Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы


Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный

промысел Нижегородского края.

Он получил развитие во второй половине XIX века

в заволжских деревнях близ Городца.

Жители окрестных деревень слыли искусными

ремесленниками,среди которых были кузнецы,

ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого

материала, из которого делали всё: от детских игрушек

до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие

прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской

ярмарке и расходились по все России. Их с удовольствием покупали

благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

После окончания работы такими донцами хозяйки украшали

стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать

не только прялки, но и многие предметы народного

быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.


Городецкая роспись своеобразна по своей манере,

поэтому спутать её достаточно трудно.

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд,

букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Городецкие мастера не знали законов перспективы,

поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались

удивительной лёгкостью и прозрачностью.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые

ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного

контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой

чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило

цветовую гамму. Но технология осталась та же.


Основными элементами городецкой росписи считают

«розаны», «купавки», «ромашки», «бубенчики».

Главные герои городецкой росписи – птица и конь.

Все это по преимуществу фантастические птицы,

кони, которые пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки

«Сивка-бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек»…

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет.

Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях,

сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими

окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались

и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство

Давайте внимательно рассмотрим этапы выполнения каждого элемента

и их разновидность.
















1 . Назовите родину городецкой росписи.

2. Какие изделия с городецкой росписью можно было встретить на ярмарках?

3. Перечислите особенности городецкой росписи.

4. Просмотрите еще раз внимательно поэтапное выполнение элементов росписи и создайте свою композицию .



Подписи к слайдам:

До Октябрьской революции село Городец было большим торговым центром, купеческим селом, которое насчитывало 10 церквей, один собор, Федоровский монастырь, 12 молельных домов, 29 трактиров. Городецкие купцы - торговцы хлебом - имели свои пароходы, баржи, на которых с низовьев Волги и Камы доставляли в Городец огромное количество хлеба.

Городец - один из древнейших русских городов. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
Городец был построен как военная база и крепость на крутом и обрывистом левом берегу Волги примерно на 50 километров выше впадения в нее Оки.
Имя Александра Ярославича Невского неразрывно связано с Городцом - древнейшим городом Нижегородского края.
Здесь в далёком 1263 году завершился земной путь князя Александра. И хотя история Городца - как города-крепости и центра удельного княжества - продолжалась ещё полтора столетия, факт этот стал, безусловно, самым значительным в истории города, навсегда вписавшим его в историю Отечества.
Городец- город
мастеров
1 часть

Выполнила:

Учитель МБОУ «
Смольковская
средняя
общеобразовательная школа»

Мишина Алла Анатольевна
Городецкий
вал.
Сохранился
земляной вал, насыпанный в 13 веке,
протяженностью
- 2100 метров, высотой - от 5 до 7,5 метров.
Два разорения Городца
монголо-татарами в 1238 и 1239 годах оставили страшный след пожарищ, перекрывающий и ныне всю его древнюю часть слоем слежавшегося пепла до 5
сантиметров

Разгром
был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, и почти 150 лет оставался в запустении.
Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу.
Трудовое население занималось самыми разнообразными кустарными и отхожими промыслами. Городец был значительным центром деревянного судостроения и деревообрабатывающих промыслов. Также были развиты гончарный и золотошвейный промысел, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Особое место среди промыслов земли городецкой занимала и занимает декоративная резьба по дереву и художественная роспись, являющиеся теперь настоящим народным искусством
.
Первые
монголо-татары
пришли на русскую землю с разведывательными целями в 1223 году, но после разгрома русских войск на реке Калке повернули назад, в степи. В 1236 году орды Батыя приступили к планомерному подчинению русских княжеств.
Один поток монголо-татар был целенаправленно послан Батыем на Городец.
Можно полагать, что город был прекрасно известен тогда как крупный и богатый центр Древней Руси не только в Поволжье, но далеко за его пределами.

Подписи к слайдам:

Когда возник
пряничный промысел в Городце
, установить трудно, вероятно, в XVII столетии. Этот промысел на территории Нижегородской губернии был известен в разных местах, но самым известным и крупным центром выпечки пряников стал Городец. Первоначально пряники выпекались в домашних условиях, позднее - в специальных пряничных заведениях.
Славную память о себе оставили и городецкие купцы, которые не жалели сил и средств для развития родного города.
Благодаря их усилиям Городец был центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью.
Городецкая глухая резьба по дереву
В
городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.
Кузнечное дело.
По
народному преданию, в Городце с давних пор одна из улиц называлась Кузнецкой (теперь имени Кожанова), находились кузницы - мастерские с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей
.
Кузнечным производством в Городецком уезде к 1924 году занималось в Б.
Песошнинской
волости 30 дворов, в
Бриляковской
- 12, в
Зиняковской
- 30
,

в
Смольковской
- 26
.
Кузнечное мастерство было профессией почётной и очень необходимой.
Плетение
корзин
существовало во многих местах Нижегородской губернии. Однако надо заметить, что в разных районах разные приёмы и формы: городецкие корзины не похожи на
ветлужские
и т.д
.
К 1912 году в Городецком районе плетением корзин занимались в
Большепесошинской
волости три человека, в
Зиняковской
- 125 человек, Василевской - 430 человек и т.д.
Городец- город мастеров
2 часть

Выполнила:

Учитель МБОУ «
Смольковская
средняя
общеобразовательная школа»

Мишина Алла Анатольевна
Золотное
шитьё.
В 18 веке мастерицы Городца
стали заниматься
Золотным
шитьём - вышивкой прядеными золотыми и серебряными нитями по бархату, шерсти, шелку.
Излюбленные мотивы
золотного
шитья - цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты
золотного
шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону - "карте". После того как "карту" зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.
Золотые вышивки использовались в праздничном женском костюме. Стоила такая одежда дорого, её бережно хранили в семьях и предавали по наследству.
Гончарный промысел.
Городецкие
мастера по выделке глиняной посуды были известны ещё в глубокой древности. Ещё в течение XIII–XIV веков Городец-Радилов считался крупным торговым городом, имел широкое развитие промыслов и
ремёсел.
К концу XIX – начала XX века в Городецком уезде насчитывалось 93 гончарных предприятия по выпуску гончарных изделий.
Ещё в середине XIX века славились гончары из
Смиркина
, Шадрина, Ульянова и других деревень. Мастера олифили кувшины, покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили
инакрасочный

узор. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень
Смиркина
и
Шадрино
.
Традиции городецких
корабелов
продолжаются и совершенствуются на Городецкой современной судоверфи, которой в будущем году исполнится 75 лет.

Городецкая роспись
- народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г.
Городец
.
Яркая
, лаконичная, контрастная по цвету, Городецкая роспись служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.
Судостроение.
Паруса
и флаги судов украшались живописью на сюжеты водной мифологии. Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью. По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог - моя надежда!»
Возникновение судостроения в
Балахнинском
уезде относится к 1722 году, когда Пётр Первый во время своего второго посещения Нижнего Новгорода учредил у села Чёрного верфь для постройки тогдашнего типа судов, названных «расшивами».
Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Пётр Первый вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское

Подписи к слайдам:

Люби, изучай, знай и береги родной край!
Город Мастеров
– одно из лучших в России резных зданий, выполненных современными мастерами и зодчими. Центр народных промыслов Городца. Каждый домик - это мастерская (
золотная
вышивка, роспись и иконопись, резьба по дереву и инкрустация, ткачество,
жбанниковская
свистулька,
лозоплетение
, гончарный промысел, выпечка медовых пряников). В мастерских проводят мастер-класс.
Святой источник "Никола-ключ"
Находится в 28 км к северо-востоку от Городца у д. Белоглазово (дорога на Ковернино). По преданию, в этом месте было явление святителя Николая Чудотворца. На источнике возведена бревенчатая часовня с купальней.
Городец- город мастеров
3 часть

Выполнила:

Учитель МБОУ «
Смольковская
средняя
общеобразовательная школа»

Мишина Алла Анатольевна
Музей самоваров
появился в Городце в 2008 году в доме купца Гришаева второй половины XIX века. Основу коллекции составило собрание самоваров Николая Полякова, руководителя управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. В настоящее время в экспозиции музея более 500 самоваров, а также другие чайные предметы.
Дом графини Паниной.
Музей
встретит Вас звуками старинных мелодий. В музыкальной гостиной наряду с красавцем граммофоном и различными патефонами Вас удивит струнный граммофон и музыкальная шкатулка.
О повседневной жизни купцов расскажут старинные весы, безмены и гири. В экспозиции представлено более двухсот разных измерительных приборов и гирь. На выставке «Секреты старинного утюга» представлено более трёхсот экспонатов - всё разнообразие чугунных,
наплитных
, спиртовых и других утюгов.
Городецкий краеведческий музей
Сегодня в фондах краеведческого музея - более 15000 единиц хранения. В музее собран огромный материал по истории народных промыслов Городецкой земли: глухая домовая резьба, расписные донца прялок, золотое шитье, пряничные доски. Преображают музей и работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства (Городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, глиняной
Жбанниковской
свистульки). Интерес представляет коллекция археологических находок из раскопок средневекового Городца. В нее входят не только предметы, типичные для средневекового города, но и уникальные находки.

Вехи жизни и творчества С.М.Городецкого Презентацию подготовил ученик 11 класса Безбородов В. Преподаватель Куркова Н.Б. Биография С. М. Городецкого Россия, 17.01.1884 - 08.06.1967 Cергей Митрофанович Городецкий Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его "второй основоположник", по выражению Брюсова). С.М.Городецкий А.А.Блок Родился 5 января (17 н.с.) в Петербурге в семье чиновника Министерства внутренних дел, писателя-этнографа, художника-любителя. Окончив гимназию, Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1902), где познакомился со студентом А. Блоком, дружба с которым продолжалась долгие годы. С особым интересом занимался славяноведением, античностью, русской литературой, историей искусств, философией и фольклором. Писал стихи. Первая книга стихов "Ярь" вышла в свет в 1906, за ней последовала вторая "Перун", затем третья - "Дикая воля". Они принесли двадцатидвухлетнему поэту широкое признание. В 1908 г. женился на поэтессе Нимфе Бел – конь – Любомирской. С. М. Городецкий с женой. Портрет работы И.Репина(1914) Нимфа Бел – конь - Любомирская - псевдоним Анны Алексеевны Городецкой, урожденной Козельской. Дружила с А.Блоком и другими поэтами символистской и акмеистической ориентации, бывавшими в её доме. В 1916 г. Бел-конь-Любомирская вместе с мужем переехала в Тифлис, где принимала участие в работе основанного С. Городецким «Цеха поэтов», была хозяйкой литературного салона Разочаровавшись в символизме, Сергей Городецкий (посещал знаменитые "среды" Вяч. Иванова, теоретика символистов), стал одним из организаторов "Цеха поэтов" акмеистов, куда вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О.Мандельштам и др. Издавали журнал "Гиперборей". В 1913 выпустил книгу восьмистиший - "Цветущий посох". Вяч.Иванов Н.Гумилев А.Ахматова О.Мандельштам Издание журнала "Гиперборей" Издание книги"Цветущий посох". С 1915 начинается дружба с С. Есениным, в котором он увидел надежду русской литературы и всячески поддерживал его. С.Есенин Есенин и Городецкий Во время Февральской революции был в Персии, оказавшись там вместе с отступавшими русскими войсками. Октябрь 1917 застал поэта на Кавказе: сначала он живет в Тифлисе, затем - в Баку. В 1918 пишет стихотворение "Ностальгия", говорящее о решительности сделанного поэтом выбора: он становится на сторону революции. После Октябрьской революции, будучи в Баку, Городецкий поступил на службу в РОСТА (Российское телеграфное агентство), затем в Политуправление Каспийского флота, редактирует различные журналы, выступает с лекциями и статьями о русской поэзии, музыке, живописи и культуре кавказских народов. С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 - в литературном отделе газеты «Известия». В 30-е гг. много работал над оперными либретто - это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Во время Отечественной войны был в эвакуации сначала в Ташкенте, затем - в Таджикистане. Переводил стихи узбекских и таджикских поэтов. Вернулся в Москву еще до окончания войны, много писал: книга стихов "Песня дружбы" (1945), стихи "Послесловие", "Памяти А.Н.Радищева" (1947), "Кремль»(1958), "Гомер" (1962), "Мудрость", "Раздумье" (1964), "Моя обитель" и многие другие. В 1958 публикует автобиографический очерк "Мой путь". В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М.Горького, работая с заочниками. Последние стихи - "Горячее время", "Видна дорога". Умер в июне 1967, в городе Обнинске. Вывод о творчестве В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего - Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта, для него характерно возвращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой. После большевистского переворота Городецкий писал политические стихи - от агиток периода гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921), партийным съездам (1931, 1958) и космонавтам (1962) до текста кантаты «Песнь о партии».

страстной и вместе с тем пославянскому нежной, чистой и певучей душе человека, о том расцвете всех душевных и физических сил, который за последнее время начинают обозначать словам «акмеизм», - писал анонимный рецензент «Гиперборея». Этот журнал и журнал «Аполлон» стали литературной трибуной нового течения, зародившегося в образованном в 1912 г. кружке «Цеха поэтов» (названном Блоком «Гумилевско-Городецким обществом»). В отличие от символистов, «у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё», - писал Городецкий. В августе 1907 года Сергей был арестован за причастие к революционной деятельности и некоторое время содержался в петербургской политической тюрьме “Кресты”, где написал свой известный цикл стихов, под названием “Тюремные стихи”. В 1908 году женился на А.А.Бель-Конь-Любомирской, изредка публиковавшей стихи и прозу. В Петербурге ее прозвали Нимфой, воспоминания о Городецком всегда тесно связаны с воспоминаниями о его жене.

Cлайд 1

Cлайд 2

Городецкая роспись План урока. 1. Знакомство с историей 2. Знакомство с основными сюжетами росписи. 3. Знакомство с основными приемами росписи. 4. Выполнение практического задания: роспись закладки для книги.

Cлайд 3

История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Cлайд 4

Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

Cлайд 5

Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Cлайд 6

Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Cлайд 7

Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Cлайд 8

Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: