Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Урок литературного чтения по теме

"Богатыри земли русской".

Задачи урока:

1. Обучающие:

    Обеспечить усвоение представления о понятии “богатырь”

    Совершенствовать навыки выразительного чтения

    Продолжить знакомство с понятиями “богатырская сказка”, “былина”, “пословица”,

    Выявить признаки былины, богатырской сказки

    Продолжить формирование умения находить в тексте “ключевые” слова

    Начать формирование умения анализировать произведения художников

    Проконтролировать уровень усвоения понятия “богатырь”

2. Воспитывающие:

    Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми

    Воспитание нравственных качеств, как товарищество, взаимовыручка

    Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

3. Развивающие:

    Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, музыка, физкультура)

    Организовать на уроке самостоятельную работу с текстом

    Развивать речь детей

Ход урока

1. Организация детей.

(Звучит музыка)

Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятал ворон в этой пословице.

(На доске написана пословица “ Славна богатырями земля русская”).

2. Формирование темы урока.

Посмотрите на пословицу и определите, о ком говорится в ней? богатырях)

Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь.

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильны, могучи,
Богатыри на славной Руси.

3. Открытие новых знаний.

А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (слайд -2)

Сколько дорог, мы, видим? (Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться.
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри?
(Ответы детей)
Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. (слайд-3)

А) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек

Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.

Кто?
человек

Какой?
сильный и т. д .

Что делает?
защищает Родину

выполните задание: Зачеркните лишнее слово

Силач, лентяй , воин, защитник, глупец , витязь

А кто знает значение слова – витязь?
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой. (слайд-4)

Б)– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)(слайд 5-7)

В) Рассказ учителя. (слайд-8)

Да, ребятушки, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

Слушая сейчас былину, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах.

4. Работа с текстом. (слайд- 10-11)

А сейчас мы с вами прочтём былину «Илья Муромец и Святогор».

Во время чтения, выделяйте непонятные слова. (чтение отрывка из былины)

Какие слова при чтении были непонятны? (Разбор непонятных слов).
– Работа с текстом.

Чем же отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.)

5. Физкультминутка. (слайд-12)

Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Пословицы о смелости и отваге (слайд-13)

6. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”. (слайд-14)

Отдохнули мы на славу. Пора отправляться по другой дорожке, по дороге “живописи”.
– Посмотрите на эту картину. Кто знает, как она называется, кто ее написал и в музее, какого города она находится? (
Варианты ответов детей)
– Более точно подготовила сообщение (Юлиана)
– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.
– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (
Шлем, кольчуга),(меч, копье, булава, лук со стрелами в колчане)

Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Вот мы и посмотрим, как все это выглядело.

7.Работа в группах.

1 группа-рисует богатыря;

2 группа- доспехи и оружие;

3 группа-женскую одежду на Руси;

4 группа-обложку к былине «Илья Муромец и Святогор».

Итог по группам.

8. Итог урока

Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
– А вы можете стать богатырями?
– Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены?
(Нет)
– А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!

Давайте прочитаем завет богатырей к нам, своим потомкам.(слайд-15)

9. Домашнее задание.

Татьяна Зорина
Презентация «Богатыри земли Русской»

На утреннем круге перед праздником 23 февраля у мальчишек возник спор кто из них больше похож на богатыря и вообще кто такой богатырь . Предложила детям познакомиться с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри » ;

Нашла в интернете и прочла детям отрывки о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» . Посмотрели мультфильмы : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях » , «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне» . Приготовила презентацию .

Надеюсь наш опыт кому-нибудь пригодится.

«Богатыри земли Русской »

Задачи :

Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях - защитниках земли русской ;

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица, названия оружия русского воина ;

Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России , уважение к русским воинам , желание им подражать;

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей , использовать в речи синонимы;

Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

Словарная работа :Русь, русичи, славяне, богатыри , былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица) ; оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава) ; застава.

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Музыкальное развлечение в средней группе Богатыри земли русской. Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств, к Родине, к культурному наследию предков. Задачи: * Закрепление.

Конспект занятия «Богатыри земли русской» Тема «Богатыри земли русской» (путешествие в страну знаний) Задачи: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней.

Ежегодно в нашем детском саду проходят выставки посвящённые Дню защитников Отечества. На этот раз я решила подойти к ней неординарно.

«Богатыри земли русской» (театрализованное представление по мотивам былин) Цель: Познакомить детей с русским эпосом. Донести до детей дух.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из важных задач нашего детсада. Чувство любви к Родине не возникает само по.

Конспект развлечения в старшей группе «Богатыри земли русской!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Конспект развлечения в старшей группе «Ббогатыри.

Открытое занятие в старшей группе «Богатыри земли русской» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Детский сад №2 «Светлячок» села Бада. Открытое занятие в старшей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни совсем, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в древней Руси и завоевавшие такой почёт, что люди стали слагать о них легенды. В центре древнерусских сказаний находятся, конечно, герои – богатыри. Само слово богатырь трактуется как полубог или наделенный силой бога.

3 слайд

Описание слайда:

Богатыри играли большую роль в жизни народа - они несли психологический подтекст о непобедимости Руси, о том, что есть среди нас такие люди, которые всегда защитят свой народ и от печенега и от соловья разбойника, и от любой напасти, свалившейся на головы славян. Первый, кто вспоминается каждому при упоминании слова “богатырь“ – это, конечно, Илья Муромец. Этот герой вобрал в себя черты, часто приписываемые мифологическим героям – это чудодейственное приобретение силы.

4 слайд

Описание слайда:

Самой главной эпопеей из жизни Ильи является битва с соловьём-разбойником. Споры о том кем же был соловей не проходят и до сих пор: кто-то говорит, что это вымышленный герой, кто-то, что это один из воинов татаро-монгольского ига, другие, что это разбойник, который жил в самом Муроме и разорял купцов, которые правили свой путь через дремучие Муромские леса. С какого-то времени Илья начинает служить в Киеве, неоднократно спасая его от орды и других напастей, совершая невероятные по своей отваге подвиги.

5 слайд

Описание слайда:

Добрыня Никитич был богатырём, жившим в одно время с Ильёй Муромцем. Сам Добрыня был выходцем из Рязани, но, также как и предыдущий герой, служил тогдашней столице – Киеву. Судьба этого русского героя начинается с победы над Змеем Горынычем. По поручению князя он едет на жестокий бой со змеем, по пути его одолевают маленькие змеёныши, но Добрыня выполняет приказ Владимира и вызволяет из драконьих пещер заключенных князей и девиц. В древней Руси, при Киеве, он выполняет многие поручения и предстаёт перед нами храбрым, мудрым воином, к тому же он является правой рукой Ильи Муромца.

6 слайд

Описание слайда:

Алёша Попович, судя по былинам, был из славного города Ростова. Алёша находит в чистом поле камень, на котором указаны три дороги: на Муром, в Чернигов и в Киев, Алёша Попович появляется в княжеском Киеве, при князе Владимире. Самым известным и, наверное, центральным местом его биографии – это поединок с Тугарином. Тугарин, следуя из сказаний, является вымышленным персонажем, поэтому его иногда наделяют прозвищем Змеевич и представляют как чудовище. Тугарин – это чужеземный захватчик, которого несут слуги на золотой доске, и который проглатывает белого лебедя целиком. Алёша Попович всегда представляется молодым, храбрым и безрассудным воином.

7 слайд

Описание слайда:

Святогор – один из самых загадочных персонажей русского эпоса. Это великан, имеющий огромную силу, такую, что даже великие богатыри не осмеливаются с ним сражаться. Святогор не участвует ни в каких битвах, так же за ним не замечено никаких подвигов. Он служит для того, что бы поражать своей колоссальной силой и мудростью. В Святогоре кроется глубокий философский смысл древних славян, почитание святого богатыря, который просто существует

8 слайд

Описание слайда:

Микула Селянович не стоял рядом с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем в одних рядах киевских богатырей, но всё же являлся им. Микула Селянович – это гордость русского народа. Богатырь-пахарь воплощает русский дух, говорит о том, что обыкновенный русский земледелец даст фору любому из киевских богатырей.

9 слайд

Описание слайда:

Волх Всеславьевич вошёл в русский эпос как фантастический персонаж. Изначально Волх рождён от фантастического змея, он необыкновенно быстро рос и уже через полтора часа после рождения на него надевали булатные латы. Волх Всеслаьевич быстро овладевал различными науками и волшебством. Волх считался колдуном, он был языческим жрецом и, конечно, воином. Он является героем знаменитого “Слова о полку Игореве”. Он ходит с войной в Индию и одерживает победу с помощью своих колдовских способностей, он оборачивается то волком, то горностаем. Несмотря на свою известность Волх Всеславьевич не исторический персонаж.

10 слайд

Описание слайда:

А вот, в отличие от Волха, исследователи считают, что Дунай Иванович является исторически-реальным. История Дуная начинается с поединка, который он проводит с Добрыней Никитичем. Их разнимает Илья Муромец и, следуя былинам, все трое братаются. Дунай входит в состав Киевского богатырства. Затем он ищет невесту князю Владимиру и в результате битвы с Литовским князем похищает его дочь Апраксию, которую и везёт, как невесту, князю. Интересна история Дуная и богатырши Настасьи, которая придерживалась принципов: кто её победит, тот и станет её суженым. Конечно, Дунай побеждает Настасью. Потом уже, на собственной свадьбе, в результате безумного спора Дунай стреляет из лука в кольцо, которое стоит на голове у жены, промахивается и убивает суженую, не вынеся горя Дунай Иванович убивает самого себя.

11 слайд

Описание слайда:

Василий Буслаев – богатырь из Новгорода. Он бунтарь, пьяница. Богатырская сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не как славные воины, которые направили свою силу на правое дело. Васька ведёт разгульную жизнь, набирает себе дружину из тех, кто мог выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и чудовищами, его друзья пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту. Там, где Васька всегда потеха и трагедия. Погибает он на обратной дороге после паломничества в Иерусалим из-за безрассудного характера: убился о камень, который надписью предупреждал, что через него нельзя скакать.

Русские

богатыри


Откуда пошли богатыри?

  • Сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. Современная «наука о богатырях» делит их на две группы: " старшие" и "младшие ". " Старшие " – старше, древнее, являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них.
  • Так называемые " младшие богатыри " имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира. В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место .


«Старшие» богатыри

  • Святогор. Богатырь-Гора Ужасный великан, богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии.

Раскопки кургана "Гульбище" (возле города Чернигова) показали, что на Руси был какой-то великан-богатырь, которого пытаются отождествить со Святогором. Значит, можно считать, что он реально существовал.



«Младшие» богатыри Илья Муромец

  • Илья Муромец. Богатырь и человек. Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа.


Илья Муромец канонизирован

(причислен к святым)русской православной церковью, это главный русский богатырь.


ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь.



Алёша Попович

Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а поэтому и набор качеств у него не столь геройский. Его отрицательные черты: хитрость, эгоизм, жадность. С одной стороны, он отличается смелостью, но с другой - горделив, бранчив, задорен и груб. Главная черта –хвастовство.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: