Роспись тканей считается довольно популярным видом искусства - ею можно заниматься как самостоятельно, так и вместе с ребенком. Весьма увлекательным является процесс изготовления узелкового батика, техника выполнения которого весьма проста. Мастер-класс для начинающих поможет новичкам овладеть азами это ремесла.
Узелковая техника батика считается одним из самых простых видов росписи ткани, который отлично подойдет для новичков. Не нужно заранее подготавливать эскизы. Главное - это желание, ткань, краситель, а также дополнительные элементы: различные веревочки, камушки, пуговицы и тому подобное.
Способы складывания узелкового батика подразумевают последовательное совмещение и связывание ткани. После этого наносится специальный краситель. На некоторые узлы он не будет попадать, в связи с чем образуются красивые узоры.
Изготовление батика по схеме позволяет понять, каким образом различные красители смешиваются друг с другом, как взаимодействуют с различными материалами. Эти знания пригодятся в более сложных видах росписи.
На первый раз можно взять какую-нибудь ненужную майку или футболку и потренироваться на ней.
Чаще всего используются анилиновые краски , которые подходят к большинству видов тканей, используемых при изготовлении батиков. Краситель можно приобрести в специализированном магазине. Рекомендуется уточнять у продавца о том, какая краска подойдет к тому или иному виду материала.
Некоторые умелые художники совмещают техники узелкового и холодного батика. Первым делом они окрашивают фон с помощью узлов и перевязок, после чего наносят необходимые узоры на уже готовый фон. Такие изделия выглядят красиво и оригинально.
Первым делом необходимо подготовить все необходимые материалы. Для работы потребуются:
Весь процесс выполнения узелкового батика можно разделить на семь этапов:
Остается лишь высушить изделие и тщательно прогладить. На этом процесс изготовления узелкового батика своими руками можно считать завершенным.
При желании можно изготовить открытку «Букет цветов». Ее можно подарить кому-нибудь или украсит ею интерьер. Для выполнения понадобятся следующие материалы:
Размер ткани подбирается на усмотрение рукодельницы.
С помощью специального маркера для ткани нужно пометить места, в которых будут располагаться цветы. В этих местах нужно вытянуть ткань с помощью пальцев и закрепить ниткой. Завязывать ничего не нужно.
Отрезается еще одна нить и заматывается немного ниже. Так получается первый узел. Эту процедуру нужно проделать со всеми цветами.
Теперь ткань помещается на полиэтилен. Каждый краситель предназначается для разной части рисунка: верхней, центральной и нижней. После этого нужно окрасить сами узлы.
На следующем этапе можно развязать узлы и развернуть весь материал. С помощью кисточки нужно дорисовать цветам стебельки и листочки.
Фон можно докрасить по своему вкусу и усмотрению.
С помощью фена ткань тщательно просушивается, после чего проглаживается утюгом. Обрезаются уголки ткани. На этом работу можно считать завершенной. При желании можно приклеить картон в подходящих местах, а также разместить изделие под прессом, чтобы узоры сохранили свою форму.
Узелковый батик по праву можно считать самым легким видом росписи тканей. Здесь не нужно иметь выдающихся талантов или предварительно подготавливать эскизы, даже запасной состав не нужен, лишь ткань, краситель и разные шнурки, веревки, камушки, пуговицы и прочая мелочь, при помощи которой можно сделать узоры на материале.
О популярности техники батик говорит то, что ее начинают изучать еще в детском саду. И в школе программа предмета Технология за 5 класс подразумевает изучение этой техники. Делать картинки в технике батик увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Картинки с примерами готовых работ вы можете посмотреть в нашей галерее, а в статье вас ожидают поэтапные схемы изготовления и много другой полезной информации.
Сегодня мы создадим узелковый батик по нашему мастер-классу.
Метод создания этой техники заключается в последовательном складывании или завязывании материала с последующим нанесением красителя, при этом в некоторые места связанные узлами краситель не попадает и создаст интересные и красивые узоры, а также переливы цветов.
Узелковый батик прекрасно подходит для начинающих мастериц , которые только взялись осваивать этот вид техники, при помощи батика можно наглядно увидеть и осознать, каким способом смешиваются краски между собой, как ведут себя на разных материалах, чтобы потом использовать эти знания в более сложных разновидностях росписи.
К тому же, не надо покупать дорогие материалы, инструменты, красители или другие атрибуты для росписи материала – для первого раза можно начать изготовление замысловатого узора на майке или окрасить шарфик. Способы складывания материала в узелковом батике могут быть самыми разными – можно просто завязать пару узелков, можно перевязать часть материала шнурками, или сложить в технике оригами.
С узелковым батиком довольно приятно экспериментировать, каждый раз получается что-то необычное и красивое .
В этой технике применяются анилиновые краски для определенных видов тканей, которые можно приобрести в специальном магазине. Если у вас иная ткань, то и краски выбирайте подходящие, иначе результат работы может быть не таким, как вам хочется.
Многие художники в своих шедеврах совмещают узелковый и холодный батик , окрашивая вначале фон при помощи узлов и перевязок, а потом уже наносят какие-либо рисунки на готовый фон или с помощью узлов получают нужные им рисунки, а затем доделывают и остальные детали. Получается очень мило и оригинально.
Для полного ознакомления с техникой узелкового батика, представим вашим глазам мастер-класс по окрашиванию простой светлой бязи (можно выбрать любой другой хлопковый материал, главное, чтобы ткань была светлого цвета)
Какие материалы и инструменты, потребуются для работы:
Приготовим раствор соды в теплой воде в соотношении 1,4 стакана соды на литр водички, тщательно размешиваем все до полного растворения соды. На подготовленном куске материала чертим три геометрические линии.
По размеченным линиям проложим разные стежки (нужно завязать узлы на конце нитки, чтобы строчка не распускалась)
Все прошитые строчки медленно стянем до предела и закрепим узлами, чтобы материал не распустился, должна получиться определенная картина.
Полученный узел погрузим на 30 минут в заранее созданный раствор кальцинированной соды.
Через полчаса вытащим узел из раствора, отожмем лишние жидкости и разложим материал на полиэтилене.
Польем наш материал красителем темного цвета с помощью шприца, потом поместим материал в полиэтиленовый пакет и оставим прокрашиваться где-то на сутки.
Когда материал полностью окрасится, прополощем его вначале в холодной, затем в теплой водичке, далее, медленно распустим строчки и простираем ткань в теплой водичке с простым мылом. После высыхания материала, разгладим все утюгом. Работа закончена.
Открытка «Букет цветов» мастер-класс и схема
Какие материалы нам потребуются для работы :
Пошаговый способ выполнения открытки :
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Методическая разработка «Узелковый батик» (комплект занятий 4 часа) г. Янаул: Татьяна Ефимовна Бигильдина 2015 |
Тема: «Узелковый батик». (4ч.).
Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».
Познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.
Научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;
Развивающие:
Развитие художественного вкуса;
Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.
Обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.
Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.
Занятие 1 (2ч)
Тема занятия: « Узелковый батик «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»
Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.
Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.
Задачи занятия : расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.
Зрительный ряд:
1.Презентация:
2.Репродукции наскальных рисунков;
3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.
Материалы:
1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;
2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;
3. Кисти беличьи № 3-4.
4. Баночки с водой;
5. Нитки шёлковые;
6. Фен;
7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;
8. Простой карандаш;
9. Рамки для батика, формат А-3;
10. Кнопки канцелярские;
11. Резервирующий состав чёрного цвета;
12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.
План занятия:
2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.
3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.
4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.
5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.
6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.
1.Приветствие:
Это очень лёгкий метод!
Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!
День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий
И получится ажур.
О чём это стихотворение? (о батике) О каком?
Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.
2. Теоретическая часть (слайды 1-7)
Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.
Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.
Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.
После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают
В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка
Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.
Скажите, как можно использовать узелковую роспись?
(для росписи одежды, драпировок и занавесов)
А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.
3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)
(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Сели, встали. Сели встали.
И на месте побежали.
(Во время перемены педагог сушит работы феном).
4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах
Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.
Техника безопасности:
Не берите ножницы в руки без надобности;
Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;
Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей или к себе;
Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;
После окончания работы нужно положить ножницы на стол;
После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем на подрамник.
А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:
5.Составление композиции.
Теперь, когда мы познакомились с изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.
Последовательность нанесения резерва:
- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;
Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;
Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;
Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;
Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.
Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;
Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.
(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).
6.Завершение занятия.
Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.
Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).
Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.
Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.
Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.
Уборка рабочих мест.
Занятие 2 (2ч.)
Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»
Тип занятия: Практическая творческая работа.
Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.
Задачи занятия : развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.
Зрительный ряд: Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.
Материалы:
1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;
2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;
3. Кисти беличьи № 2.
4. Баночки с водой;
План занятия:
1. Приветствие. Сообщение темы занятия...…………………………….5мин.
2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.
3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.
1.Приветствие.
Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.
Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.
2. Роспись красителями силуэтов рисунков . Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.
(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).
Техника безопасности:
Физкультминутка в середине занятия:
1,2,3,4,5
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Наклониться-3,4
И на месте поскакать:
На носок, потом на пятку.
Так мы делаем зарядку!
3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.
Примеры работ
Приложение 1
Пещера Альтамира. Находится в Испании. В г. археолог -любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов , лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем , охрой , гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.
2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.
3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.
Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты .
Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды. Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.
Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Узелковый батик по праву считается самым простым видом росписи тканей. Здесь не требуется особых художественных талантов или предварительной подготовки эскизов, даже резервирующий состав не нужен – только ткань, краситель и различные шнурки, веревочки, камушки, пуговки и прочая мелочь, с помощью которой можно создать узоры на ткани. Сегодня мы сделаем узелковый батик по пошаговому мастер-классу, который будет описан в нашей статье!
Техника выполнения узелкового батика заключается в определенном складывании или завязывании ткани с последующим нанесением красителя, при этом в места перевязанные узлами краситель не попадает и образует причудливые и непредсказуемые узоры и переливы цветов.
Узелковый батик отлично подходит для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать этот вид искусства, с его помощью можно наглядно увидеть и понять, как смешиваются краски между собой, как ведут себя на различных тканях, чтобы потом применить эти знания в более сложных видах росписи. К тому же не нужно покупать дорогостоящие материалы, инструменты, красители и прочие атрибуты для росписи тканей – для первого раза можно попробовать создать замысловатый узор на футболке или окрасить шарф. Способы складывания ткани в узелковом батике могут быть самые различные – можно просто завязать несколько узлов, можно перевязать часть ткани шнурками, а можно сложить в технике оригами – все, что будет угодно для вашей фантазии. С узелковым батиком очень приятно экспериментировать – каждый раз получается что-то новое и интересное.
В узелковом батике используются анилиновые краски для хлопчатобумажных тканей, которые можно купить в специализированном магазине. Если у вас другая ткань, то и краски выбирайте соответствующие, иначе конечный результат может быть не таким, как описано на тюбике с краской.
Некоторые художники в своих работах совмещают узелковый и холодный батик, окрашивая сначала фон с помощью узлов и перевязок, а затем уже наносят определенные рисунки на готовый фон или с помощью узелков получают определенные рисунки, а затем дорисовывают к ним остальные элементы. Получается очень необычно и оригинально.
Для более подробного ознакомления с технологией узелкового батика, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию обычной светлой бязи (можно взять любую другую хлопковую ткань, главное чтобы она была светлого цвета).
Необходимые материалы и инструменты:
Готовим раствор кальцинированной соды в теплой воде в соотношении 1/4 стакана соды на литр воды, хорошо размешиваем до полного растворения соды. На подготовленном кусочке ткани прочерчиваем абсолютно произвольно три геометрические линии.
По размеченным линиям прокладываем разнообразные стежки (не забудьте завязать узелки на конце нити, чтобы строчка не распустилась).
Все прошитые строчки аккуратно стягиваем до предела и закрепляем узелками, чтобы ткань не распускалась, должна получиться вот такая картина
Получившийся узелок погружаем на 30 минут в заранее подготовленный раствор кальцинированной соды.
Через 30 минут вытаскиваем узелок из раствора, отжимаем излишки жидкости и раскладываем ткань на полиэтилене.
Поливаем нашу ткань красителем темного цвета с помощью шприца, затем помещаем ее в полиэтиленовый пакет и оставляем прокрашиваться примерно на сутки.
Когда ткань достаточно прокрасилась, прополаскиваем ее вначале в холодной, затем в теплой воде, затем аккуратно распускаем строчки и простирываем ткань в теплой воде с туалетным мылом. После высыхания разглаживаем утюгом. Работа завершена.
При окрашивании различными красителями и разных тканей необходимо строго соблюдать инструкцию на упаковке, иначе есть риск безвозвратно испортить ткань или вещь, которую решите украсить подобным образом.
Такая технология окрашивания позволяет создавать оригинальные платки, шарфы или салфетки, используя самые простые материалы (например, из старого постельного белья можно сделать комплект кухонных салфеток).
В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, из которых вы сможете более наглядно узнать, что же такое узелковый батик и как сделать оригинальные вещи из обычных материалов.
Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.
В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.
В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.
Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.
Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.
Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.
Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.
Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.
Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.
Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.
Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:
Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.
При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.
При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.
При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.
Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.
При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).
Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.
Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.
В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.
Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.