Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Как правило, в основу классификации рынков транспортных услуг кладут либо признаки пространственного размещения потребителей транспортных услуг, либо технологические регламенты осуществления перевозок. В первом случае различают рынки местных и дальних перевозок, во втором - рынки внутренних и международных перевозок. Такая классификация несомненно полезна, однако она недостаточна для формирования рыночных механизмов управления ГАТ.

В зависимости от условий предоставления услуг и, соответственно, их оплаты и финансирования ГАТ делится на два сектора (подотрасли): нерыночный (внутрипроизводственный) и рыночный. В обоих секторах производится одинаковая продукция - автомобильные перевозки.

Но услуги нерыночного сектора предназначены, во-первых, только для удовлетворения производственных потребностей в перевозках владельцев транспортных средств. Во-вторых, оплачиваются они не по установленным рынком тарифам, а по фактическим затратам, которые могут быть и выше, и ниже рыночных тарифов. Покрываются эти затраты не за счёт доходов от продажи транспортных услуг, а за счёт выручки от продаж продукции основного производства владельца транспортных средств.

Услуги автотранспортных предприятий (АТП) рыночного сектора предоставляются (продаются) любым лицам, способным их оплатить по тарифам, установленным рынком. Эта способность является важнейшей характеристикой потребителей транспортных услуг (клиентуры), влияющей на структуру перевозок и доходов автотранспортных предприятий.

Между двумя вышеназванными секторами ГАТ отсутствует непреодолимая граница: рационально хозяйствующие владельцы нерыночного ГАТ, соизмеряя эффективность обладания собственным транспортом с эффективностью использования наемного, рыночного, могут влиять как на объем предложения и уровень транспортных тарифов, выпуская на рынок временно свободный подвижной состав, так и на спрос, если требующийся им объем перевозок не может быть освоен собственным транспортом.

Современная экономическая наука, точнее её маркетинговая ветвь, под рынком подразумевает совокупность потребителей данной продукции, а под отраслью - совокупность её производителей. Поэтому получается, что и отрасль, и рынок автомобильных перевозок следует делить на две части. Одна - целиком рыночная, поскольку в ней и производимая продукция и используемые для этого активы (основные средства) продаются и покупаются по рыночным ценам. В другой, нерыночной части, непосредственно рыночное ценообразование на производимую продукцию (услуги) отсутствует, хотя косвенно, через сравнение эффективности собственного производства, существует. Вместе с тем предприятия, грузовой автотранспорт которых относится к нерыночной подотрасли, приобретают подвижной состав и эксплуатационные материалы по тем же рыночным ценам, что и автотранспортные предприятия рыночного сектора.

Рыночный сектор (подотрасль) ГАТ состоит из множества автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм: от предприятий без образования юридического лица до открытых акционерных обществ и государственных унитарных предприятий. Эти предприятия выполняют перевозки двух типов: потребительские, удовлетворяющие личные (конечные) потребности населения, и производственные, выполняемые по заказам организаций, производящих товары и услуги. Производственные перевозки являются наиболее привлекательным видом транспортной продукции, поскольку формируют основную долю работы и доходов ГАТ.

Важным признаком классификации производственных грузовых перевозок, с которым связаны источники формирования доходов предприятий ГАТ, является дифференциация по видам потребителей. По этому признаку транспортные услуги производственного назначения можно разделить на:

  • - услуги коммерческим предприятиям, которые оплачивают их за счет выручки от реализации произведенных товаров и услуг. За счет такого же источника покрываются расходы на перевозки собственным внутрипроизводственным автотранспортом нерыночного сектора;
  • - услуги социальным учреждениям и организациям, а также городскому хозяйству. Транспортные услуги этой группы потребителей оплачиваются за счёт налоговых поступлений, размер которых служит ограничителем спроса со стороны данной группы потребителей.

Если взять в качестве примера Москву, то здесь под влиянием рыночных стимулов, мероприятий (часто недостаточно продуманных) по дезинтеграции крупных предприятий и объединений и прочих мер по созданию конкурентной рыночной среды образовалось множество новых предприятий, 25 тысяч из которых стали владельцами грузовых автомобилей. За 10 лет рыночной свободы они, руководствуясь собственной выгодой, за свой счёт увеличили парк зарегистрированных грузовых автомобилей в 4,5 раза, завоевали львиную долю рынка транспортных услуг, хорошо потеснив на нём крупные АТП, многие из которых, не выдержав конкуренции, исчезли, а другие продолжают балансировать между банкротством и поглощением.

Одновременно с ростом автомобильного парка происходила его адаптация к структуре спроса на транспортные услуги. Новые собственники, имея возможность выбора, приобретали те автомобили, использование которых обеспечивало получение прибыли. Тем самым они вынудили автомобильную промышленность отказаться от производства автомобилей средней грузоподъемности и перейти к выпуску автомобилей, которые можно продать. В результате структура автомобильного парка двинулась в направлении к рациональной: в ней выросла доля малотоннажных и тяжелых автомобилей, а удельный вес автомобилей средней грузоподъёмности сократился.

Несмотря на рост численности парка и совершенствование его структуры, провозная способность ГАТ Москвы оказывается недостаточной для полного удовлетворения спроса. Вследствие этого городской транспортный рынок привлекает десятки тысяч иногородних автомобилей, удовлетворяющих значительную часть спроса на транспортные услуги. Работа этих автомобилей на рынке ужесточает конкуренцию, обеспечивая тем самым лучшие условия для потребителей транспортных услуг.

В целом, опыт прошедшего периода показывает, что, во-первых, рыночное регулирование деятельности ГАТ обеспечивает баланс спроса и предложения автотранспортных услуг, т. е. потребности в перевозках удовлетворяются. Во-вторых, на этом рынке возникла и существует довольно сильная конкуренция, что не может не способствовать снижению транспортных издержек потребителей.

Но именно конкуренция и вызывает недовольство отдельных представителей ГАТ, надеющихся ослабить её путём возврата к лицензированию. При этом они как-то забывают, что подавляющееся число их конкурентов как раз и было создано в период, когда лицензирование перевозчиков было обязательным.

В борьбе с конкурентами особое внимание автотранспортники уделяют налогообложению малого автотранспортного бизнеса, обвиняя последний в недобросовестной конкуренции. Конечно, мелкие автопредприниматели ловчат, стремятся уменьшить расходы на выплату налогов, используют, где это разрешено, упрощенную систему налогообложения. Все это понятно и очевидно, как и то, что льготы малому бизнесу государство предоставляет намеренно, чтобы стимулировать его рост и развитие конкуренции, заставляющей всех, в том числе и крупные предприятия, изыскивать возможности для снижения издержек производства, а не взывать к защите со стороны властей. Кроме того, определенная часть представителей крупного автотранспортного бизнеса при желании также может найти, в чём себя упрекнуть в части уплаты налогов.

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным предприятием) и внутренние (предоставляемые другим предприятием транспорта). По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии. В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

экономическое назначение предоставляемой услуги;

характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный. Транспортный комплекс Российской Федерации включает: автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров обуславливают деление транспорта региона на магистральный и внутрирайонный .

Функции транспорта:

· Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс.

· Дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе.

· Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов.

· Выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций.

· Социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности.

Так называемая «единая транспортная система» России характеризуется такими чертами, как:

1) неравномерность развития различных видов транспорта;

2) крайне неравномерное размещение транспортной сети по отдельным регионам;

3) слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок (грузов и пассажиров);

4) высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов, что расчленяет единую транспортную систему.

Основным типом предприятия на автомобильном транспорте является автотранспортное (автоэксплуатационное) предприятие, осуществляющее услуги по перемещению грузов и пассажиров.

В общем случае процесс перемещения грузов и пассажиров выступает как продукция автотранспортного предприятия и как продукция транспорта в широком плане. Эта продукция не имеет вещественного содержания, поэтому не может храниться и накапливаться на складах, для ее производства не требуется сырье.

Измерителями транспортной продукции на грузовых перевозках являются тонны и тонно-километры (произведение массы перевезенных грузов на расстояние перевозок), а на пассажирских перевозках — количество перевезенных пассажиров и пассажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки).

Эти и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение для решения многих вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. Они влияют на состав затрат, направляемых на эксплуатацию транспортных средств.

Например, в составе затрат на перевозки нет сырья, поэтому автотранспортному предприятию или предпринимателю, занимающимся перевозками грузов и пассажиров, не нужно заключать договор на его поставку, вкладывать ресурсы на строительство и ремонт складских помещений для хранения сырья.

Поскольку новый продукт в вещественной форме на транспорте не создается, транспорт не требует времени и дополнительных средств, связанных с хранением и реализацией своей продукции. Результатом производственного процесса здесь является изменение местонахождения грузов и пассажиров в пространстве и во времени.

Отсутствие сырья при производстве транспортной продукции оказывает большое позитивное влияние на сокращение кругооборота капитала за счет выпадения стадии пребывания готовой продукции, предназначенной для реализации, на складе. Такое же влияние на кругооборот капитала оказывает совмещение продукции транспорта с процессом ее производства.

Работа транспорта и перевозка грузов осуществляются как внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства и других товаропроизводящих отраслей, так и между предприятиями, районами и странами. Внутри предприятий перемещение предметов труда между цехами и участками осуществляется при помощи различных транспортных средств (автомобили, конвейеры, авто и электрокары, железнодорожный подвижной состав и др.). Работа внутрипроизводственного транспорта тесно связана с технологическими процессами производства в рамках отдельного предприятия, поэтому транспорт часто называют технологическим. Он является составной частью технологического процесса предприятия, а транспортные средства — составной частью основных производственных фондов.

Перевозки грузов между предприятиями различных отраслей материального производства (товаропроизводящих отраслей) осуществляются в сфере обращения. Производственный процесс транспорта здесь не зависит от производственного процесса промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей и осуществляется специализированными транспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями на коммерческой основе. Транспорт, работающий в сфере обращения, составляет самостоятельную отрасль производства, поскольку ему присущи все элементы материального производства, характеризующие отрасль: наличие предмета труда, производственного процесса, продукции.

Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.

Транспорт, осуществляя связи между производителями и потребителями продукции, является материальной основой процесса обращения. Длительность процесса перевозок во многом определяет весь процесс обращения общественного продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность транспортирования товаров, тем меньше время обращения и все время воспроизводства, а, следовательно, тем больше в единицу времени можно провезти общественного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства.

Характер работы транспорта при перемещении людей тот же, что и при перемещении грузов. Перемещение людей является транспортным процессом и одновременно продукцией транспорта. Однако в процессе потребления стоимости пассажирский транспорт отличается от грузового. Процесс перемещения людей также создает стоимость, подобно тому как создается стоимость при перемещении груза. В то же время транспорт здесь удовлетворяет личные потребности людей в перемещении, поэтому стоимость исчезает вместе с окончанием перемещения.

Перевозки людей могут осуществляться как транспортными средствами, принадлежащими различным нетранспортным предприятиям и организациям (доставка работников этих предприятий с работы и обратно), так и транспортными средствами, принадлежащими специализированным транспортным предприятиям и индивидуальным предпринимателям. В последнем случае перевозки выполняются на коммерческой основе.

Таким образом, транспортные услуги (перемещение грузов и пассажиров) выступают на рынке как товар в том случае, если они (услуги) являются объектом купли-продажи.

Потребительские свойства транспортных услуг отражают позицию и требования клиентуры к этим услугам. Они могут быть представлены на текущий момент времени комплексом реальных требований и ожиданий клиента, свойствами предъявляемых к транспортировке товаров, уровнем развития и использования современных технологий клиента и т.д. Экономические свойства отражают возможности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры.

Например, одним из основных в перечне потребительских свойств транспортной услуги клиент называет требование качества (срочность, полнота, сохранность, безопасность доставки груза клиенту и т.д.). Для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности, безопасности вызывает увеличение затрат. Следовательно, принимая решение об уровне качества, производитель соизмеряет возможности и затраты. Если это соотношение позволяет выполнить заданный клиентом уровень качества, клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнктуры.

Кроме чистого экономического результата от производства и продажи услуг производитель услуги получает неформализуемый результат в виде укрепления имиджа фирмы, повышения доверия общественности и клиентуры, что влияет на рост цены предприятия-производителя и положение его на рынке.

К услугам автомобильного транспорта можно отнести не только перевозки грузов и пассажиров, но и подготовку подвижного состава и эксплуатации, погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката и др. Однако основным видом услуг являются перевозочные.

Особенностями рынка услуг на автомобильном транспорте являются:

1) отсутствие определенного места продаж и производства услуг во времени и пространстве, где могут заключаться сделки купли-продажи, что обусловлено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства;

2) зависимость рынка транспортных услуг и условий его развития от состояния и развития товарных рынков. Спад объемов товарного производства на 20% в период экономических реформ определил спад объемов перевозки грузов и пассажиров на 40—60%;

3) объемы перевозки грузов не равны объемам производства вещественной продукции, потому что с помощью транспорта происходит перемещение производимой продукции. Это обусловливается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. Коэффициент повторности перевозок в последние годы является относительно стабильным и составляет для России от 4 до 5,2 (для зарубежных стран — от 3 до 4);

4) кругооборот средств и денег на рынке транспортных услуг отличается от такого кругооборота на рынках производственных и потребительских товаров, финансовых рынках. На рынке транспортных услуг формула кругооборота имеет вид Д—Д, для прочих рынков — Д—Т—Д;

5) рынок транспортных услуг требует постоянного государственного регулирования, поскольку транспорт имеет не только большое экономическое, но и социальное и стратегическое значение. Кроме того, он наносит значительный ущерб окружающей среде, в несколько раз превышающий ущерб от любого другого вида материального производства. Это также определяет необходимость регулирования рынка, введения стандартов и требований к условиям автотранспортной деятельности и различных ограничений.

Внутренняя и внешняя среда автотранспортного предприятия

Результаты деятельности АТП определяются факторами внутренней и внешней среды этого предприятия.

Особенности транспортной продукции и рынка автотранспортных услуг накладывают значительный отпечаток на формирование внутренней среды предприятия, в состав которой, в частности, входят кадры, техника, производство, внутрифирменный организационно-экономический механизм и внутрифирменные финансы.

Кадры оказывают большое влияние на показатели деятельности предприятия, поэтому работе с кадрами следует уделять серьезное внимание. Речь идет о подборе кадров, их обучении и переобучении, стимулировании в соответствии с достигнутыми результатами, создании и поддержании нормальных отношений (психологического микроклимата) между работниками и т.д.

Особенностями кадрового состава любого АТП независимо от его назначения и специализации (грузового или пассажирского) является преобладание в нем категории водителей. Основная деятельность водителей осуществляется вне территории предприятия, что предъявляет повышенные требования к организации их труда со стороны администрации этого предприятия, включающие широкое применение современных средств связи и диспетчеризации.

Техника, которой оснащается каждое АТП, разделяется на стационарную и мобильную. Стационарная техника — это различное оборудование (ремонтное, силовое и др.), которое используется в основном для поддержания мобильной техники (различных средств автотранспортной техники) в технически исправном состоянии. Таким образом, на самом АТП выполняются работы вспомогательного характера, а основной производственный процесс (перевозка пассажиров и грузов) осуществляется вне территории этого предприятия. Поэтому производство как фактор внутренней среды АТП следует рассматривать только применительно к процессу технической эксплуатации подвижного состава.

Внутрифирменный организационно-экономический механизм включает взаимосвязанные между собой организационные и экономические методы (организации, планирования, контроля, стимулирования), используемые для выполнения задач, стоящих перед предприятием. Совокупность перечисленных методов составляет содержание внутрифирменного управления, функции которого распространяются не только на внутреннюю, но и внешнюю среду АТП, в которой осуществляются транспортные услуги. В этом заключается особенность существующего на АТП внутрифирменного организационно-экономического механизма как фактора внутренней среды.

С помощью перечисленных методов решаются задачи по организации не только технической подготовки подвижного состава, но и перевозок грузов и пассажиров, планированию всех сторон деятельности АТП, в том числе техническое обслуживание, ремонт автотранспортных средств, перевозки, стимулирование труда всех работников этого предприятия, включая водителей, и т.д.

Внутрифирменная финансовая деятельность включает процессы, связанные с формированием и обеспечением эффективного использования финансовых ресурсов и движением денежных потоков внутри предприятия. Речь идет о формировании собственных средств в виде прибыли и амортизационных отчислений, финансировании развития производства за счет собственных ресурсов (обновление подвижного состава и ремонтного оборудования, реконструкция производственных помещений), о начислении заработной платы работникам предприятия и др.

Факторы внутренней среды являются зависимыми от предприятия, и оно может оказывать на них непосредственное воздействие для создания оптимальных условий функционирования и развития, для успешного решения стоящих перед ним задач. Состояние внутренних факторов в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие на рынке транспортных услуг.

Внешняя среда любого предприятия, в том числе автотранспортного, рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственно окружения.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения предприятия. Оно включает макроэкономику, право, политику, науку, социальную ориентацию общества. Предприятия в своей деятельности руководствуются общими направлениями развития всех элементов макроокружения, которые сформировались и формируются в обществе, стране в целом.

Изучение экономической среды макроокружения (макроэкономики страны) позволяет понять механизм формирования и распределения ресурсов предприятия.

Законодательная база дает возможность определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами рынка. Политическая составляющая макроокружения позволяет видеть отношение органов государственной власти и, в частности, правительства страны к различным отраслям и регионам, каким образом оно намерено проводить свою политику в жизнь. Прогресс науки и техники открывает новые возможности в развитии предприятий, причем опоздание с применением достижений науки и передового опыта может привести к негативным последствиям для них. И наконец, изменения в социальной политике макроокружения, в которой формируется отношение людей к работе и качеству жизни и в состав которой входят существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования и др., должны также учитываться предприятием.

Непосредственное окружение автотранспортного предприятия включает покупателей транспортных и других услуг, производство транспортных услуг, конкурентов, поставщиков, рынок рабочей силы, рынок капитала, аудиторские компании. Все перечисленные компоненты оказывают значительное влияние на функционирование и развитие предприятия.

Внешняя среда является не только источником ресурсов, необходимых для осуществления транспортной деятельности, но и потребителем транспортных услуг.

Важной особенностью автомобильного транспорта, как и любого вида транспорта, является то, что основной производственный процесс (перевозки пассажиров и грузов) осуществляется вне транспортного предприятия.

Технические средства транспорта — постоянные устройства и подвижной состав — пространственно разобщены и функционируют в сетях большого протяжения и в то же время технологически связаны друг с другом.

Это накладывает большой отпечаток на решение вопросов, связанных с организацией управления работой подвижного состава на линии. Управление подвижными средствами производства на транспорте намного сложнее, чем управление стационарным станочным оборудованием в машиностроении, поскольку вызывает необходимость осуществления контроля за их работой на линии, поддержания связей с обслуживаемой клиентурой (на грузовых перевозках) и т.д. В то же время «никакая другая отрасль экономики не обладает такими ценными свойствами, позволяющими повышать организационный уровень производства на базе синтеза, как транспорт. Его эластичность, способность к пространственно-временным преобразованиям средств производства в ходе самого производства, к взаимопроникновению, к взаимодействию со всеми отраслями производства поистине феноменальна».

Перевозочный процесс на автомобильном транспорте осуществляется под открытым небом, поэтому климатические условия, состояние погоды, характер рельефа местности оказывают существенное влияние на эксплуатационно-экономические показатели (регулярность движения, среднесуточные пробеги транспортных средств, производительность труда, себестоимость перевозок и др.). Потери перевозочных возможностей в связи с этим составляют 10—15%.

Наблюдается тесная связь показателей использования транспорта на перевозках грузов с показателями работы клиентуры (объемы и виды производимой ими продукции, сезонность ее производства, рынок сбыта и т.д.). На пассажирских перевозках, прежде всего, обнаруживается связь этих показателей с уровнем материального благосостояния населения.

Важной особенностью внешней среды АТП является то, что в ее состав входят дороги, играющие исключительно важную роль в функционировании транспорта и организации дорожного движения. Густота дорожной сети, состояние дорожного покрытия оказывают непосредственное влияние на показатели использования транспортных средств, своевременность доставки грузов и пассажиров, безопасность дорожного движения.

Безопасность дорожного движения определяется не только обеспеченностью территории дорогами с твердым покрытием, но и системой организации дорожного движения, особенно в городах.

Большая зависимость предприятий автомобильного транспорта от целого ряда факторов внешней среды (состояния дорог, природных факторов, системы организации дорожного движения и др.) увеличивает степень риска при выполнении транспортных услуг. Именно по этой причине автомобильный транспорт относится к числу отраслей производства повышенной опасности.

Следует заметить, что «поведение» факторов внутренней среды находится в сильной зависимости от соответствующих внешних факторов.

Так, изменение спроса на транспортные услуги (внешний фактор) вызывает соответствующую реакцию со стороны автомобильного предприятия. Оно стремится увеличить провозные возможности автопарка за счет приобретения дополнительных автотранспортных средств и других источников, выделяя для этого финансовые ресурсы. При изменении порядка налогообложения изменяется движение финансовых потоков внутри предприятия и т.д.

Таким образом, внешние факторы играют по отношению к внутренним регулирующую роль.

В этих условиях на каждом АТП должна постоянно проводиться работа по мониторингу внешних факторов с целью сохранения и укрепления конкурентоспособности транспортных услуг, выполняемых на коммерческой основе.

Конкурентоспособность транспортных услуг

Необходимым условием успешного функционирования АТП в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых потребителям.

Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами — уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества. Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов и пассажиров — важнейшие направления повышения конкурентоспособности услуг.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счет повышения производительности подвижного состава.

Повышение качества перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки, при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов. На перевозках пассажиров качество услуг определяется выполнением их в соответствии с расписанием движения и уровнем комфортности (удобств), которые перевозчик может предоставить пассажирам. Для таксомоторных перевозок важнейшим показателем их качества является время, затрачиваемое на доставку пассажира до места назначения.

Конкурентоспособность АТП определяется как уровнем конкурентоспособности конкретных транспортных услуг, так и уровнем диверсификации производства, имиджем предприятия и т.д.

Большие возможности для повышения конкурентоспособности грузовых АТП появляются при расширении перечня выполняемых транспортно-экспедиционных услуг. В этот перечень обычно входят экспедирование груза, информирование клиентуры о его местонахождении, выполнение погрузки-разгрузки силами водителей или другие работы АТП.

Расширить указанный перечень можно за счет сдачи подвижного состава в аренду, выполнения водителями операций, которые согласно Правилам перевозки грузов возлагаются на заказчиков: открывание и закрывание бортов, люков цистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов у цистерн, очистка платформы от остатков груза, укрытие пологом и увязка груза и др.

Выполнение перечисленных дополнительных операций может оплачиваться заказчиком по отдельным согласованным расценкам. Возможен вариант включения их стоимости в общий договорной тариф.

Повышение конкурентоспособности АТП может быть достигнуто за счет выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего другим автовладельцам, а также нетрадиционных услуг: организации платных стоянок автомобилей; сдачи в аренду помещений и земельных площадей, складов, производственных помещений; реализации запасных частей и материалов и др.

Повышение качества транспортных услуг имеет особое значение в создании конкурентных преимуществ только в том случае, если АТП будет внедрять инновационные мероприятия, опережая клиентов.

Это, например, приобретение специализированного подвижного состава, у которого нету конкурентов, но он востребован рынком (панелевозов, фермо- и балковозов, рефрижераторов и др.), приобретение уникального оборудования и приборов по регулированию топливной аппаратуры, электрооборудования.

Особенно ценным является отличная репутация (имидж) предприятия, которую необходимо поддерживать постоянно.

Имидж предприятия — это представление о предприятии, его руководстве, учредителях, складывающееся в обществе под воздействием объективных и субъективных факторов. Имидж реализуется как совокупный результат представлений предприятия о себе и зафиксированных средствами массовой информации (СМИ) мнений реальных и потенциальных потребителей. На имидж предприятия влияют многие аспекты его деятельности — от качества услуг до настроения работников. Каким будет имидж — высоким или низким, зависит от деятельности предприятия в целом: работы его руководства и подразделений предприятия; сплоченности коллектива; утвердившихся на предприятии норм, стандартов, принципов; отношения работников к своему предприятию и его руководству и др.

Имидж предприятия неразрывно связан с его историей и фактически базируется на известных факторах его деятельности, когда предприятие имеет репутацию хорошего, надежного партнера, производящего качественные услуги.

Необходимо различать внешний и внутренний имидж.

Внешний имидж определяется тем, как предприятие воспринимается обществом, клиентурой, СМИ, акционерами и инвесторами. Он определяется качеством услуг, производимых предприятием, первым впечатлением, получаемым клиентурой от услуг предприятия, связями предприятия со СМИ, акционерами и инвесторами.

Внутренний имидж определяется отношением работников и руководства к своему предприятию, существующей системой взаимоотношений, поощрения, продвижения и кадрового роста на предприятии. Сердцевиной внутреннего имиджа являются преданность работников своему предприятию и искренний энтузиазм по отношению к обслуживаемой клиентуре. Считается, что внешний имидж изменить значительно проще, чем внутренний. Внутренний имидж труднее поддается корректировке, но для репутации предприятия он более важен.

Для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг можно использовать экспертный метод. Он позволяет выявить факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование спроса заказчиков, выявить сильные и слабые стороны своих услуг, разработать и реализовать мероприятия по укреплению сильных и ликвидации слабых сторон.

Таким образом определяется желаемое для потребителя значение каждого параметра. 

Состав параметров может меняться с учетом мнения заказчиков, и прежде всего должна превалировать группа «организационных факторов», которая в значительной степени предопределяет предпочтение потребителя.

Среди выделенных параметров присутствуют как количественные (цена), так и качественные (марочный состав, экспедирование, универсальность и т.д.). Для качественных параметров оценка проводится по отношению к желаемому покупателем значению, которое принимается за 100%. При обработке данных подсчитывают сначала значения по основным параметрам, а затем внутри каждого параметра.

Групповая оценка может считаться идеальной лишь при условии достаточной согласованности экспертов. Если согласованность отсутствует, возникает ошибка в оценке важности параметров. Поэтому, применяя экспертный метод, необходимо проверять согласованность показателей (оценок) экспертов. Согласованность мнений экспертов проверяется с помощью коэффициента координации Кендела.

Затем определяются коэффициенты относительной важности или значимости («веса») каждого из параметров без учета компетентности экспертов. Оценка компетентности экспертов возможна, когда все участники опроса хорошо знают друг друга и работают в одной сфере производства услуг.

На третьем этапе оценивается значимость для потребителей каждого из параметров. Для этого используется метод их попарного сравнения.

На четвертом этапе определяются параметры услуг предприятия, для которого производится оценка параметров услуг конкурентов.

Знание конкурентной среды, в которой работает АТП, сильных и слабых сторон конкурентов, умелое противодействие их стратегиям позволяют легальными методами подавлять или ослаблять деятельность конкурентов.

Маркетинговые исследования на рынке автотранспортных услуг

Под маркетингом на автомобильном транспорте понимают комплексную систему организации производства и реализации услуг на уровне АТП, ориентированную на более полное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли. Значительное место в вышеуказанной системе принадлежит изучению спроса на услуги и созданию (формированию) спроса, поскольку от качества этой работы в конечном итоге зависят эффективность и стабильность функционирования АТП.

На перевозках грузов спрос понимается как количественно определенные потребности в перевозках и дополнительных транспортных услугах в зависимости от цены услуг, или объем потребности комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания в ограниченном транспортном пространстве региона.

Спрос на услуги автомобильного транспорта во многом зависит от развития в регионе других видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг. С развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает значение автотранспорта, что характерно для всех стран. Автомобильный транспорт начинает играть все большую роль в системе товародвижения в регионах, чему способствуют увеличение спроса на перевозки грузов мелкими отправками (партиями), развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области управления перевозками.

Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Это связано со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции.

Количественная оценка спроса на любой вид транспортных услуг рассчитывается после определения границ транспортного рынка, на котором осуществляется или планируется осуществление предпринимательской деятельности. Границы транспортного рынка могут быть установлены по определенным признакам — географическим, производственным, социальным и др.

Поскольку спрос на транспортные услуги тесно связан с объемом реализации продукции на внутренних товарных рынках и объемом внешней для регионов торговли, поставщиками которых являются клиенты предприятия (грузоотправители и грузополучатели), для получения его оценок необходимо выявлять особенности и диагностировать текущее состояние этих товарных рынков, выявлять тенденции развития производства соответствующих товаров и потребности в них, оценивать необходимость их перемещений и другие факторы.

Для определения спроса на транспортные услуги можно использовать метод прямого счета, экспертные, экспериментальные и математические методы.

Метод прямого счета предусматривает, что по каждому виду услуг величину спроса рассчитывают как произведение фактического объема производства транспортных услуг на коэффициент планируемого роста рынка и на коэффициент повторности перевозок периода, предшествующего получению оценок. Коэффициент роста рынка определяется по данным экспертного опроса или собственным интуитивным предположениям.

Широкое распространение для получения оценок спроса в экономически развитых странах получили экспертные методы, при которых спрос рассчитывается как усредненная оценка по группе экспертов и может быть представлен как вероятностная характеристика. В оценках подобного рода происходит сочетание эмпирического прогноза с научным, что значительно улучшает качество оценок, получаемых на их основе прогнозов, стратегий, политики, планов.

Оценки спроса получают и экспериментальным путем, используя для измерения фактический объем спроса и флуктуации отдельных его составляющих или факторов, результаты которых можно распространить с определенной долей допущений на подобные тенденции и сферы рынка транспортных услуг, процессы и показатели.

При всей субъективности оценок спроса, получаемых с помощью опросов — анкетных, телефонных, очных, интервью, позволяющих широко охватить различные группы и субъекты рынка — клиентов, посредников, поставщиков, конкурентов, этот метод является в настоящее время самым популярным.

Наиболее точными, хорошо структурирующими оценки спроса и трудоемкими являются математические методы, когда оценки получают на основе анализа временных рядов, накопленных статистических данных оперативного, текущего управленческого учета, государственного статистического контроля и т.д. Возможность их использования, к сожалению, ограничена только теми ситуациями, в которых факты спроса устойчивы, а результаты могут применяться для краткосрочного прогноза.

Например, при построении кривой жизненного цикла предприятия с помощью экономико-математических моделей и на основе выявления характера (факторов) спроса строятся аппроксимирующие зависимости, исчисляются величины спроса в прогнозе рыночной конъюнктуры. Для построения моделей прогноза развития и поведения рынка транспортных услуг эти методы наиболее приемлемы.

Кроме того, перечисленные методы используются в различных комбинациях. Подобное их применение зависит от того, какого рода информацию о состоянии спроса необходимо получить — поверхностную, общую или максимально достоверную.

Определение величины спроса с помощью перечисленных методов не будет точным, достоверным и качественным, если не учитывать факторы спроса — характеристики услуги или рынка, изменяющие величину спроса, влияющие на нее.

Следующие факторы спроса на транспортные услуги могут использоваться как показатели характеристики тенденций развития и идентификации форм рынка:

1. Цена услуги или комплекса услуг.

2. Доход клиентуры.

3. Цены на подобные услуги на других видах транспорта.

4. Прогноз изменения цен на услуги.

5. Число клиентов на рынке и темпы их прироста.

6. Требования и предпочтения клиентуры.

7. Роль и место оцениваемого вида транспорта в структуре потребностей в транспортных услугах.

8. Размеры и типы предприятий, предъявляющих товары к перевозке (объем производства, годовой оборот).

9. Используемые технологии, имидж и возможности клиента (запросы уровня качества).

При осуществлении автотранспортной деятельности необходимо учитывать следующие особенности спроса:

1) неравномерность возникновения спроса во времени и пространстве, которая определяется сезонностью перевозок, структурой грузопотоков, структурой потребления, качеством и уровнем жизни населения и уровнем технологического развития производства и др.;

2) вторичность спроса на транспортные услуги, поскольку он порождается какой-либо другой потребностью, которая удовлетворяется не транспортом, но с помощью транспорта (например, чтобы добраться до места работы, человек должен ехать на автобусе или троллейбусе).

Выполнение транспортных услуг при высоком их качестве (своевременно и без потерь) служит залогом нового спроса на них. Кроме того, формирование спроса на транспортные услуги предусматривает проведение мероприятий по привлечению клиентуры: изучение рынка транспортных услуг, целенаправленная реклама, предоставление дополнительных услуг (например, экспедирование груза), тарифная политика, сочетание транспортных услуг с различными формами торгового и юридического обслуживания, создание мест промежуточного хранения грузов, применение автоматизированной системы обработки заказов клиентов и др.

Большое место в формировании спроса на услуги занимает реклама.

Существуют различные виды рекламы: реклама в прессе, печатная, ауди-визуальная реклама, радио и телереклама; выставки и ярмарки; рекламные сувениры; прямая почтовая реклама, наружная реклама, включая рекламные объявления в салонах пассажирских транспортных средств, на пассажирских вокзалах, автостанциях, в аэропортах.

Основой рекламной деятельности является рекламная программа, которая определяет направления рекламного воздействия, формулирует рекламную идею, выделяет наиболее эффективные средства распространения рекламы, предусматривает ответы и вариации рекламных мероприятий.

На малых автотранспортных предприятиях финансовые возможности недостаточны для проведения крупномасштабной рекламы. Здесь нет специально созданных для указанных целей отделов или служб. Поэтому при выборе способа и средств рекламы следует ориентироваться в первую очередь на малозатратные мероприятия.

Самым распространенным видом рекламы на автомобильном транспорте в силу его легкой доступности и дешевизны следует считать размещение рекламных материалов на средствах транспорта, принадлежащих перевозчикам. Указанное обстоятельство следует учитывать при рекламировании не только автотранспортной деятельности, выполняемой предпринимателем-перевозчиком, но и при рекламировании товаров и услуг других рекламодателей. Таким образом, предприниматель-перевозчик на коммерческой основе может выполнять рекламные услуги по договору с организациями, нуждающимися в таких услугах. Поэтому он должен знать особенности наружной рекламы, с которой встречается большая часть населения.

Наружная реклама в основном напоминает или информирует о чем-то. Ею можно воспользоваться для напоминания о достоинствах известных товаров и месте их возможного приобретения. Товары и услуги должны быть представлены с помощью лаконичного изображения и краткого текста, размещенных с учетом охвата людей определенного типа.

Например, наружные задние стенки автобусов будут находиться в поле зрения водителей автомобилей, следующих за автобусом; плакаты на автовокзале попадут в поле зрения пассажиров, рекламу на автостоянках и авторынках увидят автомобилисты.

Субъекты малого предпринимательства, функционирующие на рынке транспортных услуг, должны использовать сравнительно дешевые способы поиска и сбора информации (например, простое наведение справок по телефону, просмотр статистических отчетов, специальной литературы, включая справочную, и т.д.). Можно использовать встречи и беседы с клиентами, включая в них заранее подготовленные ключевые вопросы, презентации, совмещение с рекламой.

Информацию о состоянии рынка нужно постоянно накапливать и систематизировать. В этой работе должны принимать участие все сотрудники малого АТП. Особая роль отводится тем сотрудникам, которые находятся вне предприятия и которые по долгу службы обязаны контролировать работу подвижного состава на линии, погрузочно-разгрузочные операции. Такие работники могут собрать очень интересную информацию о клиентах. Каждое письмо при деловой переписке, выходящее из предприятия, должно содержать информацию рекламного характера. Хороший эффект дает реклама на автостоянках и других местах скопления автомашин.

Разумеется, абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы и в целом рекламной кампании невозможно, поскольку на объем продаж в конечном итоге влияет множество других факторов.

Например, в сфере автотранспортных и автосервисных услуг к таким факторам можно отнести место расположения предприятия, уровень обслуживания, цену, услуги и др.

Однако даже приблизительные подсчеты позволяют сделать вывод о целесообразности рекламы.

Наибольшие возможности рекламы с точки зрения ее воздействия на потребителя имеются в сфере выполнения грузовых перевозок и автосервисных услуг. Экономическую эффективность рекламы здесь можно определить путем измерения ее влияния на увеличение объема услуг и увеличение объема продаж. При этом эффект рекламы может проявиться не сразу, поскольку при выборе исполнителя услуг потребитель должен проанализировать предложение.

Размер экономической эффективности применения различных средств рекламы зависит от степени их психологического воздействия на человека. Степень психологического воздействия рекламы на потребителей определяется путем проведения наблюдений, экспериментов, опросов. В сфере автотранспортной деятельности наибольшие возможности имеет опросный метод, с помощью которого можно выбрать наиболее эффективное средство рекламы. Опрос можно проводить как в устной, так и письменной форме. При устном опросе клиентов спрашивают, откуда (или каким образом) они узнали об услугах, предлагаемых фирмой. При анкетном методе им предлагают заполнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем, чтобы клиент знал цель опроса и постарался поточнее ответить на вопросы.

Другой важной количественной оценкой транспортных услуг является предложение, оно устанавливает связь между ценой услуги и ее количеством, которое транспортные предприятия хотят и могут продать, и выражено в количественных оценках объемов предлагаемых рынку услуг.

Предложение на рынке транспортных услуг — это количество транспортных услуг (объем транспортной работы), предлагаемое для продажи на рынке в определенный момент или период времени. Предложение, как и спрос,— величина, представляемая как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Например, при использовании метода прямого счета величина предложения автотранспортных услуг может быть рассчитана как произведение среднесписочного количества автомобилей на среднюю величину грузоподъемности парка, обслуживающего сегмент рынка на определенный момент времени.

На уровень предложения существенное влияние оказывают организация работы, состояние транспортных средств, резервы, инвестиции и накопления. В частности, чем больше коэффициент износа парка транспортных средств, тем меньше предложение, и наоборот. На наш взгляд, потенциальную и реальную оценки предложения можно получить на основании корректирования возможного объема перевозок парка транспортных средств региона на фактический коэффициент выпуска парка региона как отражающий все проблемы — от организации использования транспортных средств до разнообразных потерь времени. Оценка предложения рынка тогда будет представлена как величина, откорректированная с учетом рассчитанного коэффициента износа парка, обслуживающего данный рынок.

Оценка предложения транспортных услуг может быть выполнена с использованием универсальных методов, разработанных и применяемых, но не учитывающих специфики отрасли, ориентированных на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения предприятий, в виде методик расчета разнообразных индексов, коэффициентов, основанных на традиционных показателях. Подобные оценки позволяют оценить статистические и динамические параметры изменений рынка и уточнить, насколько сильны эти изменения.

Получение таких оценок представляет собой довольно подробную и точную характеристику уровня и величины предложения в отрасли; при этом следует учесть и факторы предложения, определяющие оба этих показателя.

Факторы предложения — характеристики услуги или рынка, изменяющие величину предложения — следующие:

1) цены на ресурсы для производства (топливо, транспортные средства, технологии, персонал, материалы);

2) технологии, стандартизация, специализация (унификация) производства;

3) уровень налогов и величина дотаций, условия государственного регулирования;

4) цены услуг у конкурентов;

5) число производителей и посредников на рынке;

6) ожидаемые изменения цен на услуги или на их комплекс;

7) неэкономические условия (внешняя среда, климат, география, общественные организации и т.д.).

На грузовом автомобильном транспорте рынок услуг характеризуется двумя основными признаками:

Большое число предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов;

Транспортная продукция слабо индивидуализирована, т.е. услуги разных перевозчиков мало отличаются друг от друга.

Для того чтобы в этих условиях не только выжить, но и эффективно функционировать, каждый перевозчик должен учитывать не только свои возможности, но и условия конкурентной среды, которые постоянно изменяются. Эти изменения происходят в течение определенного периода времени, за который перевозчик (предприятие или индивидуальный предприниматель) имеет возможность изучить, проанализировать происходящие изменения и скорректировать при необходимости свои действия на рынке. Имея информацию о конкурентах, перевозчик получает возможность прогнозировать свое поведение на рынке, возможную реакцию конкурентов, последствия подобных действий. Количество перевозчиков на рынке, согласованность их действий, вид услуг, выход на рынок услуг новых предпринимателей — все это влияет на то, какие последствия будут иметь те или иные действия перевозчика. Поэтому для любого предприятия и индивидуального предпринимателя, осуществляющего автотранспортную деятельность, целесообразно не просто вести постоянный мониторинг конкурентной среды, но и выбирать конкурентную стратегию.

Для выполнения маркетинговых мероприятий на крупных и средних АТП в настоящее время создаются специальные службы (отделы, группы). На малых предприятиях такой возможности нет, поэтому здесь маркетинговую работу выполняет один штатный маркетолог. В большинстве случаев маркетинговые мероприятия на небольших транспортных фирмах выполняют все служащие фирмы. Подобный способ организации маркетинговой работы требует четкого разделения маркетинговых функций между отдельными исполнителями.

Примерный состав маркетинговых функций для грузового АТП может включать:

Анализ (изучение) клиентуры;

Анализ (изучение) конкуренции на рынке транспортных услуг;

Анализ рыночных возможностей и конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия;

Целенаправленное изучение новых рынков автотранспортных услуг;

Конъюнктурные и прочие исследования спроса и емкости рынка;

Планирование ассортимента услуг автотранспортного предприятия;

Отслеживание текущего изменения рыночной конъюнктуры;

Исследование возможной реакции рынка и конкурентов на введение новых услуг;

Разработку коммерческих условий перевозок;

Заключение договоров с клиентурой, ведение переговорного процесса;

Оформление коммерческих операций;

Прием и оформление заявок и разовых заказов от клиентов;

Оперативное планирование и управление перевозочными процессами;

Подготовку и выдачу путевой документации;

Организацию перевозочного процесса;

Прием и предварительную обработку путевой документации.

Координацию всей работы по маркетингу осуществляет коммерческий директор, а при отсутствии этой должности — руководитель предприятия, который обязан владеть маркетинговыми способами воздействия на рынок с целью его освоения и обеспечения успеха в конкурентной борьбе с фирмами-перевозчиками.

Ограниченные финансовые возможности затрудняют малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям проведение крупных рекламных кампаний, ценовой политики, направленной на применение льготных тарифов, других дорогостоящих маркетинговых мероприятий. Много проблем возникает со сбором информации, необходимой для характеристики рынка транспортных услуг и принятия оптимальных решений. Речь идет об информации о внешней среде рынка (конкурентах, клиентах, целях, государственной политике и др.).

В процессе проведения разведки рынка руководитель малой транспортной или индивидуальной фирмы обязан накапливать информацию о каждом клиенте. Большое внимание уделяется также сбору информации о конкурентах, выполняющих аналогичные перевозки, которая включает характеристику производственных возможностей (состав автопарка и его техническое состояние, наличие ремонтной базы и т.д.), уровень издержек по статьям, размер прибыли, характеристику клиентуры и др.

Маркетинговая стратегия на грузовых автотранспортных предприятиях разрабатывается на основе результатов изучения потребностей клиентов (грузоотправителей и грузополучателей) и методов работы транспортных и экспедиторских предприятий-конкурентов.

Основные требования клиентов:

Своевременность доставки товара (груза);

Обеспечение сохранности груза при транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

Экономичность доставки;

Готовность перевозчиков и экспедиторов принять на себя функции по сбыту продукции, промежуточному хранению, упаковке и другим операциям и услугам.

Перевозчики и экспедиторы должны хорошо знать значение каждого из перечисленных требований для каждого клиента.

В процессе разработки маркетинговой стратегии необходимо:

Отыскать потенциальных отправителей и получателей груза;

Выявить требования клиента по организации доставки;

Оценить возможности транспортного предприятия по осуществлению доставки и оказанию сопутствующих услуг;

Заключить договор перевозок или договор транспортной экспедиции.

Организация управления маркетингом на автомобильном транспорте предполагает необходимость:

1) проведения анализа транспортных потребностей и возможностей;

2) выбора наиболее эффективных для предпринимателя-перевозчика видов перевозок и услуг;

3) разработки рациональных технологий и систем грузодвижения;

4) планирования развития перевозок и услуг.

Анализ транспортных потребностей и возможностей необходим для выявления новых клиентов, прогнозирования спроса на перевозки и услуги, более глубокого проникновения на транспортный рынок, изучения поведения конкурентов — других перевозчиков. В результате анализа может возникнуть необходимость в разработке и осуществлении новых видов перевозок и услуг, приобретении новых транспортных средств, погрузочно разгрузочных механизмов и т.п.

Выбор наиболее эффективных видов перевозок и услуг осуществляется путем сегментирования рынка, т.е. разделения всей обслуживаемой клиентуры на группы в зависимости от видов осуществляемых для них перевозок и услуг, их платежеспособности, требований к качеству перевозок и обслуживания. В результате сегментации определяются приоритетные клиенты и разрабатываются мероприятия по их обслуживанию.

Разработка рациональных технологий и систем грузодвижения предусматривает, во-первых, определение приоритетных и прогрессивных технологий доставки грузов и оказываемых услуг; во-вторых, определение оптимальных для клиента и предпринимателя-перевозчика затрат и тарифов на перевозки; в-третьих, разработку методов развития рациональных технологий и систем и охват ими других клиентов путем рекламы своей деятельности и т.д.




Назад | |

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по учебной дисциплине

«ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА»

для студентов специальности

«Менеджмент организации» – 080507

специализации

«Управление международными перевозками»

«Управление интермодальными перевозками»

Москва – 2008

География транспорта

Лекция №1

Транспорт как сфера услуг в мировом хозяйстве

1. Характеристика «понятий» услуга, транспортная услуга.

2. Идентификация транспорта в категории товар, рынок, мировой рынок.

3.1. Влияние транспорта на воспроизводственный цикл (сфера производства и обращения).

3.2. Особенности транспорта как сферы услуг.

3.3. Рынок транспортных услуг и его особенности.

4. Механизм и основные направления воздействия транспортного фактора на международную торговлю.

Англо-русский словарь: transportation service / Invisible service

Выводы:

1) Транспортные услуги представляют собой сферу деятельности транспортных предприятий по удовлетворению спроса клиентуры на перевозки грузов и пассажиров.

2) Транспортные услуги – это комплекс услуг

3) В транспортных услугах выделяются основные услуги (перевозка грузов и пассажиров), сопутствующие (другие услуги, непосредственно связанные с перевозочным процессом), прочие (возникающие при транспортном обслуживании, но не связанные с ним непосредственно).

4) Перевозка грузов, пассажиров – это основной вид деятельности транспорта как отрасли, оказывающий клиентуре услуги по перевозке грузов и пассажиров.

Транспортная отрасль оказывает услугу .

2. Товар – это продукт, созданный для обмена.

Это продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи.

Услуги, в том числе транспортные это тоже товары.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей и товаров.

Рынок = продавец + покупатель + товар

Таким образом, любой рынок является категорией товарного производства.

3. Транспорт является необходимым общим условием производства любой продукции.

Влияние транспорта на воспроизводственный цикл велико, так как транспорт активно воздействует на запасы сырья, топлива, готовой продукции, на вместимость складов, на продолжительность процессов производства и обращения, на развитие новых производств и на эффективность функционирования существующих.

!? Влияние транспорта на воспроизводственный цикл (перечислить из статьи)

(Существует транспорт промышленный, технологический и магистральный).

1) Универсальность транспорта.

2) Транспорт вносит свой в клад в создание ВВП

Особенности услуг:

1. Транспортные услуги заканчивают формирование потребительской стоимости производственных товаров.

Маркс: Потребительская стоимость или благо

Маржиналисты (Кларк, Паретто) заменили понятие «стоимость» на «ценность», «товар» на «экономическое благо» и ввели понятие «субъективная полезность». Таким образом, и с маржиналистской точки зрения транспорт будет заканчивать формирование субъективной полезности конкретного экономического блага. Субъективная полезность конкретного экономического блага будет расти.

2. Услуги, в том числе транспортные производятся и потребляются одновременно . Поэтому транспортные услуги не подлежат хранению.

Невозможно предварительно строго контролироватькачество транспортных услуг.

На транспортном рынке, как правило, сделки заключаются на услуги, которые ещё не выполнены .

Международная торговля, в том числе и транспортная требует присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг в стране, оказывающей те или иные услуги.

3. Транспортные услуги (как финансовые, страховые образования) традиционно находятся в полной или частичной собственности государства .

4. Большинство услуг, и в том числе транспортные не имеют овеществленной формы. (Invisible)

5. Транспорт, как особая сфера услуг отличается от других отраслей универсальностью своих технологических связей с другими отраслями, так как транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса.

6. Транспортные услуги являются материальными выразителями территорияально-географического разделения труда как на национальном уровне, так и международном.

Рынок транспортных услуг

Представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена между производителями транспортных услуг и их потребителями.

Рынок транспортных услуг, по сравнению с рынком вещественным имеет ряд особенностей:

1. Рынок транспортных услуг тесно связан с рынком вещественных товаров, как на национальном, так и международном уровне.

2. Рынок транспортных услуг активно воздействует на расширение и повышение эффективности функционирования рынка вещественных товаров.

3. Рынок транспортных вторичен по отношению к рынку вещественных товаров

4. Рынок транспортных услуг тесно связан с рынком других услуг.

5. Имеет место ярко выраженная сегментация транспортного рынка по географическому признаку, видам транспорта и типу подвижного состава.

6. В отличие от полицентричности рынка вещественных товаров, транспортный рынок моноцентричен.

7. Существует некоторая неопределенность рынка транспортных услуг, связанная с возможностью взаимозаменяемости и взаимодополняемости видов транспорта и типов подвижного состава.

8. Спрос на транспортные услуги может быть рассредоточен между отдельными видами транспорта. Аналогично по отношению к транспортным услугам.

9. Имеют место процессы интеграции рынка отдельных видов транспорта в единый транспортный рынок на национальном и международном уровне

10. Для рынка транспортных услуг характерна высокая степень напряженности (с заключением в реальном режиме времени).

11. Рынок транспортных услуг в большей степени, чем рынок вещественных товаров защищен государством от иностранной конкуренции. Торговля транспортными услугами в большей степени, чем торговля вещественными товарами сопровождается различными торговыми ограничениями и для международной торговли транспортными услугами характерны более жесткие условия конкуренции.

12. Международная торговля услугами, в том числе транспортными регулируется преимущественно мерами государственной и прежде всего тарифными регулированиями

13. Рынок международных услуг, в том числе транспортных в большей степени регулируется внутренним национальным законодательством стран-участниц.

14. Доступ к мировому транспортному рынку ограничен:

a. «привязкой транспорт» (железной дороги особенно) к определенной территории.

b. Разрешительным порядком движения транспортных средств данного государства.

Определение и содержание транспортной услуги и транспортных операций

Базовым понятием транспортного рынка является понятие транспорта и продукции перевозки. Транспорт (от лат. “перемещаю”) – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей. В системе мирового хозяйственного комплекса транспорт занимает особое место, являясь одной из базовых отраслей, формирующих инфраструктуру мирового хозяйства и оказывающих непосредственное влияние на эффективное и динамичное развитие производства. Обеспечивая бесперебойное перемещение предметов и средств труда, транспорт создает условия для непрерывного функционирования общественного производства.

Глоссарий: Продукт/услуга - результат процесса деятельности, обладающий экономической, политической, социальной, управленческой ценностью для потребителей

Перемещение вещественного продукта из сферы производства в сферу потребления есть продолжение процесса производства в процессе обращения. Издержки по перемещению продукции из пунктов производства в пункты ее потребления относятся к издержкам обращения, его транспортным составляющим и включаются в конечную цену потребления. Поэтому в ценовой конкуренции товаров транспортный фактор играет значительную роль.

Транспорт относится к сфере материального производства: само движение транспорта, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает. При этом перемещение является услугой и эта услуга специфична тем, что не поддается накоплению, а конечный результат (запасы перемещенных товаров) всегда в какой-то степени ограничен.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги поставляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Оно охватывает широкое поле деятельности от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Согласно ГК РФ услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для свободно эквивалентного обмена произведенными благами.



В отличие от других отраслей материального производства, где превалируют объемные показатели, понятие “количество перевезенных грузов” не полностью отражает величину транспортной услуги, т.к. она зависит также от расстояния перевозки. Более точно объем услуги транспорта выражается в грузообороте, который равен произведению объема перевезенных грузов на расстояние их перевозки и измеряется в тонно-километрах (т-км) или тонно-милях (т-миля). Эта же величина используется для характеристики объема спроса на транспортные перевозки, поскольку весь спрос полностью удовлетворяется только благодаря постоянному наличию избыточного тоннажа. Аналогично оценивается показатель пассажирооборота.

Осуществляя транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром торговли и служат предметом купли-продажи на транспортных рынках.

Таким образом, транспортная услуга является деятельностью хозяйствующего субъекта, направленной на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемая по предварительному согласию производителя услуги и его потребителя.

С точки зрения экономических последствий транспорт имеет:

Direct impacts related to accessibility change where transport enables larger markets and enables to save time and costs. Прямое воздействие на экономику и общество, связанное с высокой степенью доступности на все рынки производства и потребления товаров, тем самым расширяя их и позволяя экономить время и затраты.

Косвенное воздействие , связанное с экономическими последствиями эффекта мультипликатора, прежде всего роста конкуренции на отраслевых рынках, позволяющей снижать цены на товары и услуги и увеличивать их разнообразие.

Providing this mobility is an industry that offers services to its customers, employs people and pays wages, invests capital and generates income.Об уровне развития транспорта свидетельствуют показатели, определяемые:

  • At the macroeconomic level (the importance of transportation for a whole economy), transportation and the mobility it confers are linked to a level of output, employment and income within a national economy. На макроэкономическом уровне (значение транспорта для всей экономики), транспорт и мобильность связаны с темпами роста ВВП, уровнем занятости и доходности бизнеса в национальной экономике. In many developed countries, transportation accounts between 6% and 12% of the GDP. Во многих развитых странах, транспорт приходится от 6% до 12% от ВВП.

· At the microeconomic level (the importance of transportation for specific parts of the economy) transportation is linked to producer, consumer and production costs. На микроэкономическом уровне (значение транспорта для отдельных отраслей и регионов) транспортировка связана с производителем, потребителем и издержками производства. The importance of specific transport activities and infrastructure can thus be assessed for each sector of the economy . Важность конкретных видов деятельности транспорта и развития его инфраструктуры оценивается для каждого сектора экономики как доля транспортной составляющей в стоимости выпускаемой продукции. Transportation accounts on average between 10% and 15% of household expenditures while it accounts around 4% of the costs of each unit of output in manufacturing, but this figure varies greatly according to sub sectors. Транспорт составляют в среднем между 10% и 15% от расходов домашних хозяйств и его доля в каждой единицы продукции, например, машиностроения 14 %, а в каждой тонне угля 20 %. Transportation links together the factors of production in a complex web of relationships between producers and consumers.

Под рынком понимают:

Место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы.

Рыночная система, как совокупность рынков товаров и услуг, стала формироваться в России в 90-х годах прошлого века. С этого периода времени начала создаваться и рыночная инфраструктура – система организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консалтинговых, информационных, маркетинговых и логистических фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг, в том числе и транспортных организаций, выполняющих услуги по перевозкам грузов и пассажиров.

Координация действий участников рынка осуществляется государством, причем законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т.п.

Частью рыночной экономики является рынок транспортных услуг, который основан на присущих всем видам рынков общих принципах:

  • предпринимательства;
  • многообразия форм собственности на средства производства;
  • рыночного ценообразования;
  • договорных отношений между хозяйствующими субъектами– участниками рынка транспортных услуг (транспортными компаниями, поставщиками, потребителями, банками, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и физическими лицами);
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность транспортных компаний.

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь.

Рынок транспортных услуг:

"сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками". (ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 20 июля 1995 г.)

Рынок транспортных услуг образуют все, присутствующие на нем виды транспорта, которые взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества, исходя из своих технико-экономических возможностей и особенностей.

Определяя рынок транспортных услуг мы всегда имеем ввиду предоставление услуг по перевозке, т.е. перемещению грузов и пассажиров, а также сопутствующих перевозочному процессу услуг.

Рынку транспортных услуг присущи основные функции любого рынка:

Информационная – рынок транспортных услуг дает информацию о необходимом количестве и качестве транспортных услуг необходимых для потребителей и производителей;

Посредническая – рынок транспортных услуг выступает посредником между производителями и производителями;

Ценообразующая – цена на транспортные услуги складывается на основе спроса и предложения с учетом конъюнктуры;

Стимулирующая – стимулирует внедрение в транспортный процесс достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на перевозочный процесс, а также расширение ассортимента предлагаемых услуг как основных так и дополнительных и сопутствующих;

Регулирующая – рынок транспортных услуг приводит в равновесие спрос и предложение;

Координирующая – рынок транспортных услуг побуждает транспортные компании создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать большую прибыль;

Санирующая – рынок транспортных услуг очищает транспортную отрасль от экономическим слабых, нежизнеоспособных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм и услуг;

Социальная – рынок транспортных услуг дифференцирует доходы участников рынка.

Рынок услуг включает в себя как производственные (услуги по перевозке грузов и пассажиров), так и непроизводственные услуги (услуги связи, по ремонту, лизинговые услуги, услуги по страхованию, юридические услуги, бытовые и культурные услуги).

Субъектами транспортного рынка являются потребители транспортных: владельцы груза и пассажиры, а также производители транспортных услуг: транспортные компании различных видов транспорта, ОАО «РЖД» - сетевой перевозчик-владелец инфраструктуры, операторы подвижного железнодорожного состава, владельцы подвижного состава, экспедиторы, лизинговые компании, страховые компании, банки, консалтинговые, маркетинговые, аудиторские компании и т.п., которые предоставляют в совокупности весь спектр услуг, на которые может быть спрос в процессе перевозки грузов и пассажиров.

В общем виде рынок транспортных услуг разделен на следующую иерархию сегментов:

1. По типу назначения: перевозки; сопутствующие транспортные услуги

1.1. По охвату территории: глобальный (мировой) рынок транспортных услуг: международные, региональные, национальные (внутренние) перевозки

1.1.1. По предмету транспортных операций: грузы, пассажиры, багаж

1.1.1.1. По видам транспорта: морской (водный), железнодорожный, авиа, трубопроводный, автомобильный, смешанный

1.1.1.1.1. По транспортной характеристике товаров: сухой - навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

1.1.1.1.1.1. Периодичности: регулярных (линейных) грузопотоков массовых грузов или пассажиров и рынки нерегулярных разовых (чартерных) перевозок

1.1.1.1.1.1.1. По виду сообщения: прямое (одновидовое), последовательными перевозчиками: безперегрузочное (интермодальное), (смешанное - мультимодальное)

1.1.1.1.1.1.1.1. По транспортно-технологической системе: пакетная, контейнерная, рефрижераторная, ролкерная, лихтеровозная (платформы)

1.1.1.1.1.1.1.1.1. Перевозки на особых условиях режимных грузов: скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, негабаритные и пр.

Глоссарий:

мультимодальные перевозки – от multi - много, и model -вид, форма – перевозка, связанная с совместным технологическим использованием нескольких (многих) разновидностей технических модулей (транспортных средств), принадлежащим различным видам транспорта;

Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «мультимодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда лицо, организующее перевозку, несет за неё ответственность на всем пути следования- независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый транспортный документ»

интермодальные перевозки – от inter – между и model -вид, форма – последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта;

Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку- выдает различные виды транспортных документов»;

трейлерные перевозки –представляют собой систему передвижения железнодорожных вагонов на трейлерных тележках (автомобильных прицепах) по автомобильным дорогам от железнодороной станции до склада получателя и отправителя груза;

контртрейлерные перевозки – обеспечивают доставку загруженных автомобильных полуприцепов или прицепов по железным дорогам;

лихтенные перевозки – перевозки грузов осущесвтляются в несамоходных грузовых судах – лихтерах, которые, в свою очередь, перевозятся морским путем на крупнотоннажных судах-лихтеровзах;

ройд-рейлерные перевозки – основаны на применение специального транспортного средства (роудрейлера), представляющего собой контрейлер с комбинированной ходовой частью для движения по рельсовым путям и автомобильным дорогам;

ролкерные перевозки – обеспечивают перевозку специальными паромами («ро-ро») груженых автомобилей и автопоездов, различной самоходной техники, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов методом наката;

Общая совокупность всех видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования представляет собой услуги, выполняемые и потребляемые в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

Приведенные сегменты рынка транспортных услуг являются основными. Одновременно с ними на рынке присутствуют услуги:

· сопутствующие транспортные услуги – объективно необходимые и субъективно приемлемые для выполнения перевозки определенного вида, обеспечивающие требуемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

· сопутствующие транспортные услуги - общественно необходимые для выполнения перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственного регулирования (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: