случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны США. В результате, в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому Береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей. Но американские пограничники - это одно дело, а вот иностранные танкеры и сухогрузы - совсем другое. И в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Канада в прошлом году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике. Кроме споров за так называемый Северо-западный проход, у Канады с США не урегулированы разногласия по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в том районе залегают нефтеносные пласты, спор вряд ли можно отнести к разряду легких.

Так неужели по мере того, как климат в Арктике будет становиться все теплее, отношения между странами региона будут становиться все прохладнее? Очень может быть, что им придется объединиться для борьбы с негативными последствиями глобального потепления. Ведь скептики утверждают, что оно приведет к образованию огромных льдин, которые будут таранить нефтегазовые платформы. А уж говорить о строительстве какой-либо инфраструктуры на "вечной мерзлоте" в условиях потепления, когда почва буквально начинает уходить из под ног, и вовсе проблематично.

И главное, чтобы в ссорах за шкуру пока еще не убитого медведя страны не забыли про угрозу местной фауне и радикальные изменения в жизни местных коренных народов. Вот эти-то проблемы точно надо решать всем миром.

Западные СМИ уделяют все большее внимание разворачивающейся «битве за Арктику» — важнейшем геополитическом сражении 21 века. Аналитики признают, что в этом новом «арктическом походе» Россия и Китай сумели перехватить инициативу, в то время как страны Запада во главе с США «проморгали» Арктику.

Хотя о новом геополитическом значении Арктики пишут уже несколько лет, важнейший импульс этой теме дал визит Владимира Путина на Ямал в декабре прошлого года, когда была успешно запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» и был отправлен первый танкер со сжиженным природным газом на азиатские рынки. Также в 2017 году российский танкер доставил СПГ по Севморпути из Норвегии в Южную Корею без сопровождения ледокола. Это стало возможным благодаря глобальному потеплению, которое открыло для судоходства ранее скованные льдами воды Северного Ледовитого океана. По прогнозам специалистов, уже к 2030 году беспрепятственная навигация станет доступной в летние месяцы. Это будет иметь колоссальные экономические и геополитические последствия: северный морской путь из Китая в Западную Европу станет на 10-15 дней короче традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, под арктическими льдами могут находиться до 30% мировых запасов неразведанного газа и нефти, не говоря о редкоземельных металлах, алмазах и рыбных ресурсах. Арктика уже сейчас представляет громадный интерес не только для стран арктической зоны, прежде всего России, США, Канады и Норвегии, но и для других мировых игроков, таких как Китай.

Для России этот регион с точки зрения нефтегазовых ресурсов и судоходства имеет жизненно важное значение, и свою сферу влияния в Арктике она никому уступать не намерена. Именно поэтому Россия создает здесь новые военные базы и строит систему противоракетной обороны. По мнению экспертов, Россия значительно опередила США в области военно-стратегического освоения Арктики. Вашингтон, хотя и с запозданием, также включился в гонку за арктические ресурсы. Министр обороны Джеймс Мэттис назвал Арктику регионом исключительной стратегической важности для Америки как с экономической, так и военной точки зрения, а президент Дональд Трамп принял первые шаги по отмене введенного Бараком Обамой запрета на бурение в Арктике и на Аляске. Наблюдатели отмечают, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, что затрудняет выработку международных соглашений по Арктике. Это означает также, что США могут доказывать свое право на континентальный шельф Арктики с позиции силы — в обход международного права. Всего США имеют три ледокола, но на ходу лишь два, и ни один из них не является атомным. Основной ледокол «Полярная звезда» построен в далеком 1976 году. Для сравнения, Россия имеет более 40 ледоколов, включая пять атомных. По 6-7 ледоколов у Финляндии, Швеции и Канады, но ни один из них не является тяжелым. Кроме того, Россия активно строит СПГ-танкеры ледового класса. В начале этого года танкер-газовоз «Эдуард Толль» стал первым танкером, прошедшим по Севморпути без сопровождения ледокола, поскольку сам способен разбивать льды толщиной до двух метров. Головным судном этой серии является газовоз «Кристоф де Маржери», который был построен в ноябре 2016 года, а всего на воду в России будет спущено на воду 15 СПГ-танкеров ледового класса.

Контекст

Новый российский экраноплан захватит Арктику

CAN News 26.07.2018

Зачем Китаю атомные ледоколы?

ИноСМИ 29.06.2018

Обновленный «Лидер» сдержит США

Sina.com 05.12.2017

Наблюдатели обращают внимание на то, что правовой статус Арктики, в отличие от Антарктиды, пока не урегулирован. Многие государства, в первую очередь Россия, выдвигают претензии на новые участки арктической зоны. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает ширину территориального моря (включая дно и недра) в 12 миль, исключительную экономическую зону — в 200 морских миль. При этом режим плавания по трассам Севморпути исторически рассматривается как национальная транспортная коммуникация России. Свои претензии на дополнительные акватории и шельф Северного Ледовитого океана готовы выставить не только Россия, но также Канада, Дания (Гренландия), США и Норвегия. Однако РФ наиболее активно настаивает на расширении границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, соответствующая заявка подана в ООН. Западные СМИ цитируют в этой связи заявление Владимира Путина, что в этом и следующем столетии Россия будет прирастать Арктикой. В 2007 году российские исследователи установили в районе Северного полюса на глубине свыше четырех километров российский флаг, а в 2014 году Россия провела крупнейшие арктические маневры, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 50 боевых кораблей и свыше 100 самолетов. Это чрезвычайно встревожило страны НАТО, поскольку совпало по времени с конфликтом на Юго-Востоке Украины. По данным датских спецслужб, Россия модернизировала шесть военных баз на арктических островах и разместила на них тактическую авиацию. Кроме того, в Северном ледовитом океане размещена основная часть российских атомных подводных лодок и ледоколов. Американский сайт «Дифенс энд Аэроспейс рипорт» (Defense & Aerospace Report) сообщил, что Россия введет в 2020 году в строй два ледокола, оснащенных крылатыми ракетами.

Китай также стремится нарастить свое присутствие в арктическом регионе и строит свой второй ледокол. В январе 2018 года Пекин впервые официально озвучил свои стратегические цели в Арктике: КНР «является страной приарктической зоны» и будет активно инвестировать в этот регион, в том числе направлять суда в северные экспедиции с тем, чтобы подготовить к эксплуатации «полярный шелковый путь». Китай также заинтересован в нефтегазовых, редкоземельных и рыбных богатствах региона. Наблюдатели отмечают, что Китай приобрел 20% в проекте «Ямал СПГ». Особенно привлекателен для китайцев Северный морской путь в Европу, который позволяет сократить маршрут на 2-3 недели и позволяет обойти нестабильные зоны Южной Азии и Ближнего Востока. Пробный рейс Шанхай-Роттердам показал, что этот путь на одну треть короче южного маршрута. Новозеландская исследовательница Анн-Мари Брэди в книге «Китай как великая арктическая держава» (China as a Polar Great Power) пишет, что на сегодняшний день Китай выделяет больше средств на освоение Арктики, чем все остальные страны, в том числе на новые полярные базы, морскую инфраструктуру, строительство ледоколов и спутниковую связь. Брэди отмечает большие геополитические амбиции Китая, которые планомерно осваивает Арктику в масштабах, которым могут позавидовать ведущие державы мира.

В последние месяцы западные СМИ все больше нагнетают воинственную риторику вокруг Арктики, заголовки пестрят угрозами: «Холодная война в Арктике» (), «Умереть за Шпицберген» (), «Ледяные войны» (), «Россия и Америка готовятся к войне за Арктику» (Рейтер) и т.д. При этом многие аналитики считают, что значение Арктики пока сильно преувеличено, а громкие заявления по этой теме носят скорее пропагандистский характер. Этот регион по-прежнему труднодоступен, суровый климат мешает строительству городов и военных баз. Северный морской путь замерзает зимой, а судоходство по нему ограничено летним периодом. Разработка нефтегазовых и других месторождений на глубоководном шельфе Арктики пока не оправдывает себя с экономической и технологической точек зрения. Эксперты предостерегают от излишнего оптимизма: Северный морской путь еще надо подготовить для навигации, необходимо построить много судоремонтных и спасательных станций. Перенаправить на север десятки тысяч судов, которые идут сегодня через Суэцкий канал, представляется пока нереальным. Только крупные международные консорциумы могут себе позволить арктические проекты, и это делает необходимым сотрудничество многих стран. Вот почему взаимодействие в Арктике, этом последнем «неосвоенном» регионе мира абсолютно необходимо. С 1996 года активно функционирует «Арктический совет» — региональная организация, в которую входят восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). Пока что они согласуют экологические, спасательные, исследовательские и гуманитарные проекты, однако со временем сфера взаимодействия может расшириться. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что в период резкого обострения отношений между Востоком и Западом именно Арктика может стать объединяющей темой, все страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве на этом геополитическом участке. Вместе с тем, по мнению Ишингера, Арктика может стать ареной острого военного противостояния, и надо сделать все, чтобы избежать конфронтации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Мы привыкли к тому, что к арктическим государствам всегда относили Россию, США, Норвегию, Канаду, Данию (Гренландию), что по взаимной договоренности за каждым из указанных государств были закреплены соответствующие секторы Арктики, образуемые меридианами от крайних точек северных границ этих государств до Северного полюса планеты. И пока Арктика представлялась всем ледяной пустыней, такое деление всех устраивало, претензий никто ни к кому не предъявлял.

С открытием в этом регионе больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых военно-политические руководства ряда зарубежных стран стали активно разрабатывать новые стратегии продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.

В настоящее время на Арктический регион в дополнение к пяти претендуют еще 12 государств: Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония. Некоторые авторы настаивают, что на самом деле претендентов более 20 стран, включая Японию и Китай. Китай уже имеет наземную базу на Шпицбергене, а в 2012–2015 годах планирует провести три серьезные экспедиции в Арктику и построить второй ледокол водоизмещением около 8000 тонн. Первый ледокол такого типа уже несет службу в арктических районах.

Разногласия в единстве

Не опровергая цифру 20, сосредоточимся пока только на 17 странах, претендующих на долю Арктики. Большая часть входит в блок НАТО: США, Великобритания, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Нидерланды. Они выступают единым фронтом, участвуя в других межгосударственных образованиях (советах), решающих вопросы Арктики. К таким в первую очередь относятся:

– Арктический совет

– Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР)

– Комиссия Европейских сообществ

– Совет министров Северных стран (Северный совет) и другие.

В Арктический совет входят восемь арктических государств: США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Отдельные страны также хотят участвовать в Арктическом совете в качестве постоянных наблюдателей. Китай уже подал заявку на приобретение такого статуса.

В Совете Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) – Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

В Северный совет входят члены Совета министров северных стран. Это Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, автономные территории: Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова (Финляндия).

При этом практически все эти страны имеют претензии к друг другу по поводу тех или иных территорий, входящих в зону Арктики. Так, например, Канада спорит с Данией, и на границе между Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал.

До сих пор за скалу в океане шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, глава Министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.

Бельгия спорит с Ирландией, а Великобритания спорит за континентальный шельф с Данией, Исландией и Ирландией. Канада спорит с США из-за морской границы в море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил. Ирландия не разрешила до конца вопросы с Данией, Великобританией и Исландией по континентальному шельфу Фарерских островов за пределами 200-мильной зоны.

Исландия спорит за континентальный шельф Роколл с Данией и Великобританией, а также с Данией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами. Дания спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией, кроме того, с Исландией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами и спорит с Канадой за остров Ханса.

Норвегия имеет особые претензии к России (территориальные притязания в Антарктике – Земля Королевы Мод, Свальбард (Шпицберген) и другие. Даже подписанный в 2010 году руководителями двух стран договор о разграничении примерно 175 тыс. кв. км богатой нефтью и газом приграничной акватории, по мнению отдельных экспертов, является той уступкой со стороны России, которая не решит проблемы.

США претендуют на районы, которые Россия считает своими, и устремлены к установлению контроля за Северным морским путем. США спорят с Канадой из-за морской границы в море Бофорта, из-за пролива Хуан-де-Фука, острова Макиас-Сил. Даже такой неполный перечень причин и возможных участников дестабилизации в Арктическом регионе заставляет сосредоточить внимание мирового сообщества на решении проблем Арктики. Ведь с известной долей условности можно утверждать, что она на сегодняшний день является источником не только новых информационных, но и «горячих» войн, способных перерасти в мировой конфликт.

Корреспондент британской Times Тони Халпин также считает, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может спровоцировать новую мировую войну. Трудно спорить с экспертами, утверждающими, что начало активной фазы арктического противостояния приходится на 90-е годы. В то время Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву и согласилась с установлением ей 200-мильной зоны без признания приоритета России над остальными территориями арктического сектора (по меридианам к Северному полюсу), ранее относящегося к России, и усиление противоречий приходится именно на эти годы. Кстати, Америка до сих пор не ратифицировала указанную конвенцию, что помогает ей в решении своих арктических вопросов.

Америка движется к северному полюсу

Неоднократно высокопоставленные чиновники из правительства и администрации президента США делали официальные заявления о планах США в отношении Арктики. Их заявления надо расценивать как указания соответствующим структурам Соединенных Штатов, а также их иностранным партнерам. Сенатом США принято положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа Америки.

Создана комиссия, в задачу которой входит составление точной карты территориальных вод. Идет милитаризация региона. Так, на Аляске дислоцированы три базы армии (Сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов береговой охраны с общей численностью 24 тыс. военнослужащих. Однако считается, что этих сил и возможностей недостаточно.

Министерством ВМС США был принят документ под названием «Арктический план действий ВМС». «У Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе, – говорится в документе, – и Вашингтон готов действовать либо независимо, либо совместно с другими государствами, чтобы обезопасить эти интересы. Среди этих интересов – такие вопросы, как противоракетная оборона и системы раннего оповещения; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, присутствия на морях и операций морской безопасности; а также вытекающая из этого свобода навигации и пролета над территорией».

Далее в этом источнике сообщается о задаче «сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона». В свете принятого плана ВМС США приступили к развертыванию военно-морской базы передового базирования в Арктике.

Предпринимаются меры по усилению непосредственного американского военного присутствия в Арктике. Так, в Норвегии, в непосредственной близости от границ с Россией, в городе Варде размещен радар ПРО США Globus II. Ранее Globus II находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до Камчатки.

Важным событием стало подписание нового Плана объединенных военных командований США, который усиливает централизацию, обеспечивает тесное сотрудничество между Европейским командованием и НАТО и «будет иметь решающее значение для обеспечения национальной безопасности США в процессе выдвижения странами региона своих территориальных и экономических претензий в отношении Арктики».

ВМС США являются главной силой решения основных проблем Арктики. Командование ОВС США надеется иметь к 2020 году в основном надводном боевом корабельном составе ВМС не менее 92 единиц: 11 авианосцев, 19 крейсеров УРО CG (X), 62 эсминца УРО (DOG). Кроме того, до 2015 года ВМС США приобретут 55 кораблей нового проекта LCS типа Freedom и Independence (Littoral Combat Ship – прибрежной зоны). В течение 10–15 лет Соединенные Штаты примут на вооружение семь эскадренных миноносцев DD (X) с улучшенными мореходными качествами для использования в прибрежных акваториях.

Нетрудно догадаться, против кого будут направлены эти силы. Кстати, в Исландии была проведена встреча с участием генерального секретаря Альянса и высокопоставленных военных США, Канады, Дании, Норвегии. Участники встречи, получившей название «Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», поддержали арктическую инициативу Америки. Россию не пригласили на этот семинар даже в качестве наблюдателя. Принимая во внимание тот факт, что все арктические приморские страны, кроме России, входят в НАТО, вполне очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе.

Небезынтересно отметить, что Соединенные Штаты, укрепляя и развивая свои Вооруженные силы, заботятся о том, чтобы окружающие их страны воспринимали это как необходимость и для самих Штатов, и для всего Запада. В этом смысле и проблема расширения владений в Арктике также облекается в различные формы. Так, в начале этого века была разработана новая теория, называемая «концепцией стратегических коммуникаций». Министерство обороны США в интересах развития этой концепции провело конференцию в Норфолке. На конференции были определены основные принципы «стратегических коммуникаций» (СК): квалифицированное руководство, правдоподобие, доступность, диалог, масштабность, согласованность, целенаправленность, оперативность и непрерывность. Для уточнения концепции СК планируется каждые два года корректировать их.

Канада претендует на хребет Ломоносова

В 2008 году премьер-министр Канады, вместе с кабинетом министров, проинспектировал север страны (город Инувик). Основная цель поездки, по данным канадских СМИ, – усилить милитаризацию Арктики. Эксперты не сомневаются, что процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального потепления будет облегчаться. Канада, не обладая военной мощью России или США, пытается подготовиться к переделу, бросив на это немалые силы.

Официальный нынешний курс провозгласил глава канадского правительства Стивен Харпер, заявив о расширении юрисдикции Оттавы в Арктике на расстояние до 200 миль от побережья. Главная цель этого шага – установление контроля над Северо-Западным морским путем, до сих пор считающегося международным. Отныне все иностранные корабли, находящиеся ближе 200 миль от берегов Канады, обязаны будут уведомлять канадскую береговую охрану о своем присутствии.

По словам Стивена Харпера, все больше стран проявляют заинтересованность в морских путях в канадской части Арктики. «Меры, принимаемые нами, станут ясным посылом миру: Канада берет полную ответственность за охрану окружающей среды и юрисдикцию в своих арктических водах», – заявил Харпер. Речь идет о расширении географии действия (до 233 миль) канадского закона о предотвращении загрязнения арктических вод (до сих пор он работал лишь в 100 милях от побережья Канады), а также о расширении закона о судоходстве, согласно которому, в 200 милях регистрация иностранных кораблей будет обязательной.

Канада отвергает претензии России на расположенный в Арктике хребет Ломоносова и намерена доказать, что он является частью канадской территории. «Есть территории, которые принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению, например – хребет Ломоносова, который является продолжением нашей территории. Мы это докажем», – сказал глава МИД Канады Лоуренс Кэннон, выступая с лекцией в московской Дипломатической академии России. По словам Кэннона, Канада намерена подать соответствующую заявку на расширение национального сегмента континентального шельфа в Арктике в Комиссию ООН по морскому праву до 2013 года. Фактически этим и рядом других заявлений Канада объявила значительные территории Арктики (практически 30%) своей собственностью.

По сведениям отдельных источников, Канада, назначенная на роль передового отряда в грядущей борьбе с Россией за Арктику (главным предметом спора тут является хребет Ломоносова, тянущийся на 1800 км от Новосибирских островов России, через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир, расположенного в Канадском Арктическом архипелаге), провела крупнейшие в истории военные учения, открыла новые базы и продемонстрировала растущую грубость и бряцание оружием в сторону России.

Раньше советский ледокол в Арктике означал, что рядом подо льдом – атомная субмарина, сейчас – что туристов везут к полюсу

Европа в заполярье

Норвегия стала первой страной, разместившей операционное командование Вооруженными силами в арктических широтах, в непосредственной близости от района возможных конфликтов за обладание ресурсами Арктического района. Одновременно с передвижением Центра оперативного командования в Арктику Норвегия закупила 48 боевых самолетов Lockheed F-35 для арктического патрулирования. Кроме того, наша северная соседка стремится:

– сократить иностранную экономическую и научную деятельность на Шпицбергене, поставив ее под полный национальный контроль и управление;

– установить одностороннее норвежское регулирование над прилегающей к архипелагу акваторией и шельфом;

– использовать неоднозначность толкования норм Парижского договора от 2 февраля 1920 года в своих интересах.

Норвежцами разработана программа развития северных территорий, получившая название «Баренц-2020». Данный план станет основным, определяющим политику Норвегии в арктических районах. Его целью является укрепление координирующей, руководящей и направляющей роли Осло в развитии Арктики. Хотя даже союзники Норвегии по НАТО выражают неприятие такой политики.

На территории Швеции ежегодно проходят учения сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), в которых принимают участие тысячи военнослужащих из разных стран, как членов НАТО, так и стран, не являющихся членами НАТО (Финляндия, Швеция). Основные силы, задействованные в учениях, как правило, дислоцируются на шведской авиабазе Lulea, норвежской Bodo и финской Oulu. К учениям привлекаются военно-воздушные и военно-морские силы стран НАТО. Основная задача – отработка приемов ведения военных действий в условиях Крайнего Севера.

По сценарию маневров, проходящих неподалеку от российской границы с Норвегией и Финляндией, две выдуманные североевропейские страны ссорятся из-за запасов нефти и газа на спорной территории. В конфликт на стороне одного из участников вступает НАТО. Намек для противников втягивания нейтральной Швеции в игры Североатлантического альянса более чем прозрачный.

«Верная стрела» – не только самые крупные учения ВВС и ВМС на территории Швеции, но и «самые натовские». Все прежние маневры с участием альянса на территории нейтрального королевства проходили под эгидой ООН и были нацелены на предотвращение гуманитарных катастроф. Нынешние же целиком спланированы НАТО. Предположение, что на борту принимавшего участие в учениях британского авианосца имелось ядерное оружие, заставляет критиков учений (в парламенте это Левая партия и Партия зеленых) говорить о нарушении правительством Швеции сразу двух принципов: нейтралитета и запрета на присутствие на территории страны ядерного оружия.

Россию в отличие от предыдущих маневров с участием НАТО на территории Швеции не пригласили поучаствовать. Военный атташе посольства РФ в Стокгольме, как сообщает «Шведское радио», мог приехать в качестве наблюдателя, но Москва ответила отказом.

Большое внимание Арктике уделяет Дания. Парламентом страны принят план безопасности Дании на период 2010–2014 годов. Значительная часть этого плана посвящена Арктическому региону. В документе, в частности, говорится: «Возрастающая активность в Арктике изменит геополитическое значение региона и в долгосрочном плане создаст больше вызовов для датских вооруженных сил».

Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост. Согласно плану, на нужды вооруженных сил в этот период будут ежегодно выделяться дополнительные 600 млн. датских крон. Объявлено о планах создать универсальное арктическое командование и арктические силы реагирования, а также усилить военное присутствие на авиабазе «Туле» в Гренландии, которая также будет открыта для союзников по НАТО.

В докладе военной разведки Дании (FE) подчеркивается: «В ближайшие 10 лет в Арктике могут иметь место военные столкновения небольшого масштаба». Приводились также некоторые подробности: «Конфликты могут быть вызваны вооруженными силами третьих государств, гражданскими акциями либо разработкой природных ресурсов – поисками нефти или рыболовством на оспариваемых территориях, а также поблизости таких спорных территорий».

Великобритания участвует в учениях сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), выделяя для этих целей свои авианосцы и десятки самолетов ежегодно. В 2012 году боевые корабли и авиация Великобритании приняли участие в крупномасштабных учениях Сold Response-2012, в которых было задействовано свыше 16 000 военнослужащих из 14 стран НАТО.

«Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, – члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями», – заявил в интервью Daily Telegraph министр обороны теневого кабинета Великобритании Лиам Фокс.

Уже не спят подо льдом моря

Россия в 2001 году подала заявку в ООН на расширение своей экономической зоны, но получила отказ «за недостаточностью доказательств». Поэтому в 2007 году мы направили в Арктику специальную экспедицию для глубоководных исследований в районе Северного полюса и поиска доказательств того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. На этом основании наша страна претендует на треугольный участок океана, простирающийся до Северного полюса. При этом экспедиция установила на дне сделанный из титана флаг России.

В случае положительного решения специальной Комиссии ООН по шельфу, площадь российского Арктического континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны может составить около 1,2 млн. кв. км. По оценкам специалистов, здесь сосредоточено от 83 до 110 млрд. т углеводородов в нефтяном эквиваленте (16 млрд. т нефти и более 82 трлн. куб. м газа). Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах. Основная часть этих ресурсов – около 66,5% – приходится на шельфы северных морей: Баренцева, Печорского и Карского.

В 2009 году Совет безопасности Российской Федерации принял «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В этом документе среди прочего поставлена задача «создать группировку войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

В таблице представлены экспертные данные по общему количественному составу военно-морских сил и средств, теоретически имевших возможность защищать национальные интересы России в Арктике в последнее десятилетие прошлого века и в начале нынешнего. Из приведенных данных следует:

– военно-морская деятельность Российской Федерации все эти годы неуклонно снижалась;

– корабельный состав России был сокращен почти в 8 раз;

– среднее количество ежегодно проводимых военно-морских учений уменьшено более чем в 6 раз;

– масштабность учений снижена почти в 5 раз.

Последствия такого «разоружения» немедленно были расценены соседями как слабость, которой можно воспользоваться в своих интересах. Так, Норвегия стала бесцеремонно задерживать и подвергать проверке рыболовные суда Российской Федерации в тех районах Баренцева моря, которые во все времена считались районами совместного лова. Более того, в отдельных эпизодах российские суда подвергались аресту и препровождались в норвежские порты. Таким образом, ближайший арктический сосед, используя ослабление военно-морской деятельности России в северных широтах, решил утвердить себя в расширенных правах на определенные территории Арктики.

Можно предположить, что, когда речь пойдет о более серьезных ресурсах, чем рыба, соседи России совместно с другими членами Северо-Атлантического союза, будут прибегать к еще более решительным мерам, используя свое военно-морское превосходство.

Ситуационные сценарии

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории.

В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. До 1982 года вся Арктика делилась лишь пятью странами – СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой – на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями – обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы. Однако это деление утратило силу после ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Принимая во внимание уже сделанные заявления и реальные шаги основных претендентов на Арктику, можно предположить, что Соединенные Штаты постараются организовать мощное информационное воздействие на все заинтересованные в Арктическом регионе страны с целью доказать несостоятельность позиций России.

США и многие другие страны пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения информационной войны (ИВ). По оценке американских специалистов, ущерб, нанесенный противнику на идеологическом фронте, может существенно превысить прямую выгоду, полученную в ходе военных действий. Рационально используя информационные ресурсы, можно управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей. Манипуляции информацией позволяют даже добиться эффекта, когда реципиент «перепутает» военную победу с поражением.

В мирное время подобные методы маскируются под различного вида концепции. Так, в США появились понятия «информационные операции» и «стратегические коммуникации» (СК). Стратегические коммуникации – не просто новое направление в информационных войнах, это новая концепция самих ИВ, принятая в развитие теории информационных операций, которая активно разрабатывалась Госдепартаментом, Министерством обороны, другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями Соединенных Штатов. Под ней понимается комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на военно-политическое руководство, различные общественно-политические силы, международные организации, то есть на так называемую целевую аудиторию (ЦА) других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных), предпринимаемых различными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями США, а также их союзниками.

В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся Госдепартамент, Министерство обороны, боевые командования ВС США, Агентство США по международному развитию, инженерные войска СВ, неправительственные организации. В американском Госдепартаменте понятие «стратегические коммуникации» подменяют термином «публичная дипломатия». Однако «публичная дипломатия» на самом деле является составным компонентом СК.

В результате реализации американских концепций уже начинают звучать призывы начать обсуждение вопросов об уменьшении военно-морской деятельности России в Арктике без учета ее исторически сложившихся реалий и национальных интересов. Цель таких призывов известна – это окончательно лишить Россию возможностей защищать свои национальные интересы на обширном участке прилегающих акваторий и шельфов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: