Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

, Российский исторический словник , Термины

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ (1865-1917), высшая цензурная инстанция, образованная указом от 6 апр. 1865 при Министерстве внутренних дел для наблюдения за деятельностью цензурных комитетов и отдельных цензоров по внутренней и иностранной цензуре, за бесцензурными изданиями, типографиями, металлографиями, литографиями, заведениями, производившими и продававшими произведения тиснения, а также для осуществления т. н. «театральной» цензуры, переданной из 5-й экспедиции Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Главное управление по делам печати возглавлялось начальником, под председательством которого действовал Совет управления. Начальник Главного управления по делам печати назначался и увольнялся Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел. Совет Главного управления по делам печати состоял из членов, назначаемых Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел, а также из председателей цензурных комитетов, находившихся в С.-Петербурге.

Канцелярия Главного управления по делам печати возглавлялась правителем дел, при котором находились помощники, особые цензоры драматических сочинений и чиновники особых поручений, назначаемые и увольняемые приказами министра внутренних дел. В канцелярии Главного управления по делам печати велись: списки пьес, рассмотренных цензурой, алфавитные списки произведений печати, запрещенных министром внутренних дел к обращению в общественных читальнях, и другие реестры запрещенных книг, а также журналы совета, в которых кратко излагались доклады, высказывания и особые мнения членов совета и его решения; журналы утверждались министром внутренних дел.

В 1865-70 канцелярия состояла из одного отделения; в 1870-77 - из двух отделений (1-е ведало повременными изданиями, 2-е - всеми остальными); в 1878-98 - из трех отделений (1-е отвечало за столичные, 2-е - за провинциальные повременные издания, 3-е - за остальные). В 1906 канцелярия была преобразована и в ней было учреждено пять территориальных отделений. В 1909 из 5-го отделения выделилось самостоятельное счетно-финансовое отделение.

Распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П. А. Столыпина от 1 сент. 1906 при Главном управлении по делам печати было образовано Осведомительное бюро, переименованное в 1915 в Бюро печати. Оно выпускало 2 раза в сутки специальные бюллетени, содержащие информацию о деятельности и намерениях правительства, о важнейших фактах общественно-политической жизни страны. Осведомительное бюро составляло также обзоры печати в виде докладов председателю Совета министров, министру внутренних дел, начальнику Главного управления по делам печати по вопросам внутренней жизни страны. Отсюда же правительственные учреждения получали газетные вырезки по заявленным темам.

В 1906 по распоряжению П. А. Столыпина в Главное управление по делам печати был передан из Департамента полиции Министерства внутренних дел отдел иностранной и инородческой печати, который составлял ежедневные сводки отзывов иностранной и инородческой печати о внутренней и внешней политике России. Эти сводки рассылались министрам и их помощникам, военному командованию, высшим чинам ведомства иностранных дел, в библиотеку и читальный зал Государственной думы.

Список литературы:
  1. Гринченко Н. А., Патрушева Н. Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1804-1917) // Книжное дело в России в XIX - начале XX века: сб. науч. тр. СПб., 2008. Вып. 14. С. 185-302.
  2. Еленёв Ф. П. I. О злоупотреблениях литературы и действиях цензурного ведомства с конца пятидесятых годов по настоящее время. II. О необходимых изменениях в устройстве цензурного ведомства. СПб., 1896.
  3. Кельнер В. Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати, 1906-1917 гг. // Цензура в России: история и современность: сб. науч. тр. СПб., 2011. Вып. 5. С. 237-243.
  4. Летенков Э. В. Из истории политики русского царизма в области печати (1905-1917): автореф. дисс. … к.и.н. Л., 1974. 18 с.
  5. Летенков Э. В. Из истории рептильного фонда Главного управления по делам печати (1915-1917 гг.) // Вестник Ленинградского университета. Серия "История, язык, литература". 1973. Вып. 3. № 14. С. 137-139.
  6. Летенков Э. В. К истории правительственных информационных центров в России // Вестник Ленинградского университета. Серия "История, язык, литература". 1973. Вып. 4. № 20. С. 80-88.
  7. Летенков Э. В. Печать и капитализм в России конца XIX - начала ХХ в.: экономические и социальные аспекты капитализации печати: автореф. дисс. … д-ра ист. наук. Л., 1982. 46 с.
  8. Материалы, собранные особою комиссиею, высочайше учрежденною 2-го ноября 1869 г. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. СПб., 1870. Ч. 2.
  9. О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях: Высочайше утвержденное мнение Государственного совета № 41990 от 6 апреля 1865 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867. Собрание II. Т. XL.
  10. О расписании по классам и разрядам должностей временного штата учреждений по делам печати: Высочайше утвержденное положение Комитета министров, объявленное Сенату министром внутренних дел 8 июня, № 44621 от 26 мая 1867 г. // ПСЗРИ. 1871. Собрание II. Т. XLII.
  11. Патрушева Н. Г. Цензурная реформа середины XIX века и ее влияние на структуру цензурных учреждений и состав цензорского корпуса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5 (11). Ч. 3. С. 134-138.
  12. Полянская Л. И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: обзор // Литературное наследство. М., 1935. Т. 22/24. С. 603-634.
  13. Протоколы высочайше учрежденного Особого совещания для составления нового устава о печати под председательством д.т.с. Кобеко. СПб., 1913.
  14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 776. Оп. 3.
  15. РГИА. Ф. 776. Оп. 4.
  16. РГИА. Ф. 776. Оп. 11 - 1872.
  17. РГИА. Ф. 776. Оп. 20.
  18. РГИА. Ф. 776. Оп. 21. Ч. 1 - 1897.
  19. РГИА. Ф. 776. Оп. 22 - 1905.
  20. РГИА. Ф. 776. Оп. 22 - 1912.
  21. Чернуха В. Г. Главное управление по делам печати в 1865-1881 гг. // Книжное дело в России во второй половине XIX - нач. ХХ в.: сб. науч. тр. СПб., 1992. Вып. 6. С. 20-40.

Учреждён Петербургский цензурный комитет

2 (14) июля 1804 г. был учреждён Санкт-Петербургский цензурный комитет Министерства народного просвещения.

В соответствии с уставом 1804 г. цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которому подчинялись цензурные комитеты в университетских городах. В качестве цензоров выступали профессора. Поскольку в то время в Петербурге еще не было университета, комитет был образован из «учёных особ», проживавших в столице.

В обязанности Петербургского комитета входила цензура сочинений, предназначенных для печати (кроме книг Священного Писания, а также других книг духового содержания, книг по истории церкви и церковному управлении на славянском и русском языках); цензура рукописных пьес; цензура иностранных журналов и других периодических сочинений; цензура географических и топографических карт, рисунков, чертежей, планов, картин, портретов, музыкальных произведений. Комитет осуществлял надзор за книгопродавцами и типографиями; выдавал свидетельства о благонадёжности учредителям типографий; запрашивал разрешения императора на спорные произведения; конфисковывал весь тираж выпущенного сочинения, если оно не отвечало цензурному уставу; привлекал к ответственности и цензора, и автора; конфисковывал все экземпляры изданного сочинения, в котором оказывались «некоторые места или листы», подлежащие запрещению, разрешал выпуск его в продажу в исправленном виде; привлекал к ответственности виновников выпуска, а также лиц занимавшихся печатанием рукописей без законного права на содержание типографии, содержателей библиотек за хранение книг, запрещённых цензурой; вёл ведомости рассмотренных рукописей и книг.

В 1819 г. после основания Петербургского университета комитет перешёл под его управление. В 1826 г. вступил в силу новый цензурный устав («чугунный») министра просвещения адмирала А. С. Шишкова , согласно которому Петербургский комитет стал называться Главным цензурным комитетом. «Чугунный устав» оказался недолговечным и 22 апреля (4 мая) 1828 г. его заменил новый Устав о цензуре . Указом от 14 (26) января 1863 г. Петербургский цензурный комитет был передан из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел.

В 1906 г. Петербургский цензурный комитет был переименован в Петербургский комитет по делам печати. Министру внутренних дел было предоставлено право приглашать в его состав лиц из других ведомств (кроме судебного) для более действенного надзора за печатью. 26 июля (8 августа) 1911 г. в состав Петербургского комитета вошел представитель от Духовного ведомства, которому направлялись для просмотра и заключения все издания, имевшие отношение к вопросам веры, и сочинения церковного и канонического характера. С 1912 г. в состав комитета вошли представители Военного и Морского министерств для просмотра изданий, в которых затрагивались вопросы военного характера.

Председателями Петербургского (Петроградского) комитета в разное время были: Н. Н. Новосильцев (1804-1810); С. С. Уваров (1810-1821); Д. П. Рунич (1821-1826); К. М. Бороздин (1826-1832); кн. М. А. Дондуков-Корсаков (1832-1842); Т. П. Волконский (1842-1845); М. Н. Мусин-Пушкин (1845-1856); кн. Г. А. Щербатов (1856-1858); И. Д. Делянов (1858-1860); Н. В. Медем (1860-1862); В. А. Цеэ (1862-1863); М. Н. Турунов (1863-1865); А. Г. Петров (1865-1885); Е. А. Кожухов (1885-1895); С. И. Коссович (1896-1898); кн. Н. В. Шаховский (1898-1899); А. А. Катенин (1899-1913); С. И. Виссарионов (1913-1915); Н. И. Левитский (1915-1917).

Петербургский комитет по делам печати прекратил своё существование на основании постановления Временного правительства от 27 апреля (10 мая) 1917 г. об упразднении цензуры в России.

Лит.: Гринченко Н. А. Организация цензуры иностранной в I четверти XIX в. // Книжное дело в России в XIX - начале XX века: Сб. науч. тр. СПб., 2004. Вып. 12; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . opentextnn . ru / censorship / russia / dorev / libraries / book /? id =2361 ; Гриченко Н., Патрушева Н., Фут И. Цензоры Санкт-Петербурга: (1804-1917) // НЛО. 2004. № 69; То же [Электронный ресурс.] URL : http :// magazines . russ . ru / nlo /2004/69/ grin 37. html ; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983; Патрушева Н. Г. Учреждение Главного управления по делам печати (1865 г) и начало его деятельности // Книжное депо в России во второй половине XIX - начале XX века. Сб. науч. тр. Вып. 4. Л., 1989, С. 29-36; Полянская Л. И. Архивный фонд Главного управления по делам печати. Обзор // Лит наследство, М., 1935, Т. 22-24, С. 603-634; Раскин Д. И. Исторические реалии российской общественной жизни и русского гражданского общества в XIX веке // Из истории русской культуры, М., 1996 Т. 5 (XIX век). С. 716-731; Чернуха В. Г. Главное управление по делам печати в 1865-1881 гг. // Книжное депо в России во второй половине XIX - начале XX века. Сб. науч. тр. Вып . 6. СПб ., 1992. С . 20-40; Foot I. P. St-Petersburg censorship commitee, 1828-1905. Oxford, 1992.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830.Т. 28. № 21388. С. 439 .

Номер фонда:

Наименование

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ МВД

Историческая справка

Образовано 6 апреля 1865 г. для заведования делами цензуры и печати. При учреждении в его функции входило: наблюдение за действиями местных комитетов по делам печати, и инспекторов по делам печати, цензоров драматических сочинений, а также установление цензуры иностранной; разрешение недоразумений и вопросов; рассмотрение жалоб, наблюдение за произведениями печати и сообщение о возбуждении судебного преследования; ведение дел об открытии типографий, литографий, металлографий и заведений, производивших и продававших принадлежности тиснения; надзор за этими заведениями и за книжной торговлей.
Первоначально распределением занятий между чиновниками ведал начальник Главного управления по делам печати.
После отмены предварительной цензуры повременной (21 ноября 1905 г., 18 марта 1906 г.) и неповременной печати (26 апреля 1906 г.) функции Главного управления по делам печати были распределены между 5 ю отделениями: 1 е отделение вело дела по периодическим органам печати и по книгам, выходившим в Петербурге и Москве, по округу Санкт Петербургской судебной палаты; а также делопроизводство по всем правительственным изданиям; 2 е отделение ведало делами о газетах и книгах по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат; 3 е отделение занималось делами периодических органов печати и по книгам, выходившим по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Иркутской и Омской судебных палат; 4 е отделение разрабатывало Законодательство о печати; составляло циркулярные разъяснения; вело дела по иностранной цензуре; дела о книгах и газетах по округам Варшавской и Виленской судебных палат; 5 е отделение заведовало личным составом Управления и цензурных учреждений; счетной частью; библиотекой; делами по типографиям, литографиям, металлографиям и книжной торговлей. Хозяйственный комитет (с 30 октября 1908 г.) рассматривал все предложения, касавшиеся хозяйственной части ведомства и отчетной части; ведал делами типографии МВД и редакциями газет “Правительственный вестник” и “Сельский вестник”. Осведомительное бюро (с 26 августа 1906 г., с 1915 - Бюро печати) - обслуживало официальные и частные повременные органы печати достоверными, подлежавшими оглашению, сведениями, касавшимися предположений действий и деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений; а также “главнейших фактов общественно политической жизни России и заграницы”. На сотрудников бюро кроме того возлагалась проверка слухов и сообщений печати. Отдел иностранной и «инородческой» печати (передан из Департамента полиции в августе 1906). Отдел обслуживания ведомств и информации делал подборки газетных вырезок для докладов министрам, главноуправляющим, директорам департаментов и начальникам управлений; составлял проекты сообщений, разъяснений и опровержений; а также занимался созданием “справочно руководственного и информационного” архива; дежурно техническая часть осуществляла дежурства, выпуск бюллетеней, прием запросов и выдачу справок; а также ведала регистратурой, перепиской, изготовлением вырезок, печатных обзоров и бюллетеней, обслуживанием телефонов. Военная цензура (с 20 июля 1914 г.) следила за тем, чтобы в печать не проникли военные сведения, представлявшие военную тайну. Военные цензоры находились в подчинении Петроградского комитета по делам печати, выполняли задания Главной военно цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно цензурных комиссий при военно окружных штабах.
Особая комиссия по ликвидации Главного управления по делам печати существовала с 27 апреля по 16 сентября 1917 г. После упразднения Главного управления по делам печати был учрежден новый орган цензорского контроля - Книжная палата. Осуществление цензуры на местах возлагалось на губернских и уездных комиссаров. 30 ноября 1917 г. Книжная палата была включена в состав Наркомата по просвещению.
После 1 июня 1918 г. фонд вошел в состав ЕГАФ.

Аннотация

Доклады министра внутренних дел по главному управлению за 1865–1917 гг. (оп. 1).
Журналы заседаний совета главного управления за 1865–1905 гг. (оп. 2).
Отчеты по главному управлению; дела о рассмотрении книг и рукописей, разрешении и запрещении рукописей к печати и распространении книг, аресте изданий, запрещении переиздания их; о рассмотрении заграничных изданий, нот и репродукций картин; об издании газет и журналов, наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; об открытии книжных магазинов, типографий, литографий и надзоре за ними; об открытии библиотек и читален и надзоре за ними за 1868–1870 гг. (оп. 4).
Дела об издании газет и журналов в России (с 1878 г. только в Петербурге и Москве), наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях - материалы I отделения за 1871–1875 гг. (оп. 5), 1876–1880 гг. (оп. 6).
Отчеты главного управления, цензурных комитетов и отдельных цензоров - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11).
Дела о рассмотрении книг и рукописей, разрешении и запрещении рукописей к печати и распространении книг; аресте изданий; исключении и изменении в рукописях части текста, уничтожении изданий, рассмотрении заграничных изданий; об издании газет и журналов (с 1878) в разных городах (за исключением Петербурга и Москвы), наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; открытии библиотек и читален, книжных лавок, типографий, литографий и надзоре за ними - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15); материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1905 гг. (с 1898 г. - за исключением отчетов и дел о библиотеках, читальнях, книготорговле, типографиях) (оп. 21, ч. 1).
Отчеты цензурных комитетов и отдельных цензоров - материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1905 гг. (с 1898 г. - за исключением отчетов и дел о библиотеках, читальнях, книготорговле, типографиях) (оп. 21, ч. 1).
Дела о рассмотрении книг и рукописей и возбуждении судебного преследования против авторов, издателей, владельцев типографий; наложении ареста на книги, уничтожении их; по запросам разных учреждений о разрешении распространения изданий; об издании газет и журналов, наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; отчеты о периодической и непериодической печати - материалы I–III отделений: по округу Петербургской судебной палаты за 1906–1911 гг. (оп. 9), 1912–1917 гг. (оп. 10); по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат за 1906–1908 гг. (оп. 16, ч. 1), 1909–1910 гг. (оп. 16, ч. 2), 1911–1917 гг. (оп. 17); по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской и Ташкентской, Иркутской и Омской за 1906–1917 гг.. (оп. 21, ч. 2), Виленской и Варшавской судебных палат за 1898–1917 гг. (оп. 22).
Дела о рассмотрении заграничных изданий - материалы IV отделения за 1898–1917 гг. (оп. 22);
Дела об открытии библиотек, читален, книжных лавок, типографий, литографий и фотографий и надзоре за ними - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15); материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1898 гг.(оп. 21, ч. 1); материалы IV и V отделений за 1898–1917 гг. (оп. 22, 23).
Дела о службе цензоров за 1865–1867 гг. (оп. 3), 1868–1870 гг. (оп 4), за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1878–1895 гг. (оп. 20), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15), 1896–1905 гг. (оп. 21, ч. 2,. 22), за 1906–1917 гг.. (оп. 23)
Дела Счетно финансового отделения за 1909–1917 гг. (оп. 24).
Дела по драматической цензуре: о рассмотрении драматических сочинений и либретто опер; разрешении и запрещении представления их на сцене, исключении и изменении в них части текста; о народных и провинциальных театрах, увеселительных заведениях за 1865–1917 гг. (оп. 25).
Рапорты цензоров о рассмотренных пьесах и либретто опер; алфавитные списки драматических сочинений; циркуляры по драматической цензуре за 1865–1917 гг. (оп. 26).
Рукописи драматических сочинений за 1884–1912 гг. (оп. 27).
Материалы Комиссии для пересмотра действующих положений о цензуре и печати за 1868–1871 гг. (оп. 28).
Отчеты инспекторов типографий и других полиграфических заведений о состоянии этих заведений; отчеты инспекторов о состоянии книжной торговли, публичных библиотек и читален; описи имущества типографий за 1865–1915 гг. (оп. 29).
Материалы библиотеки неповременных изданий: переписка о получении главным управлением и рассылке соответствующим учреждениям обязательных экземпляров непериодических изданий; списки непериодических изданий, представленных в главное управление за 1822–1916 гг. (оп. 30).
Материалы библиотеки повременных изданий: переписка об организации библиотеки, о доставлении периодических изданий из разных губерний; учетные карточки периодических изданий, содержащие сведения о времени выдачи свидетельств на разрешение издания, о дате выхода в свет первого номера, фамилии редактора и издателя и о репрессиях в отношении издания за 1906–1916 гг. (оп. 31).
Материалы Осведомительного бюро и Отдела иностранной и инородческой печати за 1901–1917 гг. (оп. 32).
Дела о правительственных периодических изданиях: «Московские ведомости», «Петербургские ведомости», «Правительственный вестник», о периодических изданиях, получавших правительственные субсидии, о расходах по Осведомительному бюро и по личному составу его за 1881–1917 гг. (оп. 33).
Вырезки из газеты «Правительственный вестник» со сведениями и распоряжениями по делам печати; циркуляры по вопросам печати за 1879–1916 гг. (оп. 34).
Настольные реестры за 1881–1917 гг. (оп. 36).
Журналы входящих и исходящих бумаг за 1865–1917 гг. (оп. 37).
Материалы Особой комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати за 1917 г. (оп. 38).

Статья посвящена организации деятельности Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД Российской империи (1906-1917), главной задачей которого являлось обслуживание официальных органов печати и должностных лиц достоверными сведениями, касающимися деятельности правительственных и административных лиц и учреждений.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, Главное управление по делам печати, Осведомительное бюро, цензура, информационные агентства

Введение

Несмотря на то что традиция целенаправленного воздействия на общественное мнение с целью продвижения в обществе тех или иных идей и формирования определенного образа власти имеет глубокие корни в отечественной истории, во второй половине XIX в. она претерпела известные изменения. Важная роль в пропаганде и популяризации реформ, проводившихся в царствование импера­тора Александра II, отводилась прессе. Неслучайно поэтому од­ним из важных нововведений была реформа печати. Она упразднила традиционную для нашей страны предварительную цензуру, заменив ее на судебную ответственность издателей в случае нару­шения имеющихся предписаний, установленных законами Рос­сийской империи. Указом от 6 апреля 1865 г. «О даровании неко­торых облегчений и удобств отечественной печати» наблюдение за органами печати, освобожденными от предварительной цензуры, из Главного управления цензуры Министерства народного просве­щения было передано в ведение Министерства внутренних дел. Для реализации этой функции в системе МВД создается Главное управление по делам печати.

Организация и работа Главного управления по делам печати

Специально изданная Министерством внутренних дел инструк­ция конкретизировала порядок работы этого органа. Все издания, освобожденные от предварительной цензуры, после печатания ти­ража должны были предоставляться в Главное управление по де­лам печати и могли свободно распространяться лишь на третий день после этого. За эти дни издание просматривал цензор, кото­рый, обнаружив нарушение цензурных правил, составлял об этом донесение, и оно затем передавалось в Совет Главного управления по печати. Одновременно давалось распоряжение о приостановке выхода в свет данного издания либо об аресте тиража. Действия цензора при этом контролировал «наблюдательный» член Совета Главного управления. Он же составлял общие доклады о направле­нии того или иного издания. При систематическом нарушении цензурных правил указанный член Совета был обязан письменно уведомить об этом Совет, который принимал решение о приоста­новке или прекращении издания, извещая об этом по инстанции цензора. Совет Главного управления по делам печати также осу­ществлял надзор над деятельностью местных цензурных комите­тов и отдельных цензоров, разбирал жалобы на их действия, соби­рал сведения обо всех действующих на территории империи типографиях и за соблюдением ими цензурных правил 1 . Штат сотрудников Главного управления по делам печати был определен в 16 человек, занимавших должности от цензора до столоначаль­ника. Кроме того, из числа штатных должностей к управлению было прикомандировано 10 чиновников по особым поручениям 2 .

В задачи этого ведомства входило еще и составление периоди­ческих обзоров российской печати для императора Александра II (Гринченко, Патрушева, 2008: 187). Обзоры составлялись двумя специальными чиновниками Главного управления и доставлялись царю ежедневно. В среднем, как правило, это были два-три листа кратких аннотаций общих тенденций освещения в прессе обще­ственно-значимых вопросов с приложением вырезок из газет и журналов. Материалами для них служили исключительно повре­менные издания, выходившие в России. Это нововведение совер­шенно очевидным образом свидетельствует о росте того значения, которое начало придаваться властями своему образу в обществен­ном мнении со второй половины XIX в.

Однако этот интерес до поры до времени материализовывался в пассивных формах. К началу ХХ в. круг адресатов подобных ана­литических записок был расширен. Помимо особы императора, их читателями стали министры и руководители ряда важнейших ве­домств империи. Справедливости ради следует отметить, что в адрес составителей этих аналитических записок нередко слышалась кри­тика, и начиная с 70-х гг. XIX в. предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать работу Главного управления по делам печати именно в плане улучшения аналитической работы с отече­ственными газетами и журналами. Однако до практического во­площения этих планов в жизнь дело не дошло 3 .

Ситуация изменилась с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», даро­вавшего, среди прочего, и свободу печати. Это способствовало не­бывалому ранее оживлению общественно-политической жизни. Значительно возросло количество издаваемых газет и журналов, многие из них были достаточно оппозиционно настроены к дей­ствиям правительства. Характерной особенностью того времени было увеличение сатирических газет и журналов, содержавших полити­ческую сатиру и революционную пропаганду.

Департамент полиции МВД, да и многие другие заинтересован­ные ведомства всерьез рассматривали деятельность многих газет и журналов как важную причину роста революционного движения в стране 4 и предпринимали попытки административными мерами повлиять на характер публикуемых в них материалов. В Департа­менте полиции, например, в функции четвертого делопроизвод­ства включается подготовка ответов и справок по запросам Глав­ного управления по печати о благонадежности тех или иных редакторов и учредителей новых органов печати 5 . В дополнение к этому 1 сентября 1906 г. распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина при Глав­ном управлении по делам печати было образовано особое Осведо­мительное бюро.

Примечательно, что П.А. Столыпин определил главную задачу Бюро как обеспечение «официальных, частных повременных ор­ганов печати достоверными, подлежащими оглашению сведениями, касающимися предположений и действий правительства, прави­тельственных и административных лиц и учреждений». Материала­ми для передачи в средства печати являлась «информация, получен­ная в Бюро, непосредственно от официальных лиц и учреждений». На сотрудников Бюро возлагалась обязанность «проверки слухов и сообщений печати» 6 . В письме от 13 марта 1910 г. под грифом «секретно» начальник Главного управления по делам печати А.В. Бель- гард доводит до сведения сотрудников Осведомительного бюро, что они во всех своих действиях должны строго руководствоваться всеми общими требованиями, предъявляемыми к лицам, состоящим на государственной службе. Их обязанности заключаются: 1) в об­легчении всеми возможными способами доставления Осведоми­тельному бюро правительственными учреждениями сведений и сообщений, которые будут признаны этими учреждениями, под­лежащими опубликованию; 2) в доставлении в эти учреждения из Осведомительного бюро вырезок из петербургских газет со сведе­ниями, которые касаются этих учреждений и по своему содержанию могут требовать опровержения или соответствующего разъяснения через посредство Осведомительного бюро» 7 .

Таким образом, если ранее функции цензуры определялись недо­пущением к публикации определенного сорта информации, которую добывали журналисты через свои источники, а также информирова­нием императора и руководителей важнейших государственных институтов империи о мнениях, высказываемых в прессе по тем или иным вопросам общественной жизни, то теперь к этим двум задачам добавлялась третья: снабжение средств массовой инфор­мации сообщениями, отражающими официальную точку зрения на те или иные общественно значимые события или процессы в стране и действия правительства. Это обстоятельство существенным образом меняло всю дальнейшую практику взаимодействия прави­тельства и средств массовой информации.

По мнению руководства МВД, в условиях легализации полити­ческих партий, общественных организаций, проведения выборов в Государственную Думу у правительства возникла настоятельная необходимость распространения «верных, фактических данных по всем наиболее важным вопросам и событиям, ввиду появления за последнее время массы столичных и провинциальных газет, рас­пространяющих ложные сведения о событиях в России, и во избе­жание неправильного или тенденциозного толкования вносимых правительством в Государственную Думу законопроектов» 8 .

Поставленные таким образом задачи определяли штатную и организационную структуру вновь созданного отдела, а также ре­гламент его работы. В состав Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати входили отдел обследования печати, отдел, обслуживающий ведомства, и дежурно-техническая часть. Рабочий день отдела обследования печати должен был начинаться не позднее 7 часов утра. Численный состав сотрудников определялся количеством столичных газет и «количеством времени для этого».

Рано утром отдел предоставлял вырезки из столичных газет пред­седателю Совета министров, министру внутренних дел и начальни­ку Главного управления по делам печати. В 10 часов утра сведения, почерпнутые из печати, доставлялись в виде систематизированных вырезок и комментариев к ним. В 12 часов дня эти сведения с опре­деленными дополнениями доставлялись всем министрам и глав­ноуправляющим, их заместителям, директорам департаментов и начальникам управлений.

Сотрудники отдела с раннего утра просматривали и анализиро­вали ведущие столичные общественно-политические газеты: «Но­вое время», «Речь», «День», «Русская молва», «Современное слово», «Гражданин», «Русское слово», «Утро России», «Земщина» - всего 50 столичных и 137 провинциальных газет, причем последние под­разделялись на издания первого и второго значения. Целью этого «обследования» было выявление основных тенденций в газетной политике по отношению к органам государственной власти. Естественно, в первую очередь чиновников Бюро интересовали так на­зываемые нападки на правительственные структуры и трактовка их деятельности (Кельнер, 2011: 239-243).

Официальная инструкция определяла задачи отдела. Он действо­вал для составления докладов правительству; информирования ве­домств; извлечения материалов, подлежащих обследованию отде­лом, обслуживающим ведомства; для учета значения и влияния самой печати - составления характеристики ее групп (политиче­ских и порайонно) и каждой газет (Летенков, 1973: 80-88).

Число обследуемых газет со временем предполагалось довести до трехсот. Судя по документам, работа строилась следующим образом. Сотрудники просматривали поступавшие газеты и делали на них соответствующие записи. Это была целая система из 25 знаков. Например, в печатном органе партии конституционных демо­кратов - основной оппозиционной силы по отношению к власти - газете «Речь» за 17 января 1913 г. сделано 105 пометок, из них 87 по ведомствам и 18 обзорно-докладных (Амбросьев, 2011: 34).

Второй отдел, обслуживающий ведомства, отвечал за составление архива вырезок из периодической печати. Архив делился на две части - официальную, в которую помещались материалы, касаю­щиеся деятельности органов власти и управления, и неофициальную, в которую шли сведения, которые и в будущем могли представлять общественно-политический интерес. Направление материалов в офи­циальную часть архива было в компетенции заведующего Осведо­мительным бюро, а в неофициальную часть они попадали по распоряжению секретаря этого подразделения МВД.

В обязанности дежурно-технической части входили прием за­просов и выдача справок, регистратура, переписка, изготовление вырезок, печатание обзоров и бюллетеней. Сотрудники Бюро снаб­жались «надлежащими удостоверениям» за подписью заведующего Бюро. Осведомительное бюро также снабжало правительственные учреждения вырезками из газет по подписке на заявленные ими темы. Два раза в сутки выпускались специальные бюллетени для информирования редакций периодических изданий о правитель­ственных мероприятиях и о желаемом освещении различных об­щественно-политических событий, которые рассылались по под­писке (Гринченко, Патрушева, 2008: 203).

В 1914 г. количество ведомств, числящихся подписчиками на получение бюллетеней Осведомительного бюро, составляло 71. Наи­более авторитетными из них были Государственный Совет, Канцеля­рия Совета Министров, Канцелярия управляющего делами намест­ника его величества на Кавказе, Алексеевский Главный комитет, Особый Комитет по усилению флота, Утренняя, дневная и ночная Комиссии Государственной Думы, Комитет по празднованию 300-летия благополучного царствования Дома Романовых, Соб­ственная Его Императорского Величества Канцелярия, 1-й и 2-й Де­партаменты Министерства иностранных дел и многие другие.

Осведомительное Бюро обслуживало также и высокопоставлен­ных должностных лиц. Два раза в сутки (в 8 часов утра и в 12 ночи) рассылались бюллетени для председателя Совета министров, на­чальника Главного управления по делам печати, членов Совета министров и других. Один раз в сутки бюллетени доставлялись специально для министра Императорского двора, министра фи­нансов, министра иностранных дел, обер-прокурора Святейшего синода, управляющего делами Совета министров и многих других. В час ночи выпускался ночной бюллетень. Помимо этого, на случай экстренного выпуска один из сотрудников дежурил до трех часов ночи (Летенков, 1982: 154-157).

Подобные же бюллетени печатались и распространялись в ре­дакциях газет и журналов по подписке за плату в 30 руб. в месяц для малотиражных и в 50 руб. - для многотиражных газет. Данные бюллетени состояли из двух частей: в первой части содержалась информация, которую Бюро официально рекомендовало редакциям для публикации, а вторая включала опровержения и уточнение информации, уже прошедшей в печати.

Надо отметить, что, независимо от политической и жанровой направленности, большинство крупных центральных и регио­нальных органов печати были подписчиками этих бюллетеней. Кроме того, бюллетени рассылались всем губернаторам, а через них передавались начавшим в то время возникать в разных горо­дах при содействии правительства правым органам печати или по крайней мере печатались в «Губернских новостях» 9 . Таким обра­зом, Осведомительное бюро Главного управления по делам печати МВД становилось важным инструментом в «информационной борьбе», которую вело правительство с оппозиционными настрое­ниями в обществе и леволиберальной печатью в условиях отсут­ствия предварительной цензуры.

Довольно интересным и в целом малоизученным аспектом дея­тельности изучаемой нами институции является размещение в «Правительственном Вестнике» опровержений о тех или иных со­общениях, публикуемых в газетах, которые не соответствовали действительности. С 1907 г. в вечернем выпуске этой газеты Бюро публиковало сообщения, которые обобщались в следующие рубрики: разъяснения Правительствующего Сената, административные известия, армия и флот, церковь и духовенство, торговля и промыш­ленность, пути сообщения, судебные известия, продовольственное дело, финансы и кредиты, переселенческое дело, сельское хозяй­ство, тюремное дело, учебное дело, разные известия. Анализ этих опровержений может стать прекрасным фактическим материалом для антологии слухов о деятельности официальных властей Рос­сии в начале ХХ в.

Осведомительное Бюро конкурировало с другими организаци­ями, также призванными снабжать информацией массовую периодическую печать: Санкт-Петербургским телеграфным агентством, Бюро русских журналистов, Санкт-Петербургским литературно­информационным бюро Э. Петцгольда, рядом ведомственных уч­реждений. которые также выпускали ежедневные бюллетени о правительственной деятельности. Априори, в силу своей близо­сти к властным структурам, Осведомительному бюро придавался некий главенствующий характер в этой, складывающейся системе русских новостных агентств. И действительно, часто именно мате­риалы Осведомительного бюро служили источниками для новост­ных бюллетеней перечисленных организаций. Правда, с течением времени ряд функций информационно-аналитического освеще­ния деятельности правительства передавались «конкурирующим» организациям. Так, издание отчетов о заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы, возложенное изначально на Ос­ведомительное бюро, с 1 января 1913 г. было передано Санкт-Пе­тербургскому телеграфному агентству.

За время своего существования Осведомительное бюро не раз изменяло свою структуру, подстраиваясь под запросы времени. Но, конечно, наиболее кардинальные изменения произошли в связи со вступлением России в Первую мировую войну. На следующий день после начала войны было обнародовано «Временное положе­ние о военной цензуре», заранее разработанное Генеральным штабом для условий военного времени. Оно действовало в обязательном порядке в местах боевых действий, районах, объявленных на воен­ном положении, а также по решению военных властей могло про­извольно вводиться и в других местностях. Там, где вводилась во­енная цензура, создавались военно-цензурные комиссии. При штабах фронта появились должности военных цензоров. Эти цен­зоры числились в военном ведомстве, которое по очевидным при­чинам не хотело делиться своими полномочиями с Министерством внутренних дел. Специальный цензор был назначен и в Ставке Верховного командования. Его главная задача была обеспечить связь высшего командования с прессой. Требования руководства МВД, отвечавшего за внутреннюю политику, в том числе за прове­дение мобилизации, также изменились и возросли. В этих условиях должна была измениться роль Осведомительного бюро при Глав­ном управлении по делам печати МВД (Жирков, 2001: 219-220).

15 сентября 1914 г. за подписью заведующего Осведомительного бюро появился приказ, регулирующий свершившиеся изменения. Важным и характерным замечанием в этом приказе было то, что «центр тяжести обзора печати, в том числе провинциальной, дол­жен был быть перенесен на часть политическую за счет деловой» (Летенков, 1982: 245). Это, очевидно, означало, что в условиях патриотического подъема, охватившего страну в первые недели войны, возникла иллюзия наконец-то достигнутого «единения власти и народа». Оппозиция в Государственной Думе, за исклю­чением фракции социал-демократов, в прессе перестала критико­вать власть. Тем не менее правительство нуждалось в том, чтобы постоянно обследовать общественные настроения. Приказ предла­гал немедленно «ввести систему тщательного чтения (а отнюдь не просмотра, как это предписывали документы мирного времени. - Д.Г.) местных газет, под непрерывным наблюдением заведующего отделом».

На совещании в МВД 8 октября 1914 г. в присутствии предста­вителей почти всех министерств был установлен следующий поря­док информирования прессы Осведомительным бюро: «во-пер­вых, путем бесплатных официальных бюллетеней и, во-вторых, путем тоже бесплатного инспирирования (аккредитации. - Д.Г.) отдельных представителей печати в стенах Осведомительного бюро» (Полянская, 1935: 603). В 1915 г. Осведомительное бюро было преобразовано в Бюро печати. Составление обзоров печати и обслуживание ведомств вырезками остались его обязанностью на прежних основаниях, информирование же прессы стало происхо­дить не только посредством бюллетеней, но и путем непосредствен­ного сообщения сведений представителям газет. По сути именно тогда в практике российской журналистики появились пресс-кон­ференции в современном понимании этого слова.

Заключение

Важно отметить, что учреждения, подобные Осведомительному бюро, существовали не только в России. Подобные же учреждения в силу схожих обстоятельств возникали и в других европейских странах. Как справедливо отмечает А.В. Амбросьев, «в Германии, к примеру, существовало Особое правительственное бюро, кото­рое информировало печать по различным общественно-политиче­ским вопросам. На его содержание тратились немалые деньги, очевидно, роль этого подразделения была высока. В его состав входили представители всех министерств» (Амбросьев, 2011: 37).

В целом можно сказать, что создание и функционирование Ос­ведомительного бюро при Главном управлении печати при МВД Российской империи было вполне закономерным и логичным ша­гом в развитии русской цензурной системы в сторону более гибкого и всеобъемлющего информационного обеспечения правительствен­ной политики, диктуемого трансформацией русского самодержа­вия к внешним формам буржуазной монархии. И в этом смысле деятельность Осведомительного бюро в какой-то мере заложила основы современной практики взаимодействия правительства и средств массовой информации. Вступление России в Первую ми­ровую войну внесло свои очевидные коррективы в этот процесс, но его не прервало.

Однако после Февральской революции 1917 г., провозгласившей независимость и свободу печати, Главное управление по делам пе­чати Министерства внутренних дел было ликвидировано, а вместе с ним и Бюро печати. Как известно, потребность возрождения цензуры довольно быстро была осознана уже советской властью после Октябрьской революции, отказавшись в силу идео­логических и политических причин от использования опыта и ка­дров прежней царской Цензуры, ее наследники существенно архаи­зировали новые цензурные практики. Как известно, 6 июня 1922 г. одним из первых декретов утвердившейся Советской власти было учреждение Главлита - государственного органа, который, по сути, восстанавливал традиции предварительного контроля над россий­ской периодической печатью в гораздо более традиционалистских, репрессивных формах, нежели это делалось в Российской империи в начале ХХ в.

Примечания

1 РГИА. Ф. 776. Оп. 4. Д. 195. Л. 89-91.

2 РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1441 об.

3 Подробнее об этих проектах см.: (Патрушева, 2011: 147-151).

4 См. об этом: (Перегудова, 2000: 78-83).

5 Там же. С. 54.

6 Цит. по: (Амбросьев, 2011: 32).

7 Там же. С. 33.

8 РГИА. Ф. 776. Оп. 34. Д. 18. Л. 19.

9 См.: БельгардА.В. Воспоминания. М., 2009. С. 299.

Библиография

Амбросьев А.В. Осведомительное бюро при главном управлении по де­лам печати МВД Российской империи: структура и организация деятель­ности // История государства и права. 2011. № 17.

Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009.

Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808-1917) // Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сборник научных трудов. Вып. 14. СПб., 2008.

Жирков Г. История цензуры в России XIX-XX века. М., 2001.

Кельнер В.Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати: 1906-1917 гг. // Цензура в России: история и современность: Сборник научных трудов. Вып. 5. СПб., 2011.

Летенков Э.В. К истории правительственных информационных центров в России // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. «История, язык, литература». 1973. Вып. 4. № 20.

Летенков Э.В. Печать и капитализм в России конца XIX - начала ХХ в.: экономические и социальные аспекты капитализации печати: Дисс. . докт. ист. наук. Л., 1982.

Патрушева Н.Г. Главное управление по делам печати (1865-1917) и проекты его реформирования // Исторические, философские, политиче­ские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 8 (14). Ч. 3.

Перегудова З.В. Политический сыск России 1880-1917. М., 2000.

Полянская Л.И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: Обзор // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22-24.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: