СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ по мотивам унс
«КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА»
Звучит музыка (рнп «Ах, вы сени, мои сени»)
Вед. В одной деревушке старушка жила,
Её Говорухой родня прозвала.
Могла говорить она день без умолку,
В хозяйстве от этого не было толку.
То долго проспит Говоруха, то долго зевает,
То ищет вдруг что-то, то что-то теряет.
При этом она постоянно бормочет,
Ворчит и бубнит. Не понять: чего хочет?
Пока Говоруха ворчит там и тут,
Коза и козлята голодные ждут.
Пока про них вспомнят, горюет Коза,
Козлятки грустят, опускают глаза.
Им хочется плакать, им хочется есть,
Скакать по лужайке, на травку присесть.
И вот, натерпевшись, сказала Коза:
Коза: - Козлятки, детишки, не прячьте глаза!
Скажу по секрету вам, дочка, сынок:
Мы здесь доживаем последний денек.
Как только откроет хозяйка сарай,
Сюда не вернемся, малыш, так и знай.
Вед. Пришла Говоруха, открыла сарай:
Говоруха: - Коза, где ты там? Ну, иди погуляй!
Вед. Коза и козлятки на волю попали.
Здесь было для них всё, чего ни желали:
Душистая травка, зеленый лужок,
Ручей говорливый, шалун-ветерок.
Пришла к концу дня Говоруха к сараю.
Говоруха: Ой, где жеж козлятушки, где жеж, не знаю?
Ай-яй, ай-я-я-яй, ой-ёй, ой-ё-ёй!
Пойду-ка прилягу скорее домой.
(Звучит фонограмма звуков леса).
Вед. В лесу у ручья Коза ночь ночевала,
Козлятам луна сладкий сон навевала.
А утро пронзили всех птиц голоса,
И радостной, свежей проснулась Коза.
Коза: - Вы, ребятки, умывайтесь,
Чистенькими быть старайтесь!
Козленок: - Скажи-ка нам, мама: где жить теперь станем?
Коза: - Мы сами построим избу, не устанем.
Вот только местечко для дома найдем.
Пойдемте поищем, по лесу пройдем.
(Звучит музыка - «Как пошли наши подружки». Пока Коза и козлята обходят вокруг деревьев, на первом плане появляется яблонька).
Вед. Вот яблонька дикая, кров неплохой.
Коза: - Мне можно построить избу под тобой?
Яблоня: Ах, что ты, Коза, на мне яблочки в ряд,
Созреют, посыплются прямо в козлят.
Козляток твоих ушибут, напугают.
Коза: - Жаль, яблонька. Детки, пойдемте гулять,
В лесу будем новое место искать.
(Музыка)
Вед. Вот дуб на поляне, могуч и силен.
А что, интересно, Козе скажет он?
Коза: - Скажи, великан, ты могучий, большой,
Дуб: - Ах, что ты, Коза, к желудям присмотрись:
Созреют - посыплются желуди вниз,
Козляток твоих ушибут, испугают.
Для дома получше места выбирают.
(Музыка)
Вед. Вот ель стоит пышная, шишки - игрушки,
Резвятся бельчата на самой макушке.
Коза: - Скажи мне, красавица с кроной большой:
Могу я построить избу под тобой?
Ель: - Ах, что ты, Коза! Видишь: шишки блестят,
Созреют - посыплются прямо в козлят.
Ребяток твоих ушибут, испугают.
Для дома получше места выбирают.
Коза: - Спасибо тебе за твой добрый совет.
Пойдемте, козлятки, здесь места нам нет.
(Музыка)
Вед. А вот и осинка растет молодая,
Такая вся хрупкая, фея лесная.
Коза: - Ответь мне, осинка, качая листвой:
Могу я построить избу под тобой?
Осинка: - Ах, что ты, Коза! Я дрожу на ветру
И в холод, и в дождь, даже летом в жару.
Листочки мои постоянно шумят,
А раз шелестят - напугают козлят.
Зачем строить дом, где вас кто-то пугает?
От страха козлятушки не засыпают.
Ищи, чтобы было местечко надежно,
Чтоб не было в вашей избушке тревожно.
Коза: - Спасибо, осинка, за добрый совет.
Пойдемте, козлятки. И здесь места нет.
(Музыка)
Вед. А вот куст-шиповник, красавец какой,
Тенистый, пушистый, совсем молодой.
Коза: - Ответь мне, шиповник, качая листвой:
Мне можно построить избу под тобой?
Шиповник: - Ах, что ты, Коза! На шипы погляди!
Скорее козлят от меня уводи:
Колючки торчат средь шипов там и тут,
Игривым козляткам их шкурки порвут.
Козляток поранят и перепугают.
Для дома получше места выбирают.
Коза: - Спасибо, шиповник, за добрый совет.
Пойдемте, козлятки, здесь места нам нет.
(Музыка)
Вед. А вот на поляне березка растет,
Качает ветвями, как будто зовет.
Коза: - Ответь мне, береза, качая листвой:
Могу я построить избу под тобой?
Береза: Конечно, Коза, строй избушку свою!
Укрою вас в холод, и в дождь, и в жару.
Да лучшего места вокруг не сыскать:
Здесь можно резвиться, по травке скакать.
Я буду от ветра вас всех защищать,
А ночью вам песенки-сны напевать.
Коза: - Спасибо, березка, ты - верный наш друг!
Теперь за дела. Молоточек, тук-тук!
Вед. Козлятки носили бревно за бревном,
По бревнам стучала Коза молотком.
И вот - новый дом! Будто был всегда тут.
Коза и козлятки в нем мирно живут.
(Музыка - рнп «Как у наших у ворот», общий танец).
Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»
Цели занятия
Воспитательные - продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.
Развивающие - развивать слуховую и зрительную память детей.
Оснащение:
вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;
фланелеграф;
изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);
изображения деревьев (см. рис. 39);
шапочка козы;
индивидуальные зеркала для каждого ребенка;
большое зеркало;
картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41
);
карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;
цветные карандаши.
■
Ход занятия
Организационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)
^ Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.
Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.
Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.
Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.
^ Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.
^ Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху - сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.
Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу - вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].
Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка - на губах улыбочка, глаза веселые.
Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.
^ 5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке
деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) - провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.
Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.
Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву - соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.
Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.
^ Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.
Подведение итогов занятия.
ЗАНЯТИЕ 3
^ Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»
Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.
^ Цели занятия
Воспитательные - продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие - продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.
Оснащение:
поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);
«Чудесный мешочек»;
карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);
мнемокарта (см. рис. 43).
Ход занятия
^ 1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:
Встанем дружно мы в кружок,
Встанем мы тихонько.
Ждем, кто в гости к нам придет,
Кто подарки принесет?
Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.
^ 2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).
Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка... Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.
Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.
Крутись, вертись,
На место ложись.
Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем - вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.
Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.
^ 3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4 2) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.
Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона - елка, береза, дуб; вторая сторона - береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).
Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина - яблоня, шиповник).
^ 4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).
Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.
Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.
^ 5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.
Рис. 40.
Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Пошла коза к ёлке:
— Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает ёлка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени жёлуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками, всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим козляткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.
Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь?
Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
Как коза избушку построила
Русская народная сказка Пересказ М. Булатова
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами.
Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает.
Только к обеду подымется, поест, попьёт и давай говорить. Говорит,
говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы
попить, ни побегать...
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали.
Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
- Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками
избушку построить?
Не строй подо мною избушку,-отвечает яблонька.- Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь!
- Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
Не строй подо мною избушку,-отвечает ёлка.- Шишки с меня упадут -твоих козляток ушибут. Найди место по лучше!
Не строй подо мною избушку,-отвечает дуб.- По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
Мои листики днём и ночью шумят - твоим козляткам спать не дадут.
Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятками дальше.
Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
Обрадовалась коза. Построила избушку и стала жить в ней со своими козлятками.
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымится, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали.
Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени жёлуди с меня упадут — твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.